0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обстоятельства отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Характеризуя нормы ст. 4.3, нужно учесть следующее:

1) в них исчерпывающим образом изложен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Это означает, что судья, орган, должностное лицо не вправе признать какие-либо иные обстоятельства в качестве отягчающих административную ответственность;

2) они предоставляют судье, органу, должностному лицу право (хотя, конечно, не обязывают их) не признавать обстоятельства, упомянутые в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, в качестве отягчающих, учитывая характер административного правонарушения. Однако в постановлении о назначении административного наказания необходимо указать мотивы, вследствие которых обстоятельство не признано отягчающим.

КоАП не раскрывает понятие «характер административного правонарушения». Поэтому могут учитываться имущественное положение, личность правонарушителя, объем причиненного вреда и т.д.;

3) правила ч. 2 ст. 4.3 императивно запрещают относить к числу отягчающих обстоятельства, указанные в п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3, если:

а) любое из этих обстоятельств (либо несколько из них одновременно) указано в качестве квалифицирующих признаков (т.е. признаков, свидетельствующих о большой общественной опасности административного правонарушения) конкретного административного правонарушения, предусмотренного нормами Особенной части КоАП (например, ст. 12.8 в качестве квалифицирующего обстоятельства указывает состояние опьянения, ст. 6.10 — вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков);

б) эти обстоятельства указаны в качестве квалифицирующих признаков, предусмотренных нормами законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. К числу обстоятельств, отягчающих административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченного на то (законом или иным правовым актом) лица прекратить его. При этом нужно учесть, что:

а) под уполномоченными на то лицами понимаются лица, указанные в ст. 23.1-23.65 (см. коммент. к ним);

б) требование прекратить противоправное поведение (упомянутое в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) может быть и устным (например, работник ГИБДД может потребовать от пешехода вернуться к краю дороги и не переходить дорогу на «красный свет»). Однако в ряде случаев закон устанавливает письменную форму такого требования (например, путем направления налогового уведомления, путем вручения предписания);

в) продолжение противоправного поведения (упомянутого в п. 1 ч. 1 ст. 4.3) означает, что лицо не только не прекратило такое поведение, но и в дальнейшем совершает противоправные действия (либо бездействие). Продолжение налицо и в тех случаях, когда лицо лишь для видимости, чисто формально прекратило свои действия, закамуфлировало их и т.д., хотя фактически противоправное деяние по-прежнему им осуществляется;

2) повторное совершение однородного административного проступка. При этом:

а) однородными считаются административные правонарушения, посягающие на те же права, интересы, блага, охраняемые нормами законодательства об административных правонарушениях (например, лицо нарушило правила отпуска древесины на корню, а спустя 10 дней вновь нарушило эти правила, см. об этом коммент. к ч. 4 ст. 8.25). Верховный Суд (в п. 16 Пост. N 5) считает, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

б) повторность (упомянутая в п. 2 ч. 1 ст. 4.3) имеет место, когда:

— лицо (совершившее ранее административное правонарушение) уже было привлечено к административной ответственности в установленном порядке;

— это лицо снова совершило однородное с первым административное правонарушение;

— срок действия административного наказания, назначенный за первое правонарушение (см. коммент. к ст. 4.6), еще не истек. См. также п. 16 Пост. N 5;

3) вовлечение несовершеннолетнего в противоправные действия (бездействие), предусмотренные нормами КоАП (законов субъектов Российской Федерации). При этом нужно учесть, что:

а) речь идет о любых физических лицах, не достигших 18-летнего возраста (а не только о т.н. малолетних, т.е. лицах, не достигших 14-летнего возраста);

б) не играет роли согласие самих несовершеннолетних быть вовлеченными в противоправное деяние;

4) совершение административного проступка группой лиц. Анализ ст. 4.3 и ст. 2.1, 2.4, 2.10 (см. коммент. к ним) показывает, что группа лиц имеет место:

— и когда административное правонарушение совершается двумя и более физическими лицами;

— и когда оно совершается одновременно физическим и юридическим лицом;

— и в случаях, когда оно совершается несколькими юридическими лицами;

5) совершение административного проступка в состоянии опьянения. Речь идет о случаях, когда административное правонарушение было совершено в состоянии:

а) алкогольного опьянения;

б) наркотического, психотропного опьянения;

в) токсического либо любого иного опьянения.

Впрочем, судье, органу, должностному лицу предоставлено право, с учетом конкретных обстоятельств дела, не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством (например, если человек был приведен в такое состояние против его воли и затем совершил административное правонарушение).

3. Правильное применение норм ст. 4.3 возможно только с учетом:

а) положений ст. 2.9 (о возможности освобождения от административной ответственности);

б) норм ст. 4.4 (об ответственности за совершение нескольких административных правонарушений);

в) правил ст. 4.5 (о давности привлечения к административному наказанию);

г) общих правил назначения административного наказания, предусмотренных в ст. 4.1;

д) положений ст. 4.7 (о том, что наряду с назначением административного наказания лицо обязано также возместить вред, причиненный административным правонарушением).

Обстоятельства отягчающие административную ответственность

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 4.3 КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 4.3 КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Читать еще:  Образец платежки штраф гибдд в 2020 году для организации

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 4.3 КоАП РФ, судебная практика применения

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность — предусмотренные КоАП РФ существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения, повышающие общественную опасность административного правонарушения и обусловливающие необходимость применения к лицу, совершившему административное правонарушение, более строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Во всех случаях, за исключением случаев совершения административного правонарушения в состоянии опьянения, требование учитывать обстоятельства, отягчающие административную ответственность, носит обязательный характер и не оставляет судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, права на усмотрение.

Иные обстоятельства, отягчающие
административную ответственность по КоАП РФ

Частью 3 статьи 4.3 КоАП РФ установлено, что настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность… Такие «иные» обстоятельства предусмотрены следующими статьями КоАП РФ:

Отягчающие ответственность обстоятельства в статье 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»

Примечанием 3 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • 1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
  • 2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
  • 3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

Отягчающие ответственность обстоятельства в статье 14.32 КоАП РФ «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности»

Примечанием 4 статьи 14.32 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

  • 1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;
  • 2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.

Разъяснения Верховного Суда РФ, ВАС РФ

Повторное совершение однородного административного правонарушения

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Какое правонарушение считается однородным?

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок.

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).

В п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Какие правонарушения считаются однородными?

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Какое правонарушение является повторным по статья 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»?

Обратить внимание судов на то, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 и части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторным является совершение любого из предусмотренных частями 1 — 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного кодекса.

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» содержатся следующие разъяснения:

Читать еще:  Наказание и штраф за проезд под знак кирпич

Что считается повторным правонарушением по статье 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе»?

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек определенный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При этом если лицо было привлечено к административной ответственности в качестве рекламодателя, последующее совершение данным лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 КоАП РФ, не только в качестве рекламодателя, но и рекламопроизводителя или рекламораспространителя следует считать повторным совершением однородного административного правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, могут быть признаны в качестве таковых только при условии наличия их в статье 4.3 КоАП РФ, то есть ни суд, ни другой орган, наделенный правом привлечения по административным правонарушениям, не вправе расширять перечень, предусмотренный законом.

Отягчающие обстоятельства: что это

Наказание, устанавливаемое нормами КоАП России за совершение административных проступков, как правило, содержит ряд вариантов. Например, за остановку автомобиля в неположенном месте предусмотрена альтернатива: предупреждение или 500 рублей штрафа.

Выбор санкции зависит от множества факторов, и не последнее место среди них занимают обстоятельства, при которых совершено правонарушение. Статья 4.3 КоАП РФ перечисляет условия, при наличии которых к виновному с большой вероятностью будет применено максимально жесткое наказание, предусмотренное законом.

Таким образом, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, – это факты, увеличивающие уровень общественной опасности действий нарушителя и, как следствие, требующие назначения применения более строгой санкции.

Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение

Закон предусматривает два вида обстоятельств, отягчающих административную ответственность:

— общие — применимы к любому правонарушению;

— специфичные — установленные для конкретного административного проступка, то есть прописанные в определенной статье КоАП.

Важно: специфичное отягчающее обстоятельство, как правило, содержится во 2-й и последующих частях нормы КоАП РФ. Например, для такого правонарушения, как оскорбление (статья 5.61 КоАП), квалифицирующим признаком является публичность унижения чести и достоинства человека. То есть если за грубое слово, высказанное тет-а-тет, максимальный размер штрафа – 3 000 рублей, то за те же действия, совершенные публично, придется заплатить уже 5 000.

Общие обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для ужесточения меры административной ответственности.

Продолжение противоправных действий вопреки требованиям о прекращении

Требования прекратить противоправные действия должны исходить от уполномоченных лиц, к которым закон относит представителей органов государственной власти, призванных обеспечивать соблюдение общественного порядка. Это могут быть сотрудники полиции, охраны, надзорных служб и т. д.

Справедливость ужесточения ответственности при таких обстоятельствах обусловлена 2 факторами:

— игнорирование законных требований уполномоченных лиц;

— категорический отказ виновного от прекращения своих действий, несмотря на явное осознание их противоправности.

Классический пример – мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), при котором нарушитель продолжает выражаться нецензурной бранью, несмотря на попытки сотрудников полиции пресечь это.

Важно: в ряде случаев неисполнение законных требований представителей компетентных структур образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.27 КоАП РФ. В такой ситуации этот признак в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, не учитывается – нарушитель просто будет наказан сразу за 2 проступка.

Повторное правонарушение

Для того чтобы «рецидив» был признан в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо одновременное наличие 2 условий:

— совершение проступка в течение года с момента исполнения наказания за предыдущее правонарушение;

— однородность предыдущего и вновь совершенного проступка (аналогичные или схожие правонарушения).

Повторное допущение виновным противоправного поведения свидетельствует о неэффективности предыдущего наказания. То есть применение более жесткой санкции в такой ситуации вполне оправданно.

Вовлечение ребенка в совершение административного проступка

Может выражаться в любой существующей форме: обман, подстрекательство, уговоры, угрозы – главное, чтобы инициатива выполнения противоправных действий исходила от совершеннолетнего лица.

Тяжесть и категория самого проступка значения не имеют – независимо от состава правонарушения вовлечение ребенка или подростка (то есть несовершеннолетнего) в его совершение является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Групповое правонарушение

Противоправные действия, совершенные в группе, всегда имеют большую опасность по сравнению с аналогичными поступками одного человека. Поэтому и наказание за это следует более высокое. При этом численность группы на наказание не влияет – если нарушителей больше одного, налицо обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Противоправное поведение в условиях ЧС

Нарушитель, использующий сложившуюся обстановку (чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, военное положение и т. д.) в незаконных целях, безоговорочно понесет максимально возможное наказание в пределах санкций, установленных нормой КоАП РФ.

Состояние опьянения

Если Уголовный кодекс не рассматривает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, то КоАП считает иначе. Совершение административного проступка для пьяного нарушителя обернется гораздо более серьезными последствиями, нежели для трезвого.

Факт опьянения должен быть установлен актом медицинского освидетельствования либо, если его производство по каким-то причинам невозможно, свидетельскими показаниями.

Важно: отличительная особенность этого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, состоит в том, что оно не всегда может быть зачтено в качестве такового. В зависимости от характера и степени тяжести правонарушения закон допускает возможность не признавать опьянение отягчающим обстоятельством.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

КоАП РФ Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьёй 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Читать еще:  Обращение взыскания на пенсию по инвалидности 3 группы

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершённого административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учёта обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Статья 4.3. КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Ст 4.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  • 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
  • 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • 4) совершение административного правонарушения группой лиц;
  • 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к статье 4.3. КоАП РФ:

1. Многие жизненные обстоятельства могут влиять на тяжесть совершенного административного правонарушения. Но только обстоятельства, указанные в данной статье, являются основанием для усиления административной ответственности в рамках санкции соответствующей статьи Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

2. Перечень указанных в комментируемой статье обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является исчерпывающим, т.е. судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, не вправе признать отягчающими обстоятельства, не перечисленные в данной статье.

3. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, свидетельствует, во-первых, о злостном характере правонарушения, о нежелании лица отказаться от продолжения противоправного поведения и, во-вторых, об игнорировании требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения. К уполномоченным лицам относятся представители государственной власти, должностные лица контрольно-надзорных органов и другие лица, которые по своему правовому статусу, должностному положению уполномочены требовать от других субъектов соблюдения установленных правил, норм, нормативов, стандартов. При этом следует иметь в виду, что неисполнение законных требований отдельных должностных лиц образует самостоятельный состав административного правонарушения (см., например, ст. 20.27).

4. Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, признается отягчающим обстоятельством. Оно свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказало своего воспитательного и предупредительного воздействия административное наказание, назначенное за первое правонарушение. Отягчающим обстоятельством повторное административное правонарушение может быть, на наш взгляд, признано, во-первых, если лицо, ранее подвергавшееся административному наказанию, вновь совершает административные правонарушения; во-вторых, если не истек годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания; в-третьих, если правонарушение совершено лицом, к которому за первое однородное правонарушение было применено административное наказание; в-четвертых, если повторное совершение правонарушения не предусмотрено в качестве квалифицирующего признака состава административного правонарушения.

5. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения отягчает ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось (подстрекательство, обман, уговоры, использование служебного положения и др.). Вовлечение этих лиц в совершение преступлений образует состав преступления, предусмотренный статьей 150 УК РФ.

6. Совершение административного правонарушения группой лиц всегда представляет большую опасность. При этом имеется в виду объединение усилий двух или более лиц для совершения одного и того же правонарушения. Совершение однородных административных правонарушений несколькими лицами, не объединенными в группу, не является по смыслу комментируемой статьи отягчающим ответственность обстоятельством.

7. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах закон признает отягчающим обстоятельством. Лицо, использующее такие обстоятельства для совершения административного правонарушения, должно нести повышенную ответственность (в пределах установленных санкций).

8. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения является отягчающим обстоятельством. Такое состояние должно быть установлено материалами дела (акт медицинского освидетельствования, показания свидетелей и др.). Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является одним из неотъемлемых признаков состава (см. ст. ст. 12.8, 20.21). В отличие от других отягчающих обстоятельств состояние опьянения не всегда может быть признано таковым. Закон предоставляет право судье, органу, должностному лицу, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать состояние опьянения нарушителя отягчающим обстоятельством.

9. Комментируемая статья устанавливает общее условие для признания рассмотренных обстоятельств отягчающими административную ответственность. Они могут учитываться в качестве таковых, если они не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector