3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лица не подлежащие административному аресту

Статья 3.9. КоАП РФ. Административный арест

Ст 3.9 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к статье 3.9. КоАП РФ:

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Право назначения административного ареста принадлежит только судье.

Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.

3. Содержащееся в ч. 2 данной статьи указание на то, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1).

4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административный арест. Статья 3.9 КоАП РФ: толкование простыми словами

Современное общество не стоит на месте в своём развитии. Люди постоянно совершенствуются. Это приводит к тому, что противоправные деяния также эволюционировали. На сегодняшний день нарушения закона все чаще происходят в пределах административной юрисдикции. Подобный показатель доказывает просвещённость граждан и их уважение к закону, потому что преступлений, социально опасных деяний, стало намного меньше. Тем не менее административные правонарушения – это достаточно серьёзный вид правонарушений в целом, с которым следует бороться доступными правовыми методами. Основным органом, который осуществляет борьбу с ними, является МВД Российской Федерации. Данный орган действует на основе существующего законодательства и использует в своей работе определённые методы, например, административного прекращения. Административный арест, о котором пойдёт речь далее в статье, относится к данному виду методов, а также имеет свои особенности и сферу применения.

Общее понятие об административном аресте

Между мнениями учёных-теоретиков существует противоречие. Одни считают, что административный арест – это вид административного метода прекращения правонарушения, другие видят в нем вид наказания за административное правонарушение. Так или иначе, он подразумевает такой правовой режим, при котором нарушитель претерпевает некоторые ограничения. При детальном анализе законодательства можно сделать вывод, что административный арест — это вид наказания за совершенные административные правонарушения, при котором лицо, совершившее их, изолируется от общества на определённый срок. Понятие детально расшифровывается в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Нужно отметить, что этот вид наказания является наиболее строгим, и поэтому применяется только в случае совершения наиболее серьёзных проступков.

Правовая регламентация

Данный вид наказания за административные правонарушения подразумевает серьёзный регламент со стороны законодателя. Существует целый ряд административно-правовых актов разной юридической силы, которые детально регламентируют суть, порядок исполнения и сроки административного ареста. Среди них стоит выделить:

  • КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации).
  • Постановления Пленума Верховного Суда относительно некоторых вопросов об административных правонарушениях и наказаниях.
  • Положение о порядке отбывания административного ареста.
  • Положение об условиях содержания лиц во время административного ареста.
  • Правила внутреннего распорядка приёмников для лиц, совершивших административные правонарушения.

Все представленные акты выдаются различными органами исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

Общие условия для возможности наложения административного ареста

Нужно отметить тот факт, что административный арест возможен только на основе постановления суда. Назначается этот вид наказания за самые тяжкие правонарушения, прописанные в КоАП РФ. К таким можно отнести мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, неповиновение законным требованиям работника полиции, органов безопасности и т.п. Административный арест назначается в том случае, если другие виды наказания, к примеру, штраф, не являются достаточными. Наказание в виде административного ареста может являться основным в санкциях некоторых статей КоАП РФ. Субъектом этого наказания может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям. Другими словами, оно должно являться субъектом административной ответственности (возраст — 18 лет и старше).

Читать еще:  Пенсия участникам боевых действий в афганистане

Субъекты, не подлежащие административному аресту

Согласно части 2 статьи 3.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской федерации, существует ряд специальных субъектов, к которым данный вид наказания не применяется, например:

  • женщины, являющиеся матерями детей до четырнадцати лет;
  • беременные женщины;
  • не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • военнослужащие, а также сотрудники органов внутренних дел

Известны случаи, когда суды отказывали в назначении административного ареста как определённого вида наказания. При этом рассматривались различные обстоятельства, которые позволяли исключить подобную форму административной ответственности, например воспитание отцом-одиночкой нескольких малолетних детей. Таким образом, суд на основе субъективного понимания дела может отказать в назначении административного ареста при наличии определённых обстоятельств.

Срок административного ареста

Следует помнить, что административный арест нарушает основное конституционное право гражданина — на свободу и неприкосновенность. Поэтому срок административного ареста должен быть строго регламентирован. Сроки, на которые может быть установлено это ограничение, указаны в Кодексе об административных правонарушениях. Согласно общему правилу, могут присудить 15 суток административного ареста. Однако существуют исключительные правила, которые позволяют устанавливать арест на больший срок. Если субъект нарушает правила чрезвычайного положения, правовой режим контртеррористической операции, то административный арест может быть назначен на срок не более тридцати суток. Вопрос об этом решается исключительно в судебном порядке. Никаким другим образом административный арест не может быть установлен в отношении субъекта, который совершил правонарушение.

Отличие административного задержания от ареста

Многие граждане совершенно не понимают сути административного задержания и административного ареста. Это совершенно разные понятия, имеющие различные правовые последствия. Административное задержание является методом прекращения правонарушения. Задержание также является мерой обеспечения производства в делах об административных правонарушениях. Очень часто административное задержание предшествует административному аресту. Его срок включается в срок ареста и исчисляется с момента доставления лица в помещение правоохранительного органа.

Порядок установления ареста

Если лицо совершает правонарушение, за которое предусмотрен административный арест, то подобного рода административные дела рассматриваются в день составления протокола. Во время рассмотрения дела, влекущего за собой административный арест, субъект, в отношение которого оно ведётся, обязан присутствовать. При этом протокол органов правопорядка о совершенном административном проступке подаётся судье на рассмотрение. Административные дела об осуществлении ареста рассматривают по месту жительства лица, в отношении которого хотят применить подобное наказание. Если лицо было предварительно задержано, то дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания. В конце рассмотрения дела судья может вынести постановление об административном аресте, освобождении от каких-либо наказаний или установить другой вид наказания, если подобное присутствует в санкции данной статьи об административном правонарушении.

Жалобы о незаконном назначении административного ареста

Лицо, которому было назначено такое наказание, вправе подать жалобу, если считает его незаконным. Она направляется тому судье, который вынес постановление. Тот, в свою очередь, самостоятельно направляет жалобу в вышестоящий суд. Ее рассматривают в течение суток после подачи. Решение по поводу рассмотренной жалобы направляется должностному лицу, которое является исполнителем административного ареста.

Исполнение административного ареста

После вынесения постановления суда органы внутренних дел арестовывают человека. Если до этого момента он был задержан, то после постановления об административном аресте правовая характеристика субъекта меняется. Отбывание административного ареста происходит в специальных приёмниках органов внутренних дел. Деятельность этих учреждений регламентирована законодательными актами. По прибытии поступившего осматривают и оказывают ему медицинскую помощь, если она необходима. Арестованных в обязательном порядке фотографируют и берут у них дактилоскопические отпечатки. Во время административного ареста лица, которые претерпевают этот вид наказания, питаются согласно нормам, установленным законодательством. Не допускается дискриминация подобных лиц, а также угнетение их прав и свобод. Они содержатся в условиях, которые регулируются специальными инструкциями, например правилами внутреннего распорядка приёмников для арестованных.

Права арестованных

Если даже административный арест назначается, то этот факт не говорит о том, что у арестованного отсутствуют права. Напротив, лица, по отношению к которым применяется это наказание, имеют целый ряд прав, а именно:

  • получать материальное и бытовое обеспечение, питание, медицинскую помощь (при необходимости);
  • если со стороны третьих лиц имеется угроза их жизни, обращаться к любым должностным лицам с просьбой о переводе в другой приемник;
  • пользоваться телефоном до трёх минут в день;
  • получать восьмичасовой сон;
  • пользоваться собственной одеждой;
  • получать все необходимые атрибуты для нормального досуга (газеты, журналы, настольные игры, и т.п.);
  • проводить религиозные обряды;
  • получать продукты питания, одежду, обувь согласно нормам, установленным законодательством;
  • пользоваться правом ежедневной прогулки, продолжительность которой составляет не менее одного часа в день.

Достаточно широкое количество прав обусловлено характером правонарушения. Арестованные получают наказание за административное нарушение, которое по своей сути не несёт такой опасности, как уголовные преступления.

Вывод

В заключение нужно отметить важность такого наказания, как административный арест. Назначается он исключительно за совершение административных правонарушений. Большое количество прав у арестованных лиц, а также достаточно маленькие сроки, на которые это наказание устанавливается, возможны благодаря его дифференциации с наказаниями, которые предусмотрены за совершение преступлений.

Лица не подлежащие административному аресту

  1. Понятие и виды принуждения по административному праву.
  2. Чему подлежит подлежащее?

Согласно приложению к приказу МВД России от 30.04.2012 № 389 « Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального ОВД после доставления граждан обобщен перечень лиц, пользующиеся иммунитетом от задержания:

1. Президент РФ обладает неприкосновенностью (Часть 1 статьи 91 Конституции РФ).

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Часть 1 ст. 98 Конституции РФ, часть 1, подпункты «б», «в» ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 8.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

3. Судьи неприкосновенны (часть 1 статьи 122 Конституции РФ).

4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»).

5. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. (ч. 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей (ч. 1 ст.12 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»).

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п.п. 1, 2, 5 — 7 ст. 16 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в РФ» (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность в Счетную палату (ст. 29 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ»).

9. Не допускаются задержание, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда (ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»).

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда (ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»).

12. Не допускаются задержание, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления (ч. 3 ст.29 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»).

Читать еще:  Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах РФ не может быть на территории муниципального образования задержан, без согласия прокурора субъекта РФ.

Дата добавления: 2014-12-10 ; Просмотров: 3467 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оказывается, существует довольно обширный перечень заболеваний, препятствующих административному аресту. Также существует список лиц, к которым не может применяться административный арест.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста

Постановлением Правительства N 1358 от 12 декабря 2014 года «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста» установлен перечень заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста:

1. Любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и (или) заразные для окружающих;

2. Злокачественные новообразования IV стадии;

3. Нарушения свертываемости крови и другие геморрагические состояния;

4. Сахарный диабет с осложнениями;

5. Другие болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ в тяжелой стадии;

6. Психические расстройства и расстройства поведения, требующие оказания экстренной медицинской помощи;

7. Эпилепсия, эпилептический статус;

8. Другие болезни нервной системы в тяжелой стадии;

9. Слепота обоих глаз;

10. Болезни кожи, сопровождающиеся генерализованным поражением и (или) тяжелым течением;

11. Системные поражения соединительной ткани;

12. Любые заболевания, травмы и отравления, требующие оказания экстренной медицинской помощи;

13. Инвалиды I группы.

Часть 2 статьи 3.9 Коап РФ

В соответствии с частью 2 статьи 3.9 Коап РФ административный арест не может применяться к следующим лицам:

1. Беременные женщины;

2. Женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;

3. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет;

4. Инвалиды I и II групп;

5. Военнослужащие;

6. Граждане, призванные на военные сборы;

7. Имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

8 (800) 500-27-29 доб. 717

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

бесплатный звонок по России

для Москвы и Московской обл.

+7 (499) 653-60-72 доб. 740

для Москвы и Московской обл.

8 (800) 500-27-29 доб. 717

бесплатный звонок по России

Главная » Нарушение закона » Задержание гражданина при совершении административного правонарушения

Задержание гражданина при совершении административного правонарушения

Совершив административное нарушение, гражданин должен быть готов к тому, что будет задержан. Это означает, что его временно лишат личной свободы, а также свободы передвижения.

По сути, это то же самое, что и задержание при совершении уголовного преступления, потому что порядок процедуры, прописанный в законе «О полиции» идентичен для обоих нарушений (но дальнейшие меры наказания при УП намного строже). Административное задержание: определение, статья КоАП РФ, сроки, основания и другие нюансы вы найдете в этой статье.

Содержание:

  1. Кто имеет право на административное задержание
  2. На каких основаниях может осуществляться
  3. Не подлежащие задержанию лица
  4. Срок административного задержания
  5. Составление протокола
  6. Процедура проведения
  7. Важные нюансы

Кто имеет право на административное задержание

Должностные лица, имеющие права на задержание, перечислены в статье 27.3 КоАП:

работники уголовно-исполнительной системы;

должностные лица военной автоинспекции;

вневедомственная охрана МВД;

участники контротеррористских операций;

органы, контролирующие оборот наркотических и психотропных веществ;

Это исчерпывающий список, который не подлежит расширению. Гражданин имеет право попросить уведомить родственников, защитника. Но если правонарушителю меньше 18 лет, то оные оповещаются в обязательном порядке.

При задержании сотрудника ОВД, УИС и других гос. служб об этом факте сообщается по месту работы.

Задерживающие органы обязаны рассказать нарушителю об его правах. В противном случае процедура может быть признана незаконной.

На каких основаниях может осуществляться

Основания административного задержания могут иметь цель обеспечить расследование дела, а также выполнение уже вынесенного постановления. Должностные лица вправе задерживать только граждан, в отношении которых заведено административное делопроизводство по причине проступка. Другие основания для задержания неправомерны.
Не подлежащие задержанию лица

действующий Президент РФ;

ушедший в отставку Президент независимо от причины;

члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

депутаты Государственной Думы РФ, областные и городские;

судьи арбитражного, мирового и районного суда;

Уполномоченные по Правам Человека;

дипломаты, то есть иностранные граждане, обладающие неприкосновенностью, которая подтверждается наличием дипломатического паспорта.

Некоторые из этого списка никак не могут быть задержаны (президент). Но к остальным может быть применена такая мера с разрешения соответствующего органа при обнаружении на месте преступления.

Срок административного задержания


Срок административного задержания не может осуществляться на протяжении 3-х и более часов. Конечно, в некоторых случаях такой период – ничто, поэтому законодательство предусматривает увеличение задержания до 48 часов. Все зависит от характера возбужденного дела.

Так, продление срока задержания возможно:

когда есть посягательство на российскую границу или нарушение правил пребывания в стране;

преступление совершается во внутренних водах, море и других территориях, являющихся международными;

нарушение правил на таможне;

Отсчет срока происходит с момента прибытия правонарушителя в уполномоченные для задержки органы. Нередки ситуации, когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения. Тогда отсчет начинается после вытрезвления.

Составление протокола

Здесь указываются наиболее важная информация о нарушителе, причины, по которым было произведено задержание. Правильно составленный протокол об административном задержании – основа правомерности последующих действий: признание виновности в проступке, назначение положенного наказания. Полный перечень информации, наличие которой в протоколе необходимо:

1. Число и место составления протокола. Например, отделение полиции, какого-либо муниципального органа.

2. Фамилия, имя, отчество, должность составителя протокола.

3. Фамилия, имя отчество задержанного, домашний адрес – обязательно. Место работы и занимаемая должность – в особых случаях, когда задерживается должностное лицо. Данные фиксируются в протоколе на основе предоставленных документов о личности преступника со слов очевидцев, родственников.

4. Мотивы – по каким причинам должностное лицо приняло решение о задержании. Здесь только 2 варианта – рассмотрение дела и выполнение постановления. Если веская причина отсутствует – это незаконное задержание и недействительный протокол.

5. Время указывается с точностью до минут.

6. Отмечается, что родственники уведомлены (если правонарушитель согласился).

7. Отмечается, что даны все разъяснения прав и обязанностей понятых и самого задерживаемого гражданина.

8. Объяснения гражданина всех деталей, касающихся (и все, что он посчитает важным) проступка. Он может отказаться от этого права, не подтвердив, что содеянное его рук дело. Это право обеспечивает статья №51 Конституции РФ.

9. Дополнительные важные детали, касающиеся личного досмотра, состояния алкогольного опьянения, предоставления адвокатской защиты, состояния здоровья.

10. Замечания задержанного к протоколу (если они есть). После прочтения занесенных в документ данных гражданин может быть с чем-то не согласен. В таком случае в графе замечания он указывает о возможных несоответствиях. Здесь же можно записать свидетелей, которых бы ему хотелось опросить.

11. Подпись должностного лица и гражданина. Совершенно недопустимо и неправомерно принуждение задержанного подписать протокол. Однако при отказе подписывать протокол этот факт указывается должностным лицом.

Готовые формы разработаны разными ведомствами. Эти формы указаны в приложениях соответствующих административных регламентов.

Образец протокола административного задержания вы можете скачать здесь

Процедура проведения


Действия, которым должно придерживаться уполномоченное лицо и процедура составления протокола прописаны в Регламентах, которые приняты отдельными законодательными актами. Например, действия сотрудников ГИБДД не могут противоречить Административному регламенту МВД №664, который действителен с 2017-го года. Ранее был Приказ №85, но сейчас он не действует. Вот как выглядит процедура задержания в общем:

1. Работник правоохранительных органов представляется и говорит, на каком основании производится задержание. В частности, объявляется вид административного нарушения и его причина.

2. Доставка в отделение полиции. Перед ней может быть проведен личный и транспортный досмотр.

3. Оформление протокола.

4. Заключение задержанного гражданина в камеру. Спустя не более 3 (48) часов гражданин направляется в суд, где его признают виновным, либо оправдывают.

5. Постановление суда поддается обжалованию в апелляционном порядке в течение 10 дней после его вынесения и получения копии.

Важные нюансы

Если за совершенное административное правонарушение предусмотрен штраф или предупреждение, то задержание не производится.
Нет смысла задерживать гражданина, предоставившего паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Читать еще:  Какой штраф за езду без света ночью

Не нужно сразу соглашаться с приказом пройти в отделение – сначала гражданину следует расспросить о причинах такого действия, сообщить близким.

Задержанный может быть досмотрен, но снятие отпечатков пальцев и регистрация незаконна в таком случае. Досмотр осуществляется с участием понятых. Результаты заносятся в протокол.
Всегда есть возможность обжаловать действия сотрудников в прокуратуре или суде.

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

КоАП в статье 3.9 «Административный арест» содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «е» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (статья 20.25 КоАП России).

3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

4. Административный арест назначается судьей.

5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector