1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативная основа административной ответственности

Нормативная база административной ответственности

Нормативную основу административной ответственности образуют многие нормативные акты. Особое место среди них при­надлежит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.07.2010). Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значи­тельно развил его. Наряду с материальными нормами (система взыс­каний, составы правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих про­изводство по делам об административных правонарушениях. КоАП является главным источником по ряду причин:

1) это самый большой по объему акт, регулирующий админис­тративную ответственность;

2) он регулирует общие вопросы ответственности (систему взыс­каний, принципы их применения, производство по делам об адми­нистративных правонарушениях и др.);

3) во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулирова­ны какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например).

К тому же, например, до 1990 г. в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) находилось почти все законодательст­во РСФСР об административной ответственности. Начиная с 1990 г., число источников нормативной основы адми­нистративной ответственности стало резко увеличиваться. В начале 90-х годов было издано большое число актов по этому вопро­су, нормы которых в КоАП не входили. Среди них, например, Таможенный кодекс РФ, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение та­моженных правил. Более тридцати налоговых нарушений называет налоговое законодательство и лишь одно из них было отражено в КоАП. Не были включены в КоАП соответствующие нормы в сфере санитарно-эпидемиологического благо­получия населения, конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности на товарных рынках и др.

Одна из причин такой декодификации состояла в том, что кодекс объединял только нормы об ответственности граждан, а новое законодательство либо устанавливало административную ответствен­ность только организаций, либо и граждан, и организаций. Второй причиной процесса декодификации стало бурное законотворчество субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 г. отнесла административное и административно-процессуальное право к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку ряд вопросов вообще не регламентировался КоАП, а в ряде случаев действовали нормы, санкции которых субъекты Федерации счита­ли слишком малыми, они стали принимать новые акты. С 1992 г. главы исполнительной власти, законодательные органы субъектов Федерации издали уже много законов, постановлений, регулирую­щих на их территории применение административных взысканий за нарушения правил частной детективной и охранной деятельно­сти, приобретения и пользования оружием, дорожного движения, торговли, экономической безопасности и др.

В связи с этим обсуждается вопрос о возможности принятия Ос­нов законодательства РФ об административной ответственности, федеральных законов об административной ответственности орга­низаций и др. Предлагалось разработать Типовой КоАП субъекта Федерации, используя который субъекты Федерации примут свои кодексы.

1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), работа над подготовкой которого заняла почти 10 лет.

Перед разработчиками Кодекса была поставлена нелегкая задача объединить все разрозненные нормы разноотраслевых актов, устанавливающие административную ответственность, т.е. ответственность в т.н. «власте-отношениях» (отношениях с органами власти). В итоге, КоАП объединил санкции за правонарушения в шестнадцати(!) сферах, в нем можно найти нормы об ответственности за большинство проступков.

Таким образом, 1 июля 2002 года закончилась семнадцатилетняя история действия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (принят 20.06.1984 г., вступил в силу с 1.01.1985 г.) — первого кодекса в области административных правонарушений. Реформа КоАПа начала обсуждаться еще в начале 90-х, а отдельные изменения и дополнения в оперативном порядке вносились в положения действующего на тот момент Кодекса. Наибольшие трудности при разработке были вызваны тем, что в принципе новый КоАП должен был объединить в себе разрозненные нормы об административной ответственности, содержащиеся в актах различных отраслей права. Одним из существенных недостатков, на которые указывал и Президент РФ в обосновании своего вето, было именно отсутствие норм о налоговых правонарушениях, совершаемых юридическими лицами; о нарушениях банковского, валютного законодательства, законодательства о естественных монополиях и биржах. В последствии ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценны бумаг была предусмотрена специальной главой (глава 15 КоАП). Большие споры вызвали также конструкция понятия вины, критерии виновности юридических лиц, установление ареста за ряд правонарушений в разрез с нормами Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, введение нового вида административного взыскания — дисквалификации, отсутствие в перечне взысканий лишения или приостановления лицензии, разграничение полномочий федерации и ее субъектов в области административных правонарушений и ряд других.

Нормы об административной ответственности распространяют свое действие на физических и юридических лиц. Однако впервые КоАП закрепляет в качестве непосредственного субъекта административных правонарушений юридических лиц, то есть коммерческие и некоммерческие организации (более подробно о понятии юридических лиц см. ст.48 Гражданского кодекса РФ). Что касается физических лиц, то граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), подлежат административной ответственности начиная с 16-летнего возраста.

Таким образом, сравнивая новый Кодекс с Кодексом 1984 г., можно отметить, что теперь не могут применяться исправительные работы, а также отзыв квалификационного аттестата. Вместе с тем добавлен новый вид наказания – дисквалификация. Дисквалификация будет применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (так называемым ПБОЮЛ), в том числе к арбитражным управляющим (речь идет о различных процедурах банкротства) — на срок от шести месяцев до трех лет. Сущность данного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только судья.

Как показывает практика, наиболее часто применяемым наказанием остается административный штраф. Однако в КоАПе существенно возросло число норм, устанавливающих повышенные размеры штрафов. Штраф может быть наложен как в судебном (судьей единолично), так и во внесудебном порядке.

Читать еще:  Перечень документов для перерегистрации автомобиля с жены на мужа

Наиболее суровая мера наказания — административный арест, поскольку заключается он в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати (!) суток. В связи с этим данная мера может быть назначена исключительно судьей.

Нормативная основа административной ответственности

Нормативная основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих:

• составы административных проступков (основания ответственности);

• систему административных взысканий и принципы их наложения;

• круг субъектов,, имеющих право налагать административные взыскания;

• процедуру привлечения к ответственности, ее процессуальную форму.

В развитии нормативной основы (института) административной ответственности в России можно выделить три этапа.

Первый – с незапамятных времен до 1984 г. В это время административная ответственность вначале полностью, потом в основном, а в конце этапа во многом регулировалась многочисленными подзаконными актами (правительственными, ведомственными, местных государственных органов). Не было акта, который бы регулировал общие вопросы административной ответственности.

Второй этап – 1984–1991 гг. В эти годы в России вопросы административной ответственности за небольшими исключениями регулировались Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, принятым в 1984 г.

Третий этап начался в 1991 г. Это этап декодификации. Его особенность в том, что действует КоАП РСФСР, но издается много законов и ряд указов Президента Российской Федерации, актов глав исполнительной власти субъектов Федерации, которые регулируют отдельные вопросы административной ответственности. Нормы новых актов не включены в КоАП РСФСР и действуют параллельно с его нормами.

Нормативную основу административной ответственности сейчас, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации таких норм, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, принятому 20 июня 1984 г. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

КоАП РСФСР является главным источником по ряду причин:

• он самый большой по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;

• он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.);

• во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулированы какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП (ст. 289 ТК РФ, например). К тому же нужно иметь в виду, что до 1990 г. в этом Кодексе находилось все законодательство РСФСР об административной ответственности.

Начиная с 1990 г. число источников нормативной основы административной ответственности стало резко расширяться. В 90-х гг. было издано большое число актов по этому вопросу, нормы которых в КоАП РФ не вошли.

Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс Российской Федерации, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение таможенных правил. Ряд налоговых нарушений называет Налоговый кодекс Российской Федерации. Не включены в КоАП РСФСР соответствующие нормы законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Земельного кодекса и других федеральных законов.

Таким образом, сейчас существует и действует большое количество федеральных норм об ответственности, не включенных в КоАП РСФСР. Первая причина такой декодификации в том, что Кодекс объединил только нормы об ответственности граждан, а новое законодательство либо устанавливает административную ответственность только организаций, либо граждан и организаций.

Второй причиной процесса декодификации стало бурное законотворчество субъектов Федерации. Федеративный договор, а затем Конституция Российской Федерации 1993 г. отнесли административное и административно-процессуальное право к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов. Поскольку ряд вопросов вообще не регламентировался КоАП РСФСР, а в ряде случаев действовали нормы, санкции которых субъекты Федерации считали слишком малыми, они стали принимать новые акты. С 1992 г. главы исполнительной власти, законодательные органы субъектов Федерации издали уже много законов, постановлений и даже кодексов, регулирующих на их территории применение административных взысканий за нарушения разных правил.

Примерно с начала 1997 г. начался новый этап в развитии регионального законодательства об административной ответственности: этап подготовки и принятия кодифицированных актов, объединяющих переработанные нормы всех ранее принятых актов субъекта РФ, регулирующие административную ответственность.

10 декабря 1997 г. был официально опубликован Кодекс Свердловской области об административной ответственности, а 1 января 1998 г. он вступил в силу.

Принятие Кодекса — интересный момент в развитии не только областного, но и всего российского законодательства. Это видно уже из его названия – Кодекс. В нем объединены переработанные в процессе его подготовки нормы об административной ответственности, содержавшиеся во всех ранее принятых законах Свердловской области. Все эти нормы систематизированы, они стали организованной системой.

В ст. 1 названного Кодекса сказано: «Законодательство Свердловской области об административной ответственности состоит из настоящего Кодекса». Иными словами, все ранее принятые нормы с 1 января 1998 г. действуют в том виде, в каком они включены в Кодекс, а нормы, не вошедшие в него, утратили юридическую силу.

С 1995 г. субъекты Федерации начали принимать разные кодексы. Своеобразие же данного акта, во-первых, в его содержании, а во-вторых, в том, что по этой теме есть федеральный Кодекс. Возникла ситуация, когда по вопросу, который ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесен к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В Свердловской области действуют два кодекса: федеральный и областной.

Областной Кодекс в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Свердловской области устанавливает основания и условия административной ответственности за проступки, не предусмотренные федеральным законодательством. После принятия федерального закона, устанавливающего ответственность за совершение определенных административных правонарушений, соответствующие нормы Кодекса не применяются, а в Кодекс вносятся необходимые изменения.

Работа по кодификации законодательства об административной ответственности началась еще в шестидесятых годах нашего века. К 1980 г. был подготовлен проект «Основ законодательства СССР и союзных республик об административной ответственности». В соответствии с существовавшими в те годы организационными обычаями проект был направлен на рассмотрение в Политбюро ЦК КПСС. В целом он был одобрен, но было принято решение об изменении его названия. И в октябре 1980 г. Верховный Совет СССР принял «Основы законодательства об административных правонарушениях». Потом и все кодексы бывших союзных республик, которые начали принимать с 1984 г., тоже назывались кодексами об административных правонарушениях.

Читать еще:  Какая доплата к пенсии в москве ветеранам труда правовой партизан

Но такое название не точно отражает содержание этих актов. Во-первых, они и КоАП РСФСР, в частности, не только содержат перечень административных проступков, но и устанавливают санкции за их совершение. Во-вторых, КоАП регулирует систему взысканий, размеры, содержание каждого из них, принципы и сроки наложения. В-третьих, КоАП содержит большое число процессуальных норм, регламентирует процедуру привлечения и ответственности. Таким образом, КоАП РСФСР регулирует комплекс вопросов об административной ответственности, фактически является кодексом об административной ответственности.

То же самое можно сказать и о кодексе Свердловской области. Наряду с систематизированным перечнем административных проступков, он регулирует общие вопросы административной ответственности, систему взысканий, подведомственность дел и другие вопросы. И очень хорошо, что закону было дано название, которое отвечает его содержанию: Кодекс об административной ответственности.

Значительное внимание в Кодексе уделено разграничению подведомственности дел об административных правонарушениях. К сожалению, в КоАП РСФСР не решены вопросы подведомственности применительно к Составлению административных протоколов (кто вправе их составлять). Ранее такие нормы были включены в КоАПы Казахской и Украинской союзных социалистических республик, но их не было в российском праве. Поэтому статья областного Кодекса «Составление протокола об административном правонарушении» является важной новеллой не только областного, но и всего российского законодательства.

Можно предположить, что в ближайшее время будет принят новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ах, как хочется, чтобы его назвали исходя из содержания: кодексом об административной ответственности!). Будущая структура нормативной основы этой ответственности представляется такой:

• существует федеральный кодекс, который является главным источником норм об административной ответственности. Таможенный и Налоговый кодексы регулируют на федеральном уровне ответственность за нарушения таможенных и налоговых правил. А в субъектах Федерации действуют кодексы или кодифицированные законы об административных правонарушениях. В основном региональный закон устанавливает ответственность за нарушение законов субъекта Федерации, охраняет, обеспечивает принуждением региональные регулятивные нормы;

• и федеральный, и региональный кодифицированные акты должны регулировать вопросы ответственности граждан и организаций (индивидуальных и коллективных субъектов). Серьезные изменения должны быть внесены в систему взысканий: нужно отказаться от исправительных работ, возмездного изъятия, конфискации, одновременно ввести лишение лицензий, общественно полезный труд в свободное от работы время, уменьшить максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, до 25 минимальных размеров оплаты труда;

• в действующем законодательстве очень много казуистичных норм, устанавливающих ответственность за порчу разных видов имущества (линий связи, транспортных средств, объектов благоустройства и др.), за неповиновение разным должностным лицам. Такие специальные нормы полезно заменить общими Нормами об ответственности за порчу, неповиновение;

• особо хочется отметить необходимость расширения процессуальных гарантий права на защиту.

Нормативное основание административной ответственности;

Под нормативным основанием административной ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

— ее общие положения и принципы;

— систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

— составы административных правонарушений;

— круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;

— производство по делам об административных правонаруше­ниях;

— исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в десят­ки актов федеральных органов.

С 1 июля 2002 г. на федеральном уровне круг источников, содержащих материальные и процес­суальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифицирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ.

Однако у этой монополии есть исключения:

1) административная ответственность за нарушение налогово­го законодательства налогоплательщиками и налоговыми агента­ми по-прежнему регламентируется НК РФ;

2) вопросы принудительного исполнения постановлений о
применении таких взысканий, как штраф и конфискация, на­
ряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

3) ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и
АПК РФ;

4) если уголовная ответственность регулируется только федеральными законами, то административная — и федеральными
(в основном), и субъектов РФ (частично)
.

Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодатель­ства об административных правонарушениях.

Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административ­ных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к от­ветственности должны предупреждать совершение новых административных правонарушений как виновными (частная пре­венция), так и иными гражданами (общая превенция).

Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:

а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

б) установленного порядка осуществления государственной
и муниципальной власти
, прав их органов и должностных лиц;

в) общих для граждан, организаций, общества публичной
власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и
общественной безопасности, собственности, законных эконо­мических интересов.

КОАП РФ — основной закон, регулирующий административ­ную ответственность.

КоАП РФ регулирует вопросы админист­ративной ответственности, которые признано необходимым решать на федеральном уровне:

Во-первых, он закрепил общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответ­ственность за нарушение правил, имеющих общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, уста­новленных федеральными правовыми актами.

В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принужде­ния (мер обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях).

В отличие от кодексов-старожилов — УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ — КоАП РФ содержит две группы норм:

1) материальные, которые закрепляют общие положения и
принципы ответственности, составы правонарушений, перечень
административных наказаний и принципы их применения (I и
II разделы КоАП РФ);

2) процессуальные, регулирующие производство по делам
об административных правонарушениях (разделы III—V КоАП РФ).

Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно.

Читать еще:  Передача управления автомобилем другому лицу

В соответствии со ст. 72 Консти­туции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации при­нимать законы по рассматриваемому вопросу.

Одно из достоинств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов РФ может быть установ­лена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе налагать административные наказания за нарушение законов субъектов РФ.

Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что в соответствии с этим Кодексом субъекты РФ принимают законы об административных правонарушениях, регулирующие ответствен­ность физических и юридических лиц за нарушения регулятив­ных норм, установленных актами органов этих субъектов РФ.

Соответствующими законами могут быть предусмотрены толь­ко два административных наказания: предупреждение и штраф.

Законы субъектов РФ устанавливают и некоторые процессуаль­ные правила.

Часть 2 ст. 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам РФ право поручать рассмотрение дел об административных правонаруше­ниях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комис­сиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполно­моченным органам исполнительной власти субъекта РФ иучреждениям.

Кроме того, для этих целей субъекты РФ вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен зако­нами соответствующих субъектов РФ.

ЗАКОН Сахалинской области от 30.04.2004 N 500

«ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ КОМИССИЯХ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосу­дияпо административным делам.

В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности судей рассмотрение дел о совершении административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об ад­министративных правонарушениях, предусмотренных более чем
160 нормами Кодекса
.

Из них к исключительной подведомственности судей отнесено более 100 составов правонарушений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтер­нативной подведомственности.

Более того, из 9 установленных КоАП административ­ных наказаний судьи вправе применять все, а 6 наказаний (воз­мездное изъятие имущества, конфискация имущества, лишение специальных прав, дисквалификация, административный арест, административное приостановление деятельности) могут назначаться только судьей.

В развитие административного судопроизводства сделан еще один вклад — впервые к рассмотрению дел об административ­ных правонарушениях привлечены арбитражные суды.

Нормативная основа административной ответственности

Нормативную основу административной ответственности в настоящее время образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит Кодексу об административных правонарушениях.

В настоящее время новый КоАП РФ принят и с 1 июля 2002 г. вступил в силу. На федеральном уровне главным источником норм об административной ответственности становится КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ — их собственные законы в указанной области, принятые в соответствии с названным Кодексом. /2/

По содержанию новый Кодекс объединяет нормы об административных правонарушениях, содержащиеся во всех ранее принятых актах, то есть в КоАП РСФСР, а также в отдельных законодательных актах или в нормах соответствующих законов, а именно: в законах “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, “Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства” и многих других.

Разумеется, что вся эта нормативная база была существенным образом переработана с учетом Конституции РФ и федерального законодательства.

В результате удалось в одном акте урегулировать весь комплекс вопросов, относящихся к административной ответственности.

Так, в Общей части Кодекса определяются общие положения и основные принципы законодательства об административных правонарушениях, в Особенной ее части даются составы административных правонарушений с указанием конкретных видов административных наказаний за их совершение. Составляющей частью структуры нового Кодекса являются административно-процессуальные нормы, устанавливающие круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания, процедуру привлечения к административной ответственности и исполнение постановлений о наложении административных взысканий. /2/

Так, к ведению Российской Федерации Кодекс относит установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, определение перечня видов административных наказаний и правил их применения, установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, определение порядка производства по делам об административных правонарушениях, а также установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и определение порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. /2/

Соответственно к компетенции субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушения законов субъектов РФ.

В то же время Кодекс содержит некоторые ограничения, установленные для субъектов РФ в случае принятия ими законов об административной ответственности. Например, согласно Кодексу, в качестве мер административных наказаний субъекты РФ смогут устанавливать лишь предупреждение и административный штраф.

Эти виды административных наказаний, а также возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация предусматриваются в отношении нарушений федеральных норм и правил, установленных настоящим Кодексом.

Особенность Кодекса состоит и в том, что его нормы устанавливают административную ответственность не только физических, но и юридических лиц. /2/ В Кодексе также закреплено положение о том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В соответствии с Кодексом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В Кодексе изменены положения, касающиеся давности привлечения к административной ответственности. /2/

В соответствии с федеральными законами в Кодекс были включены и другие статьи, которые устанавливают административную ответственность за нарушение порядка патентования объектов промышленной собственности за рубежом, за нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле, за нарушение валютного законодательства, за самовольное прекращение работы как средство разрешения трудового или иного конфликта. Некоторые нормы, устанавливающие административную ответственность за конкретные составы правонарушений, требовали редакционной доработки, поскольку не соответствовали нормам федеральных законов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector