3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Камера административного задержания

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627
«Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г., 26 января 2011 г., 4 сентября 2012 г., 26 ноября 2013 г.

В соответствии со статьей 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим право осуществлять административное задержание, обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным настоящим постановлением Положением, за счет средств, выделяемых на текущее содержание указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

15 октября 2003 г.

Положение
об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627)

С изменениями и дополнениями от:

1 февраля 2005 г., 26 января 2011 г., 4 сентября 2012 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — задержанные лица).

2. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — специальные помещения).

3. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Правила оборудования специально отведенных помещений пограничных органов для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, утвержденные приказом ФСБ РФ от 19 января 2009 г. N 8

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. N 1069 в пункт 4 внесены изменения

4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205.

Указанные лица также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

5. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882 в пункт 6 внесены изменения

6. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.

Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Старший медицинский работник бригады скорой помощи или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова», форма которой утверждается в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации.

7. В специальном помещении раздельно размещаются:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

8. Запрещается размещать в специальных помещениях:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

9. Задержанные лица, указанные в подпунктах «а-в» пункта 8 настоящего Положения, не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.

10. За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.

11. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

12. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

14. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.

15. Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

16. Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.

17. Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

18. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

19. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях, либо в специальных учреждениях. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия, а также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

В специальных помещениях запрещается размещать лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое», лиц, страдающих сахарным диабетом, беременных женщин, а также взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям. Однако такой запрет действует только при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного по результатам осмотра задержанного лица.

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Читать еще:  Какой штраф за переоборудование автомобиля

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 21 октября 2003 г. N 211, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 октября 2003 г. N 42 ст. 4077

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2013 г. N 1069

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 26 января 2011 г. N 24

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Энциклопедия решений. Содержание в полиции административно задержанных лиц

Содержание в полиции административно задержанных лиц

Задержанное лицо отправляют (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ) в специально отведенное для этого помещения (КАЗ, или комната (камера) административно задержанных, также КСЗЛ — комната для содержания задержанных лиц). Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ). Условия содержания в КАЗе определены специальным Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (далее — Положение N 627).

Перед препровождением в КАЗ задержанного и его вещи досматривают по процедуре ст. 27.7. КоАП РФ. В самом КоАП РФ это не закреплено, однако того требует Закон о полиции (ч. 6 ст. 14), а также п. 6 Положения N 627 (и подзаконные акты МВД России, см. п. 200 Административного регламента N 185, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389, далее — Наставление). Поскольку законом не предусмотрена возможность проведения личного досмотра в отсутствие понятых (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), то понятые обязательно участвуют в таком досмотре. Запись о проведенном досмотре и его результатах вносится в протокол задержания и удостоверяется подписями понятых (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).

После проведения досмотра у задержанных изымаются предметы, вещества и продукты питания:

1) обнаруженные орудия или предметы административного правонарушения, или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие предметы изымаются в присутствии вышеупомянутых понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ), упаковываются по правилам ст. 27.10 КоАП РФ и хранятся согласно инструкции, утв. приказом МВД России от 31.12.2009 N 1025, до рассмотрения дела об административном правонарушении;

2) опасные или же такие, которые могут быть использованы в качестве орудия преступления;

3) продукты и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (абз. 1 п. 11 Наставления). Перечень разрешенных продуктов и предметов приводится в приложении N 4 к Наставлению; он довольно скромен — например, разрешена пластиковая посуда, некоторые туалетные принадлежности, готовая к употреблению еда. В принципе, задержанным позволительно оставить при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли (п. 14 Положения N 627). Документы, с которыми задержанный мог бы «поработать» в камере, ему тоже не оставляют (решение Ленинского районного суда г. Саранска от 10.05.2017 по делу N 2-1341/2017).

Родственники и знакомые могут принести задержанному передачу (еда и гигиенические предметы первой необходимости). Такие передачи проверяются сотрудниками полиции и передаются задержанному, обязательно в присутствии передающего (п. 16 Положения N 627).

Изъятое имущество, упомянутое в п. 2 и 3, хранится в МВД и возвращается задержанному после истечения срока задержания (п. 17 Положения N 627, абз. 2 п. 11 Наставления).

После досмотра у некоторых задержанных снимают отпечатки пальцев — а именно у тех, которые подлежат обязательно дактилоскопической регистрации в соответствии с федеральным законом. В частности, дактилоскопируют тех задержанных, чью личность иным образом установить невозможно (абз. 3 п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»), и лиц иных категорий (п. 12 Наставления). На практике зачастую берут отпечатки пальцев у каждого, если дактилоскопист на месте (см., например, решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 07.04.2014 по делу N 2-1156/2014).

Кроме именно административного досмотра, задержанных также осматривают два раза — до помещения в КАЗ (комнату или камеру для административно задержанных) и после окончания срока задержания (ч. 16 ст. 14 Закона о полиции, абз. 2 п. 200 Административного регламента N 185). Цель этого осмотра — выявить признаки психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний у задержанного (абз. 3 п. 6 Положения N 627), у задержанного узнают, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья (п. 15 Наставления). Результаты осмотра вносятся в протокол задержания.

В случае если задержанное лицо имеет видимые признаки ранения или телесных повреждений, полиция обязана пригласить бригаду скорой медицинской помощи, а если это невозможно — доставить задержанного в ближайшую государственную или муниципальную больницу (п. 16.1 Наставления). Кроме того, необходимо выяснить у задержанного, откуда, когда и как появились эти повреждения и ранения (п. 16.2 Наставления), и в течение трех часов сообщить о травме (тяжёлом заболевании, увечье) близким родственникам задержанного и прокурору (п. 16.4 Наставления).

Задержанные на срок более трех часов обеспечиваются питанием по норме питания, утверждённой постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205, причем предполагается, как правило, наличие горячего питания (абз. 2 п. 4 Положения N 627). Этот срок исчисляется с момента фактического доставления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, решение Белокурихинского городского суда Алтайского края от 22.09.2016 по делу N 2-321/2016).

Задержанные располагаются на скамейках или диванах, а задержанным на срок более трех часов предоставляется (в ночное время) место для сна (п. 11 Положения N 627). Положение N 627 не предписывает выдачу постельных принадлежностей, поэтому жалобы на условия содержания в этой части суды признают необоснованными (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015). Однако существуют судебные решения, устанавливающие, что объем ограничения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, не может превышать аналогичного для лиц, задержанных за совершение уголовных преступлений, которым постельные принадлежности и белье для сна предоставляются (на основании п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, см. также решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу N 2-1061/2015, апелляционные определения СК по административным делам ВС Республики Хакасия от 12.04.2017 по делу N 33а-889/2017, СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.09.2012 по делу N 33-7877/2012).

Норма площади на одного человека в КАЗ составляет не менее четырех квадратных метров на человека (п. 1 Приложения N 2 к Наставлению; это согласуется с ч. 11 Положения N 627, см. также решение Чердынского районного суда от 21.06.2017 по делу N 2а-152/2017). Нарушения указанного права административно задержанных могут быть легко доказуемы, потому что все задержанные должны быть зарегистрированы (п. 8.3 Наставления) в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (приложение N 3 к Наставлению), причем фиксируются дата и время задержания и окончания срока задержания (в часах и минутах), что позволяет достоверно установить периоды времени, в течение которых упомянутая выше норма площади не соблюдалась (см, например, мотивировочную часть Решения Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015).

Задержанных располагают не в одну общую камеру, а распределяют: женщин отдельно от мужчин, несовершеннолетних отдельно от взрослых, заразных больных отдельно от всех остальных (ч. 7 Положения N 627). При этом тяжелобольные люди (а также больные в состоянии средней тяжести), беременные женщины, больные сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени) не могут быть размещены в КАЗе (п. 8 Положения N 627). То же относится к таким задержанным, у которых с собой дети до 14 лет, при условии, что детей нельзя передать родственникам (п. 8 Положения N 627). На практике таких лиц не всегда отпускают домой, однако до рассмотрения дела судьей размещают в более комфортных условиях, например, в комнате отдыха сотрудников ОВД. Вопреки распространенному убеждению, административно задержанных не обязаны размещать отдельно от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, поскольку это не предусмотрено ни Положением N 627, ни иными актами (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу N 2-923/2015).

Как правило, административно задержанный остается в КАЗ (КСЗЛ) ненадолго (во всяком случае, в качестве именно задержанного, а не подвергнутого административному аресту). В самое ближайшее время задержанного препроводят к судье для разбирательства по его административному делу, поскольку такое дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ), и поскольку скорейшего направления требуют ведомственные акты МВД России (см. п. 19 Наставления, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 N 389). В любом случае, по истечении 48 часов, проведенных в КАЗ, в отсутствие судебного решения полиция обязательно отпустит человека на свободу (поскольку этого требует ч. 1 ст. 14 Закона о полиции и подзаконные акты, например, п. 201 Административного регламента N 185; а кроме того, полицейские «опасаются» прокурорских проверок за законностью нахождения задержанных лиц в КАЗ).

Читать еще:  Образец жалоба в админикстацию жителей на открытые колодцы смотровые

Куда можно жаловаться?

На любые нарушения закона, связанные с содержанием в КАЗ (КСЗЛ), можно пожаловаться в суд (в порядке главы 22 КАС РФ) или в досудебном порядке в вышестоящий орган полиции либо прокурору (ст. 53 Закона о полиции, п. 32 Наставления, ст. 10 Закона о прокуратуре). Рассмотрение досудебных обращений осуществляется по правилам Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707.

Установленные нарушения, связанные с режимом пребывания административно задержанного в КАЗ, могут являться самостоятельным (независимо от законности самого задержания) основанием для возмещения причиненного вреда, в том числе морального, в порядке ст. 1069 ГК РФ (решения Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу N 2-1061/2015, Советского районного суда г. Орла Орловской области от 15.08.2014 по делу N 2-2236/14, Ленинского районного суда г. Костромы Костромской области от 04.12.2014 по делу N 2-2047/2014, Смирныховского районного суда Сахалинской области от 28.04.2014 по делу N 2-208/2014).

о камерах для административно задержанных

Само постановление с положением внизу под катом, а пока пару мыслей/важных (для меня) моментов.

1. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия (п. 4 Положения. норма №3 – внизу, но вкратце — полкг хлеба, полкг картошки, 250г овощей, по 100 г мяса и рыбы, чай — надо б посмотреть, что из этого должны готовить. 🙂

2. Перед помещением в КАЗ проводится личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица. О чем составляется протокол (либо делается запись в протоколе административного задержания). (п. 6 Положения). КСТАТИ! В положении нет намеков на понятых. По логике понятые быть должны, НО прямого указания на это нет. 🙁

3. При необходимости сотрудники милиции вызывают «скорую» или других медиков.(п. 6 Положения)

4. Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна. (п. 11)

5. В туалет — по просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц. (п. 12 Положения)

6. У задержанных изымается всё, кроме одежды, головного убора, одной пары обуви по сезону. Всё остальное возвращается по истечении срока — за исключением орудий и предметов правонарушения (до решения вопроса по существу) (п. 14, 16, 17 Положения) Шнурки и ремень, теоретически, подходят под «Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления«.

По сути — традиционная херня вместо понятного документа.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2003 г. N 627

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ
ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НОРМАХ ПИТАНИЯ
И ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАКИХ ЛИЦ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

В соответствии со статьей 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим право осуществлять административное задержание, обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных утвержденным настоящим Постановлением Положением, за счет средств, выделяемых на текущее содержание указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

от 15 октября 2003 г. N 627

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ
ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НОРМАХ ПИТАНИЯ
И ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАКИХ ЛИЦ

1. Настоящее Положение определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — задержанные лица).

2. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — специальные помещения).

3. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

4. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме N 3 суточного довольствия, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1992 г. N 935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

5. Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

6. Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.

Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

Должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, а также иное специально уполномоченное лицо, находящееся в месте содержания задержанного лица, при необходимости приглашает для консультации и оказания медицинской помощи бригаду скорой помощи или иных специалистов государственных или муниципальных учреждений здравоохранения.

Старший медицинский работник бригады скорой помощи или иной специалист, осуществляющий осмотр задержанного лица и оказание ему медицинской помощи, заполняют «Карту вызова», форма которой утверждается в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В специальном помещении раздельно размещаются:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

8. Запрещается размещать в специальных помещениях:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

9. Задержанные лица, указанные в подпунктах «а — в» пункта 8 настоящего Положения, не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.

10. За поведением задержанных лиц, находящихся в специальных помещениях, устанавливается наблюдение должностными лицами органа, в ведении которого находится специальное помещение.

11. Задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. метров.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

12. Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.

13. В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

14. Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в том числе протезы или костыли.

15. Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

16. Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Запрещается прием и передача задержанным лицам предметов, веществ и продуктов питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления.

Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.

Читать еще:  Оплата административного штрафа

17. Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

18. При наличии у задержанного лица к моменту освобождения жалоб на состояние здоровья, а также при выявлении у него инфекционного заболевания он направляется в установленном порядке в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

19. При убытии задержанных лиц с инфекционными заболеваниями (в том числе туберкулезом) производится заключительная дезинфекция специальных помещений, где они содержались.

НОРМА N 3

суточного довольствия лиц, находящихся

в следственных изоляторах Министерства внутренних

Порядок проведения административного задержания

Статья 27.3 КоАП РФ определяет административное задержание как временное ограничение свободы гражданина, применяемое либо для обеспечения надлежащего рассмотрения дела по совершенному правонарушению, либо во исполнение постановления по уже рассмотренному делу. Хотя такая мера влечет за собой менее тяжкие последствия, чем уголовное задержание, требования по соблюдению процедуры достаточно жесткие.

Основания для административного задержания

Административное задержание представляет собой ограничение закрепленных в Конституции РФ прав гражданина на личную свободу и свободу передвижения.

Поэтому эта мера применяется в отдельных случаях:

  • с целью предотвращения возможного преступления;
  • для возможности рассмотрения дела в установленный срок;
  • для составления административного протокола;
  • с целью исполнения вынесенного решения суда.

По закону нельзя задержать гражданина, совершившего правонарушение, если наказанием за деяние являются штраф или устное предупреждение. Полицейский может ограничить свободу гражданина для оформления протокола, если это невозможно сделать на месте совершения проступка.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Срок административного задержания

Гражданина можно лишить свободы на срок от 3 до 48 часов. Верхний предел превышать нельзя. Столь длительное удерживание человека применяется при особо тяжких правонарушениях. К таковым, например, относится нарушение государственной границы или режима пребывания в РФ. Представители соответствующих органов могут задерживать граждан за нарушение закона в особых зонах страны, например, во внутренних водах или на континентальном шельфе.

Лишиться свободы на 2 суток могут также лица, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. Задержание осуществляется, если судья вынес постановление, предусматривающее в качестве наказания лишение свободы.

К числу спорных вопросов законодательства относится проблема определения выхода из наркотического или алкогольного опьянения. По закону срок задержания начинается с момента вытрезвления, но при этом не указаны критерии такого состояния и способы определения. На практике сотрудники полиции выжидают 6 часов, пока задержанный придет в состояние адекватно воспринимать происходящее. Но порядок применения этого принципа никак не регламентируется, что вызывает сомнения в его законности.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector