0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как часто надо проходить медосмотр водителям справочник автомобилиста

В организации есть структурное подразделение — участок механизации, в котором работают 15 водителей (водители грузовых автомобилей, машинисты экскаваторов, водители легковых автомобилей). Водители проходят периодический медицинский осмотр один раз в два года за счет средств работодателя. Нужно ли водителям также ежегодно проходить освидетельствование на право управления транспортными средствами с выдачей заключения (медицинская справка, выданная водителю или кандидату в водители, действительна 12 месяцев с даты выдачи)? Есть ли какой-либо нормативный документ, устанавливающий необходимость проведения данного освидетельствования для водителей организации по окончании срока его действия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не содержит требований о периодическом прохождении медицинских освидетельствований для подтверждения водителями права на управление транспортным средством по окончании срока действия медицинского заключения, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. Соответственно, у водителей нет обязанности проходить медицинское освидетельствование по окончании срока действия медицинского заключения по форме N 003-В/у.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств или кандидатов в водители (далее — Порядок), а также форма медицинского заключения (форма N 003-В/у) по результатам такого освидетельствования утверждены приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 N 344н.
В силу п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ и п. 4 Порядка медицинское освидетельствование проводится в отношении:
1) кандидатов в водители транспортных средств;
2) водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП РФ), либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
3) лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что медицинское заключение по форме N 003-В/у действительно в течение 12 месяцев с даты выдачи.
При этом законодательство не содержит требований о периодическом прохождении медицинских освидетельствований для подтверждения водителями права на управление транспортным средством по окончании срока действия медицинского заключения, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия.
Соответственно, у водителей нет обязанности проходить медицинское освидетельствование по окончании срока действия медицинского заключения по форме N 003-В/у. Аналогичные разъяснения дают и представители Роструда (ответ 1, ответ 2, ответ 3 на вопросы, размещенные на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Вместо этого предусмотрено прохождение сотрудниками, занятыми на работах, связанных с движением транспорта и управлением наземными транспортными средствами, обязательных периодических медицинских осмотров за счет средств работодателя для определения пригодности выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ, п. 27 приложения N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
Следовательно, законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр и медицинское освидетельствование. Они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д., соответственно, порядок их проведения урегулирован различными нормами права.
Медицинское освидетельствование (и переосвидетельствование) кандидатов в водители и водителей транспортных средств необходимо для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет.
Медицинский осмотр же осуществляется в целях определения пригодности работников, связанных с движением транспорта, для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (часть 1 ст. 213 ТК РФ).
Таким образом, упомянутое в вопросе медицинское освидетельствование проводится лишь в определенных п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ и п. 4 Порядка случаях и не является медицинским осмотром, который в силу части 2 ст. 212 и части 7 ст. 213 ТК РФ должен организовываться и оплачиваться за счет средств работодателя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Ответ прошел контроль качества

8 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.
Читать еще:  Образец договора аренды площади под торговый автомат

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед проведением замены прав на новые);
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона «О безопасности дорожного движения«.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.697 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Медкомиссия для водителей в 2019 году – подробная инструкция по прохождению медосмотра

Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально. Как в нынешнем году осуществляется медкомиссия для водителей и в чем состоят недавние изменения порядка проведения медицинского освидетельствования?

Цель прохождения медкомиссии

Большинству водителей медосмотр кажется бессмысленным мероприятием, которое лишь отнимает время и деньги. Однако разобравшись, почему законодательство РФ предписывает водителю пройти медицинскую комиссию и получить медсправку, будет легче согласиться с целесообразностью этой меры.

Водительская комиссия позволяет выявить причины, по которым определенные лица не могут быть допущены к управлению ТС. По ее итогам граждане, состояние здоровья которых представляет потенциальную опасность для остальных участников движения, просто не могут садиться за руль. Это позволяет другим водителям чувствовать себя безопаснее на дорогах, а уровень ДТП значительно снижается.

В ст. 4 Приказа Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344-н объясняется, в каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование и как происходит получение справки по форме, установленной законодательством. Это происходит при:

  • получении водительского удостоверения (ВУ);
  • замене ВУ по истечении срока действия (в России этот срок составляет 10 лет);
  • возврате изъятого судом ВУ с истекшим сроком действия;
  • открытии очередной водительской категории;
  • трудоустройстве в качестве водителя.

Нужно отметить, что от профессионалов требуется не только медсправка для работы водителем, но и регулярное переосвидетельствование.

Законодательная база

Все нюансы прохождения медицинского освидетельствования регулируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон № 437 от 28.12.2013 (оговаривает порядок и правила прохождения комиссии).
  • Инструкция по приему экзаменационных аттестаций ПДД.
  • Приказ № 302-Н Минздравсоцразвития от 12.04.2014 (перечень условий, по которым водитель не допускается к управлению ТС).
  • Ст. 23 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 в ред. от 03.07.2016 (перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности дорожного движения).

Как следует из указанных документов, наличие справки, подтверждающей удовлетворительные результаты медкомиссии, — одно из главных условий определения пригодности гражданина к управлению автотранспортным средством.

Необходимость на предприятии

Российское законодательство предъявляет особые требования к водителям-профессионалам. Обязательны регулярные медицинские осмотры и освидетельствования работников автотранспортного предприятия. За любые нарушения порядка проведения этих мероприятий предусматриваются штрафные санкции.

Согласно п 4. вышеупомянутого ФЗ и п.1 ст. 213 ТК РФ, обязательный периодический медосмотр водителей на предприятии проходят все, кто занимает эту должность, независимо от расстояний, преодолеваемых во время работы, и типа ТС.

Следует отметить, что это требование распространяется не только на АТП с многочисленным штатом работников, но и на индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно занимаются перевозками.

Если обычную медкомиссию оплачивают водители (и кандидаты в них), то, в соответствии с ч. 7 ст. 213 ТК РФ, медицинское освидетельствование водителей на предприятии финансируется из средств работодателя.

Новое в законодательстве

Весной 2016 года начали действовать некоторые изменения. Для того чтобы не стать невольным нарушителем закона, следует выяснить, в чем заключается суть новой медкомиссии для водителей в 2019 году.

11.03.2016 в Министерстве юстиции РФ был официально зарегистрирован приказ Минздрава РФ № 344-н от 15.06.2015 , касающийся проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей/кандидатов в водители ТС. Согласно этому документу:

  • начинает действовать новый порядок проведения медкомиссии;
  • упраздняется предыдущий порядок;
  • вводятся новые правила тестирования водителей на состояние разных видов опьянения.

Новый приказ регулирует процесс осуществления освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением срока их действия, а также при их возврате после лишения права на управление ТС. Медсправка больше не потребуется при восстановлении утерянного документа и при смене фамилии. С июля 2016 лицензированные медучреждения начали использовать новую форму водительской справки 003 В/У.

Сравнение с прежними нормами

Новые правила содержат более жесткие требования в отношении проведения в 2019 году медицинского освидетельствования водителей транспортных средств на наличие в организме алкоголя или наркотиков. Зато нормы прохождения медкомиссии при получении или замене ВУ стали значительно проще. Например, из перечня врачей, к которым нужно обратиться, были исключены:

Читать еще:  Невменяемость в административном праве

Заключение невролога теперь потребуется исключительно в случае, если терапевт обнаружит основания для этого. Аналогичное условие действует и в отношении ЭЭГ (электроэнцефалографии). Нарколог и психиатр больше не имеют права требовать от водителей ЭЭГ и заключение психолога.

Нужно подчеркнуть, что на упрощение процедуры могут рассчитывать только водители легковых авто и мотоциклов. Для соискателей категории С и выше перечень необходимых специалистов сохраняется.

Как пройти медкомиссию «по-новому»

При обращении в учреждение, уполномоченное для проведения подобного рода осмотров, будущие водители должны предъявить лишь свой гражданский паспорт (иногородние прилагают документ о временной регистрации). Во время «перекомиссии» любители предоставляют свое ВУ, а профессионалы приносят еще и заключение, выданное при предыдущем осмотре.

Справка оформляется и подписывается терапевтом. Этот врач анализирует заключения осмотров других специалистов и результаты назначенных ими обследований.

Нарколог имеет право назначить проведение анализа мочи/крови водителя, чтобы исключить хронический алкоголизм и факт употребления наркотиков. А если психиатр обнаружит признаки заболеваний, при которых противопоказано управление ТС, он может инициировать психиатрическое освидетельствование.

Многие водители уже на себе испытали преимущества «облегченного» прохождения освидетельствования. По их оценкам, медкомиссия для ГИБДД и ГАИ нового образца со всеми специалистами в 2019 году обходится примерно в 1500 – 3000 рублей в государственных поликлиниках и до 5 тыс. рублей – в частных. Если прежде посещение всех специалистов занимало несколько рабочих дней, то сегодня можно уложиться всего в один.

Итог прохождения комиссии — выдача справки по форме 003-В/у с медицинским заключением о его пригодности к управлению транспортным средством указанной категории.

Виды и периодичность осмотра

Водители автомобилей обычно проходят следующие виды осмотров:

  • медкомиссия для ГИБДД (мероприятия, связанные с получением водительского удостоверения);
  • осмотр для допуска к осуществлению профессиональных обязанностей водителя.

Частота прохождения комиссии напрямую зависит от вида требуемого осмотра.

Ежегодный медосмотр водителей проводится, лишь если человек:

  • не достиг 21 года (для профессионалов);
  • имеет определенные ограничения по состоянию здоровья.

Медицинская справка по образцу 003-В/У действительна в течении 12 месяцев, с момента ее выдачи. Ее обладатель вправе обращаться с ней в ГИБДД вплоть до самого последнего дня, входящего в этот срок.

Освидетельствование перед рейсом

Медосмотр водителей перед рейсом — совершенно иная процедура. Он был введен в отдельных ведомствах СССР еще в 1960-х годах и позволял выявить и отстранить от работы водителей, которые находились в состоянии разного рода опьянения, под воздействием лекарств, снижающих уровень реакции, были больны или просто устали.

Поскольку внедренная мера привела к снижению показателей травматизма, в 70-х годах медицинское освидетельствование водителей перед выездом стало практиковаться во всех крупных автохозяйствах. Например, благодаря проведению регулярных осмотров на транспортных предприятиях столицы в 1978 году количество ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, снизилось почти на 58%.

В то время медицинское освидетельствование водителей перед рейсом могли проводить обученные инспекторы. Однако с 1999 года оно было поручено исключительно медработникам, получившим соответствующую подготовку.

В наши дни обязанность организовать предрейсовое медицинское освидетельствование водителей возлагается на каждое юрлицо и ИП (ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Это правило не распространяется лишь на экстренные службы (полицию и Госавтоинспекцию, скорую помощь, газовиков, МЧС, пожарных и пр.).

Основанием для отстранения работника от управления ТС служат:

  • симптомы заболевания;
  • изменение нормальной частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки опьянения.

Результаты осмотра фиксируются в журнале. Если медработник не обнаруживает отклонений, он ставит штамп в путевом листе, где указываются сведения о времени прохождения освидетельствования, а также ФИО сотрудника, ответственного за проведение процедуры.

Где нужно проходить

Право выдавать справки о прохождении медкомиссии имеют государственные и частные медицинские учреждения, получившие лицензию на проведение подобного рода мероприятий. Хотя водитель может пройти медосмотр в любом из них, обращаться к наркологу и психиатру следует исключительно в государственные учреждения по месту постоянной или временной регистрации.

Стоимость услуг колеблется в зависимости от типа учреждения и места жительства. Нарколог и психиатр принимают только в районных отдельных диспансерах. Прием каждого из этих специалистов обойдется в 350–1000 рублей.

Каких врачей нужно посетить

Новые требования предписывают большинству водителей получение заключений четырех врачей. Однако этим списком могут ограничиться только соискатели определенных категорий, да и то при отсутствии серьезных заболеваний. Вот как можно обобщить требования для разных категорий водителей.

Если соискатель планирует открывать несколько категорий одновременно или в течение ближайшего года, он должен заявить об этом еще до начала осмотров. Благодаря этому не придется платить за комиссию еще раз.

Кто не пройдет медкомиссию

Если соискатель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из указанных в справке врачей или не соглашается сдать анализы, терапевт не может оформить его справку. Также, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, медицинское заключение не может быть выдано при наличии серьезных отклонений в физическом и психическом состоянии обследуемого:

  • хронические эндокринные заболевания;
  • серьезные глазные болезни;
  • патологии конечностей;
  • регулярные припадки/потеря сознания;
  • задержка физического или умственного развития;
  • опасные для общества психические заболевания;
  • алкоголизм;
  • наркозависимость;
  • порок сердца.

Наличие перечисленных отклонений у водителя может представлять опасность для него самого, его пассажиров, а также других автомобилистов и пешеходов.

Водительская медкомиссия в Орехово-Зуево: Видео

Когда, кому и насколько регулярно нужна медкомиссия для водителей

Хорошее здоровье и адекватное состояние человека за рулем – важные условия безопасности движения. Поэтому время от времени каждый автомобилист обязан проходить медкомиссию. Это касается как водителей личных ТС, так и профессионалов, особенно тех, кто возит опасные грузы или пассажиров.

Когда нужно проходить медкомиссию

Необходимость медицинского обследования автомобилистов регламентируется Приказом Министерства здравоохранения №344н от 15.06.2015. Есть также глава 23 закона “О безопасности дорожного движения, в которой расписаны цели врачебного осмотра и особенности его проведения”. Существуют и другие нормативные акты, требующие прохождения процедуры.

Медкомиссия позволяет выявить патологии или временные состояния, при которых автомобилист может стать опасен, будучи за рулем.

В пункте 4 Приложения 1 Приказа №344н перечислены обстоятельства, при которых должно быть выполнено обследование:

  • получение водительских прав после учебы в автошколе и сдачи экзамена;
  • замена документа, утратившего силу по окончании срока годности;
  • возврат прав после лишения из-за административного или уголовного правонарушения, если наказание налагалось за употребление алкоголя за рулем либо дополнялось запретом водить машину в течение определенного периода;
  • обнаружение при периодическом осмотре у профессионального водителя признаков заболеваний, которые являются противопоказаниями к управлению ТС;
  • поступление на работу водителем.

Кроме того, последняя категория автомобилистов проходит регулярное медицинское переосвидетельствование.

Если права были утеряны раньше окончания срока действия или испорчены, водитель их восстанавливает, проходить медосмотр и предоставлять в инспекцию справку не нужно. Нет необходимости в повторном обследовании и у тех, кто оформляет новое ВУ из-за смены личных данных.

А здесь подробнее о том, как проходит расследование ДТП.

Где это можно сделать

Медосмотр для получения справки о разрешении водить машину должен проводиться в учреждении, имеющем лицензию на этот вид деятельности. Оно может быть частным или государственным. Но здесь есть один нюанс. Всем автомобилистам вне зависимости от категории прав необходимо заключение нарколога и психиатра.

Читать еще:  Пересечение двойной сплошной линии штраф 2020при завершении обгона

Водитель должен обращаться к специалистам, работающим в государственной либо муниципальной клинике по месту его регистрации или пребывания. Практикующие в частном порядке наркологи и психиатры не могут давать заключение для получения справки.

Обследоваться у остальных специалистов можно где угодно, если у их клиники есть разрешение на проведение медосмотров водителей. ГИБДД не имеет права диктовать, в какое учреждение соискатель должен обращаться. Но лучше, чтобы оно было в том же городе, где автомобилист живет.

Как часто требуется проходить для водителя

Периодичность и регулярность процедуры для допуска к управлению ТС зависит от вида медицинского обследования:

  • если это первое оформление прав, осмотр производится однократно;
  • для замены утратившего силу удостоверения – каждые 10 лет;
  • для возврата прав после лишения – по мере надобности (сколько раз отнимут ВУ, столько и будет медосмотров);
  • если человек работает водителем – каждые 2 года;
  • при устройстве на эту должность – однократно, а затем в соответствии с требованиями к ней;
  • если профессиональному водителю нет 21, он проходит процедуру ежегодно;
  • та же норма существует и для тех, у кого выявлены ограничения по здоровью.

Обычно на медицинской справке указывают срок ее действия. После него нужно проходить осмотр еще раз. Профессиональных водителей медицинское обследование ждет перед началом рейса и после него. Это вне зависимости от расстояния, которое предстоит проехать.

Правила прохождения медкомиссии

Для обследования водителю следует прийти в медучреждение, взяв с собой паспорт и 2 фотографии. Те, для кого это профессия, должны взять также справку с предыдущего осмотра. Документы подают в регистратуру, где специалист заполняет Медицинскую карту пациента, внося в нее его личные данные. Там же информируют о специалистах, которых необходимо посетить. Обязательно обследоваться:

  • у терапевта (врача общего практики);
  • у офтальмолога;
  • у психиатра;
  • у нарколога.

По предписанию последнего необходимо также сдавать анализы мочи и крови. Если терапевт или ВОП сочтет нужным, может направить автомобилиста еще и к неврологу. А тот в свою очередь имеет право требовать от пациента сделать электроэнцефалографию.

Обследование у невролога, оториноларинголога и ЭЭГ являются обязательными для тех, у кого категория прав C, C1, CE, C1E, D, D1, DE, D1E, Tm, Tb. Для получения остальных типов документа к этим врачам обращаться не нужно.

Каждый специалист опрашивает и осматривает пациента, выполняет необходимые для установления состояния его здоровья медицинские манипуляции. Затем каждый из них пишет свое заключение относительно обследуемого в Медицинской карте. На ее основании терапевт оформляет заведенное в регистратуре Медицинское заключение на специальном бланке. Его можно предъявлять в ГИБДД.

Действительным документ будет в течение следующих 12 месяцев. Он свидетельствует о том, что водитель не имеет медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Если психиатр или нарколог обнаружили у соискателя проблемы, его направляют на врачебную комиссию. В нее входят несколько специалистов этого профиля, работающих в клинике.

О том, как проходит процедура получения медицинской водительской справки, смотрите в этом видео:

Что помешает получить допуск к вождению машины

Справку о том, что у человека нет противопоказаний к управлению автомобилем, не дадут тому, кто отказался от обследования. Тот же результат ждет соискателей, которые не показались одному из специалистов или не сдали кровь, мочу. Кроме того, есть список состояний, при которых врачи не позволят претенденту на получение разрешения сесть за руль:

  • хронические эндокринные патологии в тяжелой форме;
  • серьезные офтальмологические заболевания;
  • патологии конечностей, нарушающие их функции;
  • припадки с потерей сознания;
  • несоответствующие возрасту физическое и умственное развитие;
  • психические болезни;
  • алкоголизм и наркомания;
  • тяжелые пороки сердца.

При перечисленных проблемах со здоровьем водить машину опасно. Но это далеко не весь список болезней, не дающих возможности сесть за руль. Полный перечень есть в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29.12.2014 г.

Как проходит освидетельствование у профессиональных водителей

Медицинское обследование перед рейсом и после него проводится для того, чтобы определить состояние сотрудника в конкретный момент, выявить алкогольное опьянение, плохое самочувствие, сильную усталость, замедленную реакцию. Любой из этих факторов может привести к аварии. И теперь в каждой организации водителей перед рейсом должен осмотреть медработник.

Эта норма действительна для государственных и частных компаний, а также ИП, занимающихся перевозками грузов или людей.

Специалист, который обследует водителей перед поездкой, должен иметь сертификат на данный вид деятельности. Он может состоять в штате организации или быть приглашенным. Но специальная подготовка и документ о том, что она есть, необходимы.

Освидетельствование состоит из нескольких манипуляций:

  • обследования глаз (в том числе особенностей реакции зрачков на свет), слизистых оболочек;
  • опроса о самочувствии;
  • измерения артериального давления и пульса;
  • теста на алкоголь с помощью сертифицированного прибора;
  • экспресс-исследований мочи и крови, если медик сочтет нужным.

Результат процедуры отражают в путевом листе, который водитель берет с собой в дорогу. В нем ставят штамп о допуске к работе. Запись делают также в регистрационном журнале.

Отстранить сотрудника от рейса могут не только из-за того, что от него пахнет алкоголем. Причиной отсутствия допуска к управлению ТС могут стать повышенное или пониженное давление, ненормальная частота сердечных сокращений, другие признаки нездорового состояния сотрудника.

О том, как проходит медицинское освидетельствование, смотрите в этом видео:

Что будет, если нет медицинской справки

В отсутствие разрешения от медиков к управлению транспортным средством автолюбитель не получит права в ГИБДД. Неважно, первое это ВУ, или он меняет документ с истекшим сроком действия. Возможно, что 10 лет назад его состояние здоровья позволяло водить машину, а спустя это время оно ухудшилось.

Езда без прав или с просроченным документом (что по закону одно и то же) наказывается по ч.1 ст.12.7 штрафом в 5000 — 15000 р. Кроме того, здесь применима ст.11.32 КоАП:

Она относится и к профессиональным водителям, а также руководителям предприятий, на которых они работают.

Кто платит за медосмотр

Обследование не входит в перечень манипуляций, выполняемых в рамках обязательного медицинского страхования. Плата за него осуществляется в соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Приказу Минздрава №344н от 2015 года:

То же есть в законе «О безопасности дорожного движения».

Что касается водителей, являющихся наемными сотрудниками, за них платит работодатель. Эта норма также установлена законом. Медицинское обследование одного человека обойдется в 2000 — 3000 р. В частной клинике оно может быть дороже. Стоимость услуг зависит также от региона, но в общем она доступна всем категориям населения.

Водителю очень важно адекватно оценивать состояние своего здоровья, а помочь в этом могут только медики. Поэтому во время обязательного обследования важно правдиво отвечать на их вопросы, не скрывать проблемы. Автомобилист и сам отвечает за то, в каком состоянии сел за руль. Никогда не стоит этого делать при плохом самочувствии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector