0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы административного воздействия и их характеристика

1. Методы административного воздействия и их характеристика

Метод управленческой деятельности — совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.
Для методов управления характерны следующие особенности:
• реализуются в процессе деятельности государственного характера;
• формируются по воле государства;
• используются основными субъектами управления — органами исполнительной власти (должностными лицами);
• выражают присущие исполнительным органам (должностным лицам) государственно-властные полномочия.
Виды методов в деятельности органов управления.
1. Морально-политические (убеждение, воспитание и т.п.).
2. Экономические (материальное поощрение различных лиц и коллективов, стимулирование производственной или иной деятельности).
3. Организационные (прогнозирование, координация, контроль и т.д.).
4. Общие — методы, используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, осуществляющие регулирование, общее руководство и непосредственное управление).
5. Специальные — методы, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).
6. Административные — способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан со стороны органов государственного управления путем прямого установления их обязанностей или в форме приказа, опирающегося на гласное полномочие и систему подчиненности При использовании административных методов должностное лицо прямо предписывает управляемому, что и как он должен делать.
7. Принуждение применяется к тем, кто уклоняется от соблюдения законности и государственной дисциплины, нарушает установленные административно-правовыми нормами правила поведения. Принуждение выражается в применении дисциплинарного и административного воздействия.
8. Убеждение — процесс последовательного осуществления таких действий, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, стимулирование действий и т.д.

2. Метод принуждения в административном праве и его виды

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.
Административное принуждение можно разделить в зависимости от целей применения воздействия на виды, которые иначе называются мерами административного принуждения. Это — административно-предупредительные меры, административно-пресекательные меры, административные наказания, а также меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Административно-предупредительные меры применяются, когда правонарушение не совершено, но во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения применяются к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий, установление комендантского часа, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов и т. д.
Административно-пресекательные меры применяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель — пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти.
В данном случае речь идет об административном задержании, доставлении правонарушителей, о применении сотрудниками милиции физической силы, огнестрельного оружия и т. д.
Административные наказания являются мерой административной ответственности. Перечень административных наказаний, процедура их наложения и исполнения определены Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Меры процессуального обеспечения направлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в следующих целях: пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Законодатель к ним относит: доставление; административное задержание, личный досмотр; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.
Таким образом, указанные методы управления, в своей совокупности воздействуя на управляемых, обеспечивают выполнение функций органов исполнительной власти.
Разнообразие методов воздействия, применяемых субъектами исполнительной власти, позволяет достигать целей хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

1) осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;

2) носят императивный, директивный характер;

3) однозначность (конкретность) указаний;

4) широкое применение административных актов;

5) реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;

6) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;

7) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;

8) результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Методы косвенного государственного управления. Особенности косвенных методов:

1) являются видом методов государственного управления;

2) воздействие субъектом управления оказывается опосредованно на объект управления путем изменения условий его функционирования;

3) у объектов управления имеется возможность выбора вариантов поведения в рамках, определенных законом;

4) результат наступает гораздо позднее, чем при применении мер административного воздействия;

5) обеспечиваются системой гарантий.

Социально-психологические методы – методы государственного управления, направленные на формирование должного морально-психологического климата в коллективе.

1) методы управления социально-массовыми процессами (формирование кадров, авторитета органа исполнительной власти и др.);

2) методы управления коллективными субъектами (формирование единого коллектива, повышение коллективной ответственности, взаимопонимания и др.);

3) методы управления поведением индивидуальных субъектов (формирование чувства ответственности, единения и др.).

Виды психологических методов:

1) гуманизация труда;

2) комплектование малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников;

3) методы психологического побуждения;

4) методы психологического отбора работников при приеме на службу.

Экономические методы – вид методов государственного управления, оказание воздействия на основании использования экономических отношений потребностей и интересов.

Виды экономических методов:

1) прибыль – результат хозрасчетной деятельности хозяйствующего субъекта, часть стоимости прибавочного продукта за вычетом расходов на производство, в том числе заработную плату;

2) кредит – передача денег или вещей, обладающих определенными родовыми признаками, на условиях возврата либо отсрочки платежа, как правило, с уплатой процента;

3) лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензированного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

4) премия – стимулирование посредством награждения лица денежной суммой или ценным подарком;

5) налогообложение – деятельность государственных органов на основе законов по взиманию налогов и платежей в бюджет различного уровня;

6) квота – количественная мера осуществления определенной деятельности, например на вывоз энергоресурсов.

27. Понятие и юридическое значение правового акта управления (административного акта).

Правовой административный акт управления является юридическим вариантом управленческого решения, который в его социальном выражении выступает как волевой акт, направленный на приведение системы управления в заданное состояние или на поддержание ее в заданном состоянии. То есть правовой акт управления – это одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, регулирующее управленческие отношения или разрешающее конкретное управленческое дело.

Читать еще:  Освобождение от административной ответственности срок административной ответственности

Основные черты правового акта управления следующие:

— он имеет правовую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован; исполнение акта управления обеспечивается принудительной силой государства;

— носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона;

— носит односторонний характер, принимается полномочным органом исполнительной власти или должностным лицом;

— направлен на установление административно-правовых норм или на возникновение,, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти;

— носит творческий характер;

— принимается полномочным субъектом исполнительной власти в установленном правовыми нормами порядке.

Юридическое значение правовых актов управления проявляется в том, что они устанавливают права и обязанности участников отношений, выступают в качестве юридических фактов, на основе которых возникают, изменяются и прекращаются административно-правовые отношения.

Они могут служить основанием для возбуждения судебного дела (приказ об увольнении работника), для признания действительности других актов (акты вышестоящих органов, правила разрешительной системы и др.)

Административно-правовые акты отличаются от правовых актов судов, прокуратуры, гражданско-правовых актов по юридической природе, правовым свойствам и основаниям принятия.

От законов акты управления отличаются юридической силой. Закон имеет высшую юридическую силу, правовой акт подзаконен, вторичен, принимается во исполнение закона. Как разновидность служебных документов письменный правовой акт управления отличается от иных служебных документов (справки, протоколы, докладные записки) тем, что последние выступают в качестве носителей информации, на основании которых принимаются акты управления. Они не порождают, не изменяют и не прекращают управленческие отношения. Правовые акты управления отличаются от актов общественных и иных негосударственных объединений и организаций тем, что имеют государственно-властный характер, поскольку принимаются от имени государства. Акты общественных объединений обязательны только для их членов (участников).

28.Виды правовых актов управления, основания (критерии) их классификации.Многообразие правовых актов управления позволяет классифицировать их по различным основаниям (критериям): по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции органов, их издающих; по органам, издающим эти акты; по форме выражения; по функциональной роли; по порядку применения и др.

По юридическим свойствам правовые акты подразделяют на нормативные, индивидуальные, общие и акты смешанного характера.

Нормативные акты содержат в себе нормы права, общие правила, не имеющие конкретного адресата, рассчитаны на длительный срок действия (например, правила дорожного движения).

Индивидуальные акты управления не содержат в себе норм права. Это решения субъектов исполнительной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Они являются актами применения норм права к конкретным случаям.

Общие акты представляют собой кратковременные предписания (о переносе выходного дня), либо общие требования (экономить ресурсы, усилить требования и т.п.)

В смешанных актах содержатся как нормы права, так и правоприменительные акты.

По сроку действия правовые акты управления подразделяются на бессрочные, срочные и временные. Бессрочные действуют неопределенный срок, т.е. до тех, пока не будут отменены. Срочные действуют в течение срока, указанного в акте. Временные — это акты, в наименовании которых указывается на их временный характер (временное положение и т.д.)

По характеру компетенции органов, издающих акты, последние подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого значения. Акты общего значения издают органы управления общей компетенции (Правительство РФ, глава администрации субъекта РФ — постановления).

Акты межотраслевого значения принимаются органами межотраслевой компетенции (Министерство здравоохранения и социального развития – постановления, инструкции).

Акты отраслевого значения регулируют управленческие отношения в рамках одной отрасли. Они издаются министерством, государственными комитетами и др. (приказы, указания и др.)

По органам, издающим акты управления, их подразделяют на указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ, глав администрации субъектов РФ; приказы, распоряжения, указания, инструкции министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб, агентств, отделов управлений и т.п.

Аналогичные акты управления принимаются органами исп. власти субъектов РФ.

Приказы, инструкции, указания и пр. принимаются руководителями не только органов исполнительной власти, но и других государственных органов (представительных, судебных, прокуратуры для решения внутриорганизационных вопросов).

Акты управления в виде постановлений могут принимать органы исполнительной власти, имеющие полномочия рассматривать дела об административных правонарушениях, а также суды, рассматривающие такие дела.

Приказы, распоряжения, инструкции принимают, как правило, руководители единоначальных органов.

Приказ – это предписание руководителя органа управления, адресованное подчиненным организациям и работникам. Он может быть нормативным или индивидуальным.

Инструкция это нормативный акт управления, устанавливающий порядок исполнения закона, указа или акта вышестоящего органа исполнительной власти.

По форме выражения правовые акты управления делятся на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (знаковые — знаки дорожного движения).

По функциональной роли акты управления подразделяются на плановые, финансовые, кадровые, методические и др.

По порядку принятия выделяют правовые акты управления, принимаемые большинством голосов коллегиального органа (постановления Правительства РФ), и единоначальные (приказы).

29. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Порядок, вступления актов управления в силу. Действие правовых актов управления. Требования к содержанию:1) правовой акт управления не должен противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и нормативным указам Президента РФ;2) правовой акт не должен ограничивать или нарушать права и законные интересы граждан, организаций, общественных и иных объединений и ассоциаций;3) правовой акт должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции на основе и во исполнение закона;4) правовой акт управления должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти и основываться на конституционном принципе разграничения предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.Все перечисленные требования к содержанию правового акта управления объединяются единым требованием законности.Не менее важным требованием к содержанию правового акта управления является его целесообразность, предполагающая научную обоснованность акта управления, соответствие реальной обстановке (конкретность), своевременность принятия, актуальность, преемственность и др.Требования к содержанию акта управления дополняются требованиями к его подготовке, принятию и изданию (опубликованию).Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, применяться не могут.Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней с момента публикации в «Российской газете», Собрании законодательства РФ, если не указан иной срок вступления в силу.НПА федеральных органов исполнительной власти – после 10 дней и публикации в «Российские вести», Бюллетене нпа фед. органов исп. власти, если не указан иной срок в самом нпа.

Характеристика административных методов;

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействии на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Различают пять основных способов административного воздействия рисунок 1.

Организационные воздействияоснованы на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандартов предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.

Читать еще:  Лучшие негосударственные пенсионные фонды новые рейтинги

С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания неукоснительно соблюдать «писаные инструкции» и работать по правилам, утвержденным администрацией. Сотрудник европейского предприятия неукоснительно соблюдает установленные на предприятии правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.

Работник предприятия рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса можно нарушать, когда дремлет бдительное око начальства. Как следствие многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительская дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.

Распорядительные воздействиянаправлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы; для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения. Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нем подчиненными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия .

Рисунок 1 – Административные методы управления персоналом

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель -подчиненный». Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Инструктирование и координация работы — это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. В инструкции органически сочетается административное предписание и обоснованный совет руководителя по выполнению порученного задания. Формальное инструктирование часто не достигает цели в силу разрыва между словом и делом.

Наставление — метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументированно объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа подчиненного повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведет к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарнаяответственностьивзыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трех условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Правомерность, обоснованность и целесообразность дисциплинарной ответственности обеспечивается соблюдением установленных законом следующих общих требований и гарантий:

– дисциплинарная ответственность применяется только за совершение дисциплинарных проступков; перечень дисциплинарных взысканий, указанных в законе, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию;

– налагать дисциплинарные взыскания могут только должностные лица юридического лица, наделенные дисциплинарной властью по закону (первый руководитель);

– до наложения взыскания должны быть затребованы объяснения в письменной форме; отказ работника дать объяснения по существу совершенного проступка оформляется актом с указанием присутствующих свидетелей;

– дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности не позднее 2-х лет со дня совершения; месячный срок со дня обнаружения в случае совершения работником длительного прогула следует исчислять не с первого, а с последнего дня прогула;

– за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно взыскание;

– действие дисциплинарного взыскания прекращается по истечении года со дня его наложения, если работник не был подвергнут за это время новому взысканию; дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно, если работник не допустил нового нарушения трудовой дисциплины и проявил себя с положительной стороны.

За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями.

В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренных гражданским законодательством. Законодательство о труде предусматривает материальную ответственность не только работников перед предприятием, но и предприятия перед работниками[6, С. 20-24].

Работники несут материальную ответственность лишь за причиненный ими ущерб. Это означает, что ответственность наступает только за ущерб, который находится в прямой причинной связи с действием или бездействием работника. Для установления такой связи необходимо изучить фактические обстоятельства дела и выявить причины, которые непосредственно повлияли на возникновение ущерба.

Противоправным является такое действие работника, когда он не исполняет или неправильно исполняет свои трудовые обязанности, установленные законами, Правилами внутреннего трудового распорядка, а также приказами и другими указаниями руководства. Бездействие работника может быть признано противоправным в том случае, если на него возложены обязанности совершения определенных действий. Противоправность исключается, если ущерб причинен работником в условиях крайней необходимости или если ему было дано специальное указание на совершение определенных действий (например, при уничтожении испорченных продуктов).

Читать еще:  Особенности административной ответственности работников овд

Условиями наступления материальной ответственности являются:

– наличие прямого действительного ущерба. Не допускается возложение на работника материальной ответственности за ущерб, который возник в результате нормального производственно-хозяйственного риска;

– противоправность действия или бездействия работника, приведших к ущербу вследствие нарушения трудовых обязанностей;

– наличие причинной связи между деянием работника и причиненным ущербом; наличие вины работника, причинившего ущерб, в форме умысла или неосторожности.

Работник признается виновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или неосторожно. Для умысла характерным является то, что работник предвидел вредоносные последствия своего поведения и желал или сознательно допускал наступление этих последствий. Неосторожность работника, повлекшая ущерб, выражается большей частью в недостаточной предусмотрительности при исполнении трудовых обязанностей, когда работник или не предвидел отрицательных последствий своего действия или бездействия (хотя и должен был их предвидеть), или легкомысленно надеялся их предотвратить.

Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др.

Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной. Ограниченная материальная ответственность определяется в размере прямого действительного ущерба, но не более среднего месячного заработка, получаемого работником в день обнаружения ущерба.

Договор о коллективной (бригадной) полной материальной ответственности заключается тогда, когда при выполнении работниками отдельных видов работ невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника. Важнейшим принципом заключения такого договора является добровольность участников. Ущерб, который приходится возмещать в случае коллективной материальной ответственности, распределяется между членами трудового коллектива пропорционально месячной тарифной ставке (должностному окладу) и фактически проработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

Вопрос 21. Характеристика основных видов административно-правовых методов управления на предприятии

Управление— это властная деятельность. Наличие влас­ти означает, что субъект управления может односторонне оп­ределять поведение подвластных ему объектов. Такое подчи­нение воли достигается различными методами, под которы­ми понимаются способы, средства, приемы достижения ка­кой-либо цели или выполнения поставленной задачи.

Методможно понимать как способ целенаправленного воз­действия субъекта управления на коллектив, группу или од­ного человека.

Административные методы— это способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граж­дан со стороны органов исполнительной власти путем пря­мого установления их обязанностей, путем приказа, опира­ющегося на властные полномочия и систему подчиненности. При использовании административных методов орган управления прямо предписывает управляемому, что он должен делать.

Административные методы имеют множество различных конкретных проявлений, которые всегда выражают тот или иной вариант одностороннего управляющего воздействия. Это может быть:

■установление правил поведения в сфере управления предприятием;

■утверждение заданий, обязательных для подчиненных;

■предписание о совершении определенных действий, например приказ о проведении ревизии;

■назначение на должность;

■удовлетворение законных притязаний граждан;

■осуществление контрольных действий;

■применение принудительных средств воздействия, на­ пример привлечение к административной ответствен­ности.

По форме выраженияадминистративные методы делят­ся на административно-правовые и административно-орга­низационные.

По юридическим свойствамони бывают нормативные или индивидуальные, а по способу воздействия:обязывающие, уполномочивающие или поощряющие.

По форме предписания административные методы мож­но разделить на поручительные и рекомендательные.

Убеждение как административно-правовой метод управления на предприятии — это использование различных разъяснитель­ных, воспитательных, организационных мер для формиро­вания воли подвластного или ее преобразования.

С помощью средств убеждения стимулируется должное по­ведение участников административно-правовых отношений.

Убеждение как метод административного управления име­ет свои характерные черты, элементы и средства.

Характерными чертами убеждения является то, что, преж­де всего, убеждение используется постоянно и в отношении всех работников предприятия, а также обеспечивает добровольное выполне­ние норм, указаний, предписаний, а в конечном итоге вос­питывает «привычку» законопослушания.

Элементами убеждения как метода административного воз­действия являются:

■ воздействие на сознание;

Средствами убеждения могут быть:

■обучение — процесс целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

■пропаганда — распространение в массах и разъяснение идей, учений и знаний;

■агитация — распространение идей в целях привлече­ния масс к активной общественно-политической дея­тельности;

■разъяснительная работа — деятельность по объяснению содержания чего-либо;

■критика — отрицательное суждение и указание недо­статков в какой-то или чьей-то работе;

■осуждение антисоциального поведения — выражение неодобрения, порицание отклоняющегося (девиантного) поведения;

Необходимо помнить о том, что убеждение относится к прямым (административным) методам государственного уп­равления.

Административное поощрение — способ воздействия, который через инте­рес, сознание направляет волю людей на совершение полез­ных, с точки зрения поощряющего, дел.

Существует два вида оснований, которые дают возмож­ность применить к работнику такой вид административно­го воздействия, как поощрение.

Абсолютные основания:

■добросовестное выполнение трудовых и служебных обя­занностей;

■выполнение гражданского долга, например помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. д.;

■поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти детей;

■юбилеи, заслуги перед Россией в развитии науки, техники и т. д.

Относительные основания— это обстоятельства, смягча­ющие ответственность за административное правонарушение. Данный вид оснований регулируется Кодексом об админист­ративных правонарушениях и дисциплинарными уставами.

К категории относительных оснований административно­го воздействия в виде поощрения относятся:

■добровольный отказ от неправомерной деятельности;

■добровольное возмещение ущерба или устранение при­чиненного вреда.

Поощрение как способ воздействия на сознание и волю людей имеет ряд особенностей:

1) фактическим основанием для применения поощрения является заслуга, деяние, положительно оцениваемое субъектами власти;

2) поощрение всегда связано с оценкой уже совершенных деяний и является составной частью государственного контроля;

3) поощрение всегда применяется в отношении отдель­ных индивидуальных или коллективных субъектов;

4) поощрение заключается в моральном одобрении, наде­лении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;

Административное принуждение— это метод психичес­кого или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в целях предупреждения, пресечения административных пра­вонарушений и привлечения виновных лиц к администра­тивной ответственности.

Для административного принуждения характерно следу­ющее:

■административное принуждение применяется только на основе закона;

■административное принуждение применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

■меры административного принуждения применяются
как к лицам, так и к организациям;

■порядок их применения урегулирован нормами адми­нистративного права и является составной частью административного процесса;

■для административного принуждения характерна множественность органов и должностных лиц, его приме­няющих;

■административное принуждение имеет цель:наказа­ние правонарушителей, пресечение и предупреждение административных правонарушений;

■административное принуждение применяется не все­ми субъектами управленческой деятельности, а лишь теми, кто специально уполномочен законом на их при­менение;

■административное принуждение в значительной сте­пени имеет также и профилактическое значение.

Административно-пресекательные меры— это способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвра­щения наступления вредных последствий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector