0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минимальный штраф за непостановку на учет оп в течении месяца

Таблица штрафов за обособленные подразделения

Что такое обособленное подразделение

Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.

Постановка подразделения на учет

ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.

Если не сообщить об открытии

Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.

За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.

Снятие подразделения с учета

Как только деятельность особой структуры прекращается, ее надлежит снять с учета. Снятие проводится в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, только после окончания выездной проверки.

Если не сообщить о закрытии обособленного подразделения

О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Судебная практика

Головные организации обращаются в суд по поводу величины штрафа и размера наказания. Есть несколько решений по поводу взыскания о несообщении об открытии обособленной структуры:

  1. В соответствии со статьями 23, 83 и 84 НК РФ, организации обязаны уведомлять ИФНС только о создании обособленного подразделения, но не о действиях предприятия по постановке ОП на учет. Нарушителю назначают штраф по ст. 126 НК РФ (Постановление АС УО № Ф09-7309/15 от 19.10.2015 по делу № А76-2261/2015, Постановление АС УО № Ф09-10484/15 от 28.12.2015 по делу № А60-4800/2015).
  2. Некоторые судьи назначают наказание за несвоевременное информирование налоговых органов об открытии или закрытии обособленных отделов по п. 1 ст. 129.1 НК РФ (Постановление АС МО № Ф05-11191/14 от 30.10.2014 по делу № А40-130227/2013).
  3. В некоторых случаях налоговики и арбитражные судьи определяют высшую меру наказания по п. 1 ст. 116 НК РФ. Основание — ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС по месту нахождения отдельной структуры (Постановление АС ЗСО № Ф04-5897/2016 от 27.01.2017 по делу № А70-2645/2016).

У Верховного Суда РФ есть четкая позиция по этому вопросу. НК РФ установил для налогоплательщиков обязательство сообщать в ИФНС о наличии особых структур в установленный срок. Нарушением является непредоставление документов в территориальный налоговый орган, а значит, нарушителей надлежит штрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение ВС РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015). Это решение является основанием для аналогичных дел и итоговых вердиктов.

Верховный суд разъяснил, как следует штрафовать организацию, которая не сообщила о создании обособленного подразделения

Организация в установленный срок не сообщила в инспекцию о создании обособленного подразделения. Можно ли взыскать с нее штраф в виде 10% от доходов на основании пункта 2 ст. 116 НК РФ? Нет, нельзя, считают в Верховном суде РФ. В данном случае с налогоплательщика взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 126 НК РФ. Согласно этой норме, штраф составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ. К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 23.10.17 № 304-КГ17-8872.

Суть спора

Напомним, что при открытии обособленного подразделения налогоплательщик обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения такого подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Пункт 2 статьи 23 НК РФ требует от налогоплательщиков-организаций сообщать в налоговые органы о создании каждого обособленного подразделения (подробнее см. «Как создать обособленное подразделение: оформляем решение, готовим кассовые операции, уведомляем ИФНС и фонды»).

Что будет, если не сообщить о создании обособленного подразделения? Ранее в Минфине и ФНС уже разъясняли, что ответственность за несообщение в инспекцию о создании ОП устанавливается пунктом 1 ст. 126 НК РФ. То есть штраф составляет всего 200 рублей за каждый непредставленный документ (письма Минфина России от 17.04.13 № 03-02-07/1/1294, ФНС от 27.02.14 № СА-4-14/3404 — см. «Налоговики разъяснили, что грозит организации, не сообщившей о создании обособленного подразделения»).

Однако на практике инспекторы нередко применяют положения пункта 2 статьи 116 НК РФ за ведение деятельности без постановки на учет. Эта норма предусматривает более суровую ответственность, а именно — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение осуществления деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тысяч рублей.

С подобной проблемой столкнулась тюменская организация. Проверяющие заявили, что налогоплательщик вел деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А за такое нарушение взыскивается штраф, предусмотренный пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Сумма санкции оказалась внушительной — около 12 млн. рублей.

Позиция нижестоящих судов

Суд первой инстанции признал позицию ИФНС ошибочной. Он указал, что налогоплательщик обязан был только проинформировать инспекцию о создании обособленных подразделений. Нарушение срока подачи сообщения о создании ОП влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с решением нижестоящего суда не согласились. Судьи рассуждали следующим образом. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, состоит в неисполнении обязанности представить документы, необходимые для осуществления налогового контроля. Между тем в рассматриваемом случае налогоплательщик привлечен к ответственности не за непредставление документов, а именно за ведение деятельности без постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений. То есть за правонарушение, предусмотренное самостоятельной нормой, — пунктом 2 статьи 116 НК РФ.

Читать еще:  Особенности административной ответственности работников овд

Решение Верховного суда

Организация дошла до Верховного суда и выиграла дело. ВС указал на следующее. Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков сообщать в налоговый орган о наличии обособленных подразделений посредством подачи соответствующих документов в установленных срок. Непредставление документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ. Законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ. В случае, когда нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в несообщении налоговому органу сведений о созданных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.

Подготовить решение о создании подразделения на основе готового шаблона

Минимальный штраф за непостановку на учет оп в течении месяца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Минимальный штраф за непостановку на учет оп в течении месяца». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Приобретение автомобиля сопряжено с множеством значительно важных моментов, на которые отведено ограниченное время. В течение 10 дней с момента подписания договора купли — продажи, необходимо оформить страховку ОСАГО, а также зарегистрировать транспорт в ГИБДД по месту жительства. В случае, если покупатель не уложится в срок, наступают негативные последствия.

Размер штрафа избирается одним из указанных выше лиц в соответствии с нормами, предусмотренными в ч. 1 и ч. 2 ст. 4.1. Кодекса, то есть с учетом смягчающих, отягчающих обстоятельств, характера совершенного проступка и др.

Кодекса в случае, если в 10-дневный срок со дня возникновения права собственности на ТС не произведут его регистрацию в ГИБДД.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет ОП

Если же речь идет о должностных лицах, которые не сделали все, что от них полагалось, должны по законодательству заплатить в два раза больше. Штраф составляет от 5000 до 10000 рублей. И если только халатность была допущена не по вине должностного лица, а по вине его представителя, то тогда сумма санкций за нарушении будет составлять 2000-3500 рублей.

Транспортное средство сейчас – это возможность свободно передвигаться, не зависеть от общественности и т.д. Сейчас авто есть почти у каждого, но для его приобретения необходимо не просто иметь деньги, но и нужно пройти целый процесс оформления машины в ГИБДД. Процесс не так прост, затратный, а именно поэтому многие стараются как можно дольше пренебречь таким правилом. Обязательной процедуре регистрации автомобиля подлежат как автомобили, купленные в автосалоне у официального дилера, так и поддержанные авто, купленные на авторынке.

Справедливость восторжествовала.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ.

Чтобы избежать этого, следует подать заявление о прекращении регистрации ТС (п. 60.4. Регламента). Сделать это можно только, если прошло 10 дней с даты совершения сделки, и нет подтверждения регистрации авто за новым собственником.

Таким образом отсрочка с исполнением обязанностей по постановке транспортного средства на учет чревата не только штрафными санкциями, предусмотренными КоАП РФ. За такое нарушение водителю начисляется пеня за каждый день просрочки оплаты налогового сбора.

Если госавтоинспектор дважды зафиксирует управление ТС без постановки на учет, водитель получит штраф в размере 5000 тысяч рублей или будет лишен права управления транспортным средством на срок от 1-3 месяцев.

Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Из-за праздников ГАИ и страховые не работали (кстати, еще вопрос — от прежнего хозяина мне остался действующий неограниченный полис ОСАГО — нужно ли оформлять мне новый с моими данными?), как в таком случае исчисляются «10 суток для постановки». Придется ли платить штраф?

Прежний владелец автомобиля больше всего может пострадать в случае, если покупатель вовремя не изменит регистрационные данные. На почту могут приходить различные штрафы. Более того, если новый хозяин автомобиля окажется недобросовестным, продавца могут привлечь к административной и уголовной ответственности. В связи с этим, прежним владельцам ТС предоставляется возможность снять авто с учета самостоятельно. Для этого необходимо:

  1. Обратиться в отделение ГИБДД с заявлением о снятии ТС с учета (в тексте документа необходимо указать что прежний владелец не соблюдает срок регистрации);
  2. Предоставить пакет правоустанавливающих документов (договор купли — продажи, передаточный акт, чек по оплате).

ГУОБДД РФ разъяснило ряд спорных моментов нового регламента. В частности, речь шла и о том, какие санкции будут применены к новому собственнику автомобиля, если он превысил 10-дневный срок, отведенный для постановки автомобиля на учет после покупки (при условии, что предыдущий собственник прекратил регистрацию ТС).

Штраф за нарушение сроков регистрации машины

В течение этого срока автомобилист должен также застраховать автомобиль, оформив полис обязательного страхования ОСАГО.

Граждане несут ответственность даже в том случае, если начали регистрацию в течение десяти дней, но по каким-то причинам не завершили её до конца в установленный законом срок.

Госпошлина за постановку авто на учет является фиксированной и в 2018 году составляет 4 тыс руб для физических лиц и 6 тыс руб для юридических.

Вопреки доводам Л., полагавшей, что регистрация началась в десятидневный срок, но не была окончена вовремя по причине объема работы органов ГИБДД, суд установил, что у Л. имелась возможность своевременного обращения в ГИБДД, доказательств иного Л. не представила, с постановлением о назначении денежного взыскания согласилась и оплатила его.

Административная ответственность за несвоевременную постановку автомобиля на учет имеет определенный срок исковой давности. Так, наказать водителей возможно в течение двух месяцев после окончания срока, отведенного на регистрацию ТС (статья № 4.5 КоАП РФ). По прошествии 2,5 месяцев с покупки, постановление о нарушении аннулируется.

Вопрос:Организация проводила работы по месту нахождения заказчика в течение нескольких месяцев, не регистрируя при этом ОП.

Регистрация проходит в ГИБДД по месту регистрации или жительства владельца авто. Для этого необходимо собрать и предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление установленной формы, которое можно легко скачать в интернете или взять прямо в самом учреждении;
  • Копию и оригинал паспорта. При этом отмечается, что если в документе нет информации о месте регистрации или месте жительства владельца, то дополнительно необходимы документы, подтверждающие такие сведения;
  • Документы на машину, подтверждающие право собственности данного владельца;
  • Технический паспорт автомобиля;
  • Страховой полис на данный автомобиль – полис ОСАГО. КАСКО для регистрации не нужно.
Читать еще:  Когда дается досрочная пенсия по состоянию здоровья

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ.

На размер штрафов влияет юридический статус нарушителя — частное лицо, должностное лицо или организация. Какие еще последствия влечет за собой игнорирование регистрации транспортного средства или его управление без регистрации? Об этом по порядку в нашей статье.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет.

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет.

Например, при внесении изменений в конструкцию ТС предоставляется свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности (п. 15.8. Регламента), при регистрации ТС, не зарегистрированного за лизингодателем – документ, удостоверяющий право собственности лизингодателя (п. 15.9. Регламента).

Я понял что не просто так он это сказал.Я кое как нашел номер прежденго хозяина и поехал к нему с новым договором.Всё подписали и всё.Незнаю как у вас но у нас(а может быть только у меня) тщательно рассматривали подписи прежденго хозяина.

Во первых бывший хозяин (если он не дурак) не будет подписывать каждые 10 дней новый договор. Ибо налоги и штрафы идут именно хозяину авто.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу и пр. автомобильным вопросам.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Обратите внимание! Предупреждением отделаться не получится. Но можно повлиять на назначение минимального штрафа. Поясните инспектору ДПС, что ранее вас не штрафовали, укажите на свое трудное материальное положение.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Следующим этапом, который необходимо — это зарегистрировать транспортное средство. Ниже расскажем о том, какие предусмотрены штрафы за не постановку автомобиля на учёт и что нового привнесло законодательство по этому вопросу. Частью второй НК РФ предусмотрены особенности уплаты (перечисления) налогов для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения.

Справедливость восторжествовала

Обнаружить договоры на проведение работ (оказание услуг) в другом муниципальном образовании, тем более на территории другого субъекта РФ, труда не составит. За это налоговая инспекция (правда, чаще в теории) может оштрафовать организацию на 200 руб. (п. 1 ст.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Какой штраф может ждать водителя за непостановку на учет?

Теперь нет нужды занимать очередь. Достаточно посетить ГИБДД и взять талон. Далее уже по этому талону можно в назначенное время подать необходимые документы и написать заявление на регистрацию.

Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.
Денежные взыскания можно оплатить с 50% скидкой в течение 20 дней с момента со дня вынесения постановления о их назначении.

Штраф за непостановку обособленного подразделения на учет

Автор: М. В. Подкопаев

По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.

Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.

О создании обособленного подразделения направляется сообщение.

Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ)

10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность преду­смотрена Налоговым кодексом.

В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить[1] в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).

То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении[2], представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Читать еще:  Отказ от подписания протокола об административном правонарушении

Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, преду­смотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.

В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015[3]).

Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Справедливость восторжествовала.

Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это преду­смотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

[1] Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

[2] Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

[3] Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[4] В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector