0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объяснение по делу об административном правонарушении

Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

СТ 26.3 КоАП РФ

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности.

2. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе, в частности, давать объяснения (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ). Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

3. В своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший в своих показаниях вправе затрагивать любые вопросы, которые, как они считают, имеют значение для дела. Они могут, в частности, сообщить данные о смягчающих (потерпевший — отягчающих) обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Объяснения (показания) могут касаться характеристики потерпевшего (лица, в отношении которого ведется производство по делу), свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными, по поводу каждого факта должен указываться источник осведомленности о нем.

4. При оценке доказательств необходимо исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу.

5. В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении вызываются лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

6. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу. Они должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить их правдивость, возможность свидетеля объективно воспринять обстоятельства дела. В частности, свидетелю в случае необходимости должны быть заданы вопросы о его взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими свидетелями, с должностными лицами, материалы которых послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Если свидетель в своих показаниях ссылается на информацию, полученную от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, необходимо рассказать, при каких обстоятельствах и где он встретился с этими лицами, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.

7. Если объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей изменились, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность их изменения.

8. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, в других предусмотренных Кодексом протоколах о применении мер обеспечения производства по делу (если они составляются), а также в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом. В случае необходимости эти объяснения и показания могут записываться отдельно и приобщаться к делу.

Объяснения по делу об административном правонарушении — образец

Административные правонарушения — это противоправные действия лиц, нарушающих нормы Российского законодательства. Область такого преступления относится к ответственности, указанной в статьях КоАП РФ. Вина в их совершении квалифицируется умыслом или неосторожностью. Умысел доказывается при определении противоправных поступков, если человек осознавал их незаконность, предвидел опасные последствия и желал их наступления. Признаками нарушения по неосторожности являются действия человека, который предвидя негативные последствия своих действий, самонадеянно полагал, что предотвратит их. Ответственность за проступок наступает, когда несовершеннолетний достигает шестнадцатилетнего возраста.

Читать еще:  Кому положена московская надбавка к пенсии в 2020 году

Кем предоставляются

Объяснительная предоставляется лицом, в отношении которого проводится разбирательство, потерпевшим и свидетелем. Много вопросов возникает у обывателя о ее правильном составлении, законном статусе и периоде времени, когда объяснение следует давать. Это не обязательная мера, но нарушитель, в отношении которого проводится разбирательство, в свое оправдание имеет право пояснить свое поведение, возможно, отличающиеся по характеристикам от мнения должностного лица, оформляющего документ о правонарушении. Таким же правом обладает потерпевший и свидетель. Пояснения можно давать как в письменной, так и в устной форме, но рекомендовано их оформить письменно во время составления протокола. Устные — можно давать в суде, так как они будут зафиксированы в протоколе судебного заседания.

Объяснения по делу об административном правонарушении, образец которого имеется у должностного лица, имеют одинаковую юридическую силу у всех сторон административного дела. С шаблоном объяснительной можно ознакомиться на странице сайта.

Важно! Отсутствие объяснений со стороны ответчика еще не подтверждает его виновность в правонарушении.

Законодательство

На практике документ о правонарушении и пояснения нарушителя, потерпевшего или свидетелей являются основными доказательствами по данному делу. В соответствие с Законом о полиции, сотрудник имеет право вызвать в отдел полиции граждан, имеющих какое-либо отношение к данному делу и получить от них объяснения. Это необходимые действия, осуществляющиеся в рамках разбирательства по совершению нарушения. Все сведения подтверждающей, разъясняющей, уточняющей, оправдывающей или признательной направленности имеют важное значение в осуществлении расследования. Как правило, бланк объяснительной заполняет сотрудник полиции или ГИБДД, указывая следующие данные:

  • место, дату, время дачи пояснений;
  • ФИО, дата рождения, адрес регистрации;
  • паспорт;
  • место работы, должность, телефон;
  • информация, касающаяся разбирательства по делу;
  • подпись гражданина, дающего пояснения;
  • подпись должностного лица.

Человек, у которого отбираются объяснения, должен обязательно прочитать написанное.

Важно! Часто «нарушителю» советуют не давать никаких показаний и не подписывать документы, потому что в этом случае не будет подтверждена его вина. Это не соответствует действительности и не принесет пользы, так как отказ от подписания протокола может наоборот усугубить ситуацию. В этом случае, должностное лицо имеет право указать в нем отказ от подписания, засвидетельствовав подписями присутствующих.

Правильно данные объяснения, возможно, избавят человека от статуса «нарушитель» и помогут в дальнейшем не совершать противоправных действий.

Объяснение по делу об административном правонарушении

  • 14792

Медицинская или фармацевтическая организация, как и любое другое лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе попытаться повлиять на исход дела, используя при этом механизмы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из таких механизмов является представление объяснений по делу об административном правонарушении, которым посвящена настоящая статья.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Согласно части 1 статьи 26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные в устной или письменной форме.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ объяснения по делу об административном правонарушении выступают в качестве доказательства по делу об административном правонарушении и могут играть как положительную, так и отрицательную роль в процессе принятия решения по делу.

Случаи обязательного представления объяснений

Статьей 26.3 КоАП РФ предусмотрены случаи обязательного представления объяснений по делу об административном правонарушении.

Так, медицинская/фармацевтическая организация, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, представляют объяснения, включаемые в протокол об административном правонарушении, в протокол об обеспечении мер и протокол о рассмотрении дела.

Обычно такие объяснения даются при самом возбуждении или рассмотрении дела — тогда, когда у организации (ее представителя) нет возможности основательно обдумать те или иные обстоятельства, имеющие отношение к делу. Соответственно, такие объяснения могут быть использованы как в пользу организации, так и против нее.

Обращаем внимание, что на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении заслушивание объяснений, данных организацией, также является обязательной процедурой (часть 2 статьи 29.7 КоАП РФ).

Случаи представления объяснений по инициативе организации

Однако в настоящей статье нам бы хотелось рассказать об объяснениях по делу об административном правонарушении, которые могут быть представлены организацией самостоятельно, по своей инициативе, не потому, что этого требует закон.

Читать еще:  Комиссия ржд за возврат железнодорожных билетов

Как известно, в административном производстве действует презумпция невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: это означает, что в случае, если в отношении организации возбуждено дело об административном правонарушении, она считается невиновной до тех пор, пока ее вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Вместе с тем, организация, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, как никто другой, заинтересована в доказывании своей невиновности и может использовать для этого механизм представления объяснений по делу об административном правонарушении, если не согласна с вынесенным в отношении нее протоколом об административном правонарушении.

Такие объяснения готовятся организацией как отдельный документ и представляются лицу, рассматривающему дело (судье или должностному лицу органа надзора) с целью повлиять на его исход.

Фактическое содержание объяснений лица, привлекаемого к ответственности

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержать субъективное описание обстоятельств дела, указание на факты, которые могут свидетельствовать об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности, а также факты (сведения), которые могут служить основанием для исключения ответственности лица. Одним из таких факторов, например, может быть неверная, по мнению организации, квалификация правонарушения.

Кроме того, допускается оценка деятельности того или иного должностного лица, проводившего, например, административное расследование по делу об административном правонарушении.

В любом случае, цель представления объяснений — формирование у судьи или должностного лица, рассматривающих дело, объективного представления о расследуемом правонарушении и прекращение производства по делу об административном правонарушении.

Когда имеет смысл представлять объяснения по делу

Объяснения по делу об административном правонарушении имеет смысл представлять тогда, когда организация не согласна с составленным в отношении нее протоколом об административном правонарушении и желает хоть как-то повлиять на исход рассмотрения дела об административном правонарушении.

Вместе с тем, практика показывает, что более реальным в оспаривании факта привлечения организации к административной ответственности является механизм обжалования действий/бездействия должностных лиц или обжалование уже вынесенного решения по делу (постановления по делу об административном правонарушении), которые осуществляются в соответствии с главами 24 и 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно.

Статья 26.3 КоАП РФ. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей

Новая редакция Ст. 26.3 КоАП РФ

1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

2. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Комментарий к Статье 26.3 КоАП РФ

1. Комментируемая статья раскрывает понятие одного из наиболее важных доказательств по делу об административном правонарушении. Правовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отражено в ст. 25.1 КоАП, потерпевшего — в ст. 25.2, свидетелей — в ст. 25.6. Во всех случаях Кодекс закрепляет право указанных лиц давать объяснения по существу разбираемого дела. В отношении свидетелей это право является и обязанностью. Кроме того, при получении показаний свидетелей следует помнить, что свидетель вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

2. Форма сообщения сведений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, может быть как письменной, так и устной. В то же время ч. 2 комментируемой статьи содержит требование обязательной фиксации указанных сведений и раскрывает основные варианты такой фиксации.

Другой комментарий к Ст. 26.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье закрепляются несколько видов доказательств, а именно: 1) объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) показания потерпевшего; 3) показания свидетелей.

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, представляют собой сообщение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, сведений и иных обстоятельств по делу. Объяснения такого лица обладают особенностями, обусловленными его процессуальным положением, обеспечением его права на защиту. Он более, чем кто-либо, лично заинтересован в исходе дела об административном правонарушении. В показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут содержаться ошибки, обусловленные особенностями восприятия и изложения дела. Заведомая заинтересованность его в исходе дела, а также возможность ошибочных показаний обязывают к особо критической проверке и оценке этого вида доказательств. Правдивые показания лица, привлекаемого к административной ответственности, являются одним из средств всестороннего исследования обстоятельств дела. В зависимости от отношения к факту привлечения к административной ответственности (признание или отрицание своей вины) объяснения лица, которому вменяется совершение административного правонарушения, имеют особое значение для подтверждения его невиновности. Отрицание своей вины и сопровождающие его показания об обстоятельствах дела требуют тщательной проверки. Само по себе заявление лица о своей невиновности не является оправдательным доказательством. Однако в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности сформулирована презумпция невиновности: лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ст.1.5). Это означает, что пока заявление лица о его невиновности не опровергнуто, оно не может быть признано виновным. С этим связана обязанность органов (должностных лиц) тщательно проверить все доводы.

Читать еще:  Какие грамоты дают прибавку к пенсии социальные вопросы

Особенности объяснений лица, привлекаемого к ответственности, не дают оснований рассматривать их заранее как какой-то особо надежный или, наоборот, сомнительный источник доказательств.

Объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, может содержать критику и оценку деятельности того или иного должностного лица, что должно способствовать формированию у должностного лица, рассматривающего дело, объективного представления о расследуемом правонарушении.

2. Показания потерпевшего представляют собой сообщение гражданином, которому административным правонарушением причинен вред, известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, по которому он признан потерпевшим, и сделанное в установленном законом порядке.

В качестве потерпевших могут допрашиваться только лица, признанные таковыми. До признания потерпевшим они допрашиваются обычно в качестве свидетелей. Однако в отличие от свидетелей потерпевший является участником производства по делу, наделенным правами (ст.25.2), позволяющими ему активно отстаивать свои интересы. Потерпевший, как правило, является лицом заинтересованным в исходе дела, что во многом влияет на его показания. На объективности объяснений потерпевшего может сказаться обида, жалость и иные субъективные факторы. Поэтому в показаниях потерпевшего, как и в показаниях лица, в отношении которого ведется производство по делу, могут содержаться ошибки, обусловленные характером человека, обстоятельствами восприятия, запоминания и воспроизведения имеющих значение для дела обстоятельств. В то же время этот вид доказательств во многих случаях содержит ценную информацию, способствующую установлению фактических обстоятельств дела.

3. Показания свидетеля — это сообщение лицом известных ему сведений об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, сделанное во время допроса в качестве свидетеля в установленном законом порядке.

Показания свидетелей являются наиболее распространенным видом доказательств. Круг свидетелей по делам об административных правонарушениях весьма широк. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля: адвокат лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, — об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника и представителя (ст.15 Закона РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР»); священнослужитель — о сведениях, полученных им на исповеди (ст.7 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»); супруг и близкие родственники лица, привлекаемого к административной ответственности, если они не изъявили желания давать объяснения.

Свидетель может давать объяснения только по тем обстоятельствам, свидетелем которых он был лично. Однако это не исключает обязанности правдиво изложить сведения, ставшие ему известными от других лиц, которых он может указать. Предположения, догадки по поводу тех или иных обстоятельств дела, возможного развития событий и т.п. доказательствами не являются.

Возможность ошибок в показаниях свидетелей, как и возможность дачи ими ложных показаний, должна учитываться, и показания свидетелей следует подвергнуть тщательной проверке.

4. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector