0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужен ли адвокат при рассмотрении административног дела

ВС РФ разъяснил какая формулировка в доверенности дает защитнику в деле об административном правонарушении полномочия подавать жалобу на решение суда

Формулировка «наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ» является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. А вот формулировка о возможности доверителя «пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса» – напротив, не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, разбирая два разных отказа в приеме жалоб на решения районных судов, которыми оставлены в силе «полицейские» постановления о нарушении ПДД (Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. № 51-ААД18-1, Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. № 47-ААД18-15). В одном случае жалоба защитника была возвращена, в другом – оставлена без рассмотрения, но в обоих суды указали на то, что защитники превысили объем полномочий, предоставленный им доверенностями.

ВС РФ, внимательно изучив текст каждой из спорных доверенностей, сформулировал следующие выводы:

  • разумеется, «нарушитель» – реализуя свое право на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении – вправе пригласить себе защитника, со статусом адвоката или же без оного. В первом случае полномочия защитника удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Во втором – доверенностью, оформленной в соответствии с законом;
  • сам КоАП никаких требований к такой доверенности не предъявляет, потому подлежат применению нормы ч. 2, ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса, о чем уже давалось разъяснение в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности;
  • одна из спорных доверенностей наделяет защитника полномочиями по ведению, в том числе, дел об административных правонарушениях во всех судах РФ и у должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правом обжалования апелляционного, кассационного и в порядке надзора, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Эта доверенность оформлена в соответствии с КоАП РФ, и у суда не было оснований для оставления жалобы без рассмотрения. Дело подлежит направлению на рассмотрение по существу;
  • другая спорная доверенность не предусматривала право защитника на подписание и подачу жалоб на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Общая формулировка в тексте доверенности о возможности указанным лицом пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса, не может подменить предъявляемые к доверенности требования. Определение о возвращении жалобы подлежит оставлению в силе.

Итак: в доверенности защитнику не надо ограничиваться словами «наделяю полномочием пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса». Разумнее отдельно выделить полномочие на ведение дела об административном правонарушении с правом апелляционного, кассационного обжалования и обжалования в порядке надзора, со всеми процессуальными правами согласно КоАП РФ.

Деятельность адвоката в суде при рассмотрении дел об административных правонарушениях

Осуществляя деятельность в суде при рассмотрении дел об административных правонарушениях в интересах своего доверителя, адвокат должен учитывать следующее.

Согласно ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Если в судебном заседании заявлено ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле без представления доверенности*(50).

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Следует помнить, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Производство по делам об административных правонарушениях в суде осуществляется на следующих принципах (следуют из положений главы 1, ст.ст. 24.2, 24.3, 24.7, 25.1, 25.2, 26.11, 29.6, 30.1 КоАП РФ):

— равенства перед законом, означающего, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

— презумпции невиновности, гласящей, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана, и подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением административных правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренных законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

— обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, гарантирующем, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

— объективности, гласности, открытости, ведения дела на национальном языке, права пользоваться юридической помощью адвоката, экономичности процесса, права обжалования решений;

— независимости судей, выражающийся в том, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу;

Читать еще:  Пересечение двойной сплошной линии штраф 2020при завершении обгона

— оперативности, который, в частности, выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности, в том числе сроков давности привлечения к административной ответственности, рассмотрения дела, обжалования постановления и рассмотрения жалобы).

При подготовке к рассмотрению дела судья выясняет (ст. 29.1 КоАП РФ):

— относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела,

— имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей;

— правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

— имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

— достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу

— имеются ли ходатайства и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, выясняя указанные вопросы, оформляет принятые решения в виде определения или постановления. В виде определения принимаются решения, носящие процессуальный характер и не затрагивающие существа дела. В виде постановления принимаются решения по существу дела. Так, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на стадии подготовки к рассмотрению дела.

Если представленные материалы по делу с достаточной полнотой отражают обстоятельства совершения правонарушения и содержат необходимые сведения о лице, его совершившем, то выносится определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 29.4 КоАП РФ).

Принимая участие в рассмотрении дела об административном правонарушении в суде, адвокат также должен учитывать положения ст. 29.2 КоАП РФ (Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом), согласно которой судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела (ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ).

Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по находящемуся в его производстве делу об административном правонарушении, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу (ст. 29.3 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 29.2 КоАП РФ, вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.

Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины.

При рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП РФ):

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 ст. 28.6 КоАП РФ, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

— поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

— отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

— необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

— выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ (если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, а и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом);

— выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений (ст. 29.9 КоАП РФ):

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Этот перечень является исчерпывающим и иных постановлений быть не может.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ (Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении);

2) объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения);

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.8, 6.9, ч.ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5, ст.ст. 14.32, 15.11, ч.ч. 1 и 2 ст. 16.2, ст. 19.7.13, ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Читать еще:  Малозначительность административного правонарушения

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносит мотивированное определение.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 875 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Вопрос 283. Статус адвоката, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Вопрос 283. Статус адвоката, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Защитник и представитель (ст. 25.5.КоАП):

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Необходимо отметить, что адвокат не вправе принять поручение об оказании юридической помощи, если он каким-либо образом связан с лицами, интересы которых противоречат интересам лица, обратившегося к нему за юридической помощью. Лицо не имеет права выступать адвокатом и из-за своего предыдущего участия в деле в ином качестве, так как у него может быть выработано предвзятое мнение по существу дела.

Адвокат обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан немедленно доводить до сведения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, об обстоятельствах, говорящих в пользу своих доверителей, о нарушениях их прав с тем, чтобы эти нарушения своевременно были устранены. При этом адвокат призван защищать и отстаивать не всякие интересы лиц, которым он оказывает юридическую помощь, а только законные интересы и только законными средствами и способами.

Адвокат не может в угоду своим доверителям выгораживать их неэтичными способами, искажать факты и имеющуюся информацию, вводя в заблуждение судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. В то же время адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Принципиально недопустимы также приемы, направленные на умышленное затягивание производства по делу (необоснованные ходатайства, представление заведомо сомнительных или ложных доказательств и т.п.).

Адвокат самостоятельно, по внутреннему убеждению, основанному на всесторонней оценке материалов дела, определяет свою процессуальную позицию. При этом он руководствуется законом и своим правосознанием. Разумеется, адвокат обязан советоваться с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, учитывать его доводы и соображения, но окончательное решение адвокат принимает самостоятельно и полностью несет ответственность за него. Несмотря на процессуальную самостоятельность, положение защитника характеризуется односторонним характером его деятельности: он обязан выявлять только обстоятельства, оправдывающие лицо, в отношении которого ведется производство по делу, либо смягчающие его ответственность.

Однако адвокат не должен в угоду своему доверителю отрицать его причастность к совершению правонарушения, если пришел к выводу о доказанности этого факта. О намеченной линии защиты защитник обязан поставить в известность лицо, в отношении которого ведется производство по делу. Долг адвоката — убедить своего доверителя в необходимости дать правдивые показания, разъяснить ему, что раскаяние является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Адвокат должен также разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу, его право на приглашение другого адвоката или на отказ от защитника совсем.

Адвокат допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протоколаоб административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Адвокат, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; участвовать в рассмотрении дела, присутствовать при осуществлении мер обеспечения производства по делу; с разрешения судьи, органа, должностного лица, в производстве которых дело находится, задавать вопросы лицу, привлекаемому к административной ответственности, потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту; обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

В частности, он вправе заявлять ходатайства о приобщении к делу документов и вещественных доказательств, о вызове свидетелей, привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, вправе предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта, и др. При этом заявлять ходатайства адвокат может с момента их допуска к участию в производстве по делу об административном правонарушении, т.е. уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела.

В случае если физическое лицо подвергнуто административному задержанию в связи с административным правонарушением до составления протокола о правонарушении, адвокат может заявлять ходатайства с момента административного задержания. Ходатайство должно быть заявлено в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Читать еще:  Начальник отдела автоматизированных систем управления института

Адвокат может в целях собирания справок, характеристик и иных документов направлять запросы в государственные и муниципальные органы, организации любой формы собственности, общественные объединения.

Важным правом, предоставленным адвокату, является право заявлять отводы. При наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 25.12 КоАП и исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении лица в качестве специалиста, эксперта или переводчика, адвокат вправе подавать судье, органу, должностному лицу, в производстве которых дело находится, заявление об отводе указанных лиц. Рассмотрев заявление об отводе, судья, орган, должностное лицо выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Участие адвоката в рассмотрении дела об административном правонарушении

После направления протокола либо постановления прокурора об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении судье, органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать данное дело, стадия подготовки адвоката к ведению дела завершается.

Начинается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, на которой роль адвоката заключается в отстаивании выбранной позиции при рассмотрении дела об административном правонарушении и обеспечение прав и свобод лица, интересы которого он представляет или защищает.

Адвокату следует обратить внимание на соблюдение сроков рассмотрения дела об административных правонарушениях. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей и в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Адвокат вправе ходатайствовать о продлении срока рассмотрения дела, который может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Рассмотрение дела об административном правонарушении происходит в следующем порядке:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. При этом адвокат должен помнить, что невыполнение требования о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, является основанием для отмены принятого решения;
  • лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:
  • поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  • отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
  • необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;
  • выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;
  • выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление либо определение. В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

  • о назначении административного наказания;
  • о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Адвокату следует помнить, что при назначении административного наказания судом, органом или должностным лицом в зависимости от субъекта, совершившего административное правонарушение, могут учитываться ряд обстоятельств. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются:

  • характер совершенного им административного правонарушения,
  • личность виновного,
  • его имущественное положение,
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются:

  • характер совершенного им административного правонарушения,
  • имущественное и финансовое положение юридического лица,
  • обстоятельства, смягчающие административную ответственность,
  • обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, смягчающими административную ответственность, установлены в ст. 4.2 КоАП и их перечень является открытым. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.3 КоАП и является закрытым.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу;
  • объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
  • освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32 КоАП, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Согласно ч. 2 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

  • о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ:
  • о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Согласно ст. 206, 211 АПК при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом выносится решение.

По общему правилу:

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев,
  • по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения,
  • за ряд правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 4.5 КоАП — по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения,
  • за нарушение таможенного законодательства — по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения,
  • за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции — по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

КоАП предоставлено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему, законным представителям физического или юридического лица, защитникам и представителям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector