2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оформление дорожно транспортного происшествия инспекторами гибдд

ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Читать еще:  Куда обращаться если дорожная разметка нанесена неправильно во всеволожском районе

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что , если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Оформление ДТП с ГИБДД: порядок действий участников инцидента и правоохранительных органов

Дорожный инцидент — событие, которое в большинстве случаев приводит к правовым последствиям для участников происшествия. Для определения таких последствий исследуются официальные данные, которые содержатся в документах, оформленных при ДТП. Рассмотрим подробнее, что представляют собой такие документы и каким образом составляются в случае, если к оформлению ДТП привлечены инспекторы ГИБДД.

В каких случаях ДТП оформляется с ГИБДД?

Оформление ДТП с ГИБДД осуществляется по умолчанию — если участники решили не пользоваться процедурой оформления европротокола, или в случае, если у них нет такого права. Данное право возникает у граждан, если:

  1. В результате аварии нет пострадавших.
  2. Размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
  3. Есть только два участника ДТП.
  4. Человек, спровоцировавший ДТП, признает свою вину и не имеет разногласий по обстоятельствам происшествия с пострадавшей стороной.

Отметим, что с 01.06.2018 года в нескольких российских регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, вводится норма, по которой оформление «европротокола» возможно и при наличии разногласий сторон.

  1. У каждого водителя должен быть действующий полис ОСАГО.

При этом, если кто-либо из водителей застрахован по КАСКО, то в соответствии с политикой его страховой компании, возможно, потребуется оформлять ДТП при участии ГИБДД — иначе компенсация не будет выплачена.

Даже если есть все условия для применения «европротокола», то любая из сторон, тем не менее, вправе заявить о желании оформить ДТП при привлечении инспекторов ГИБДД.

Факторов, обуславливающих такое желание может быть много. Например:

  • неуверенность в том, что сумма ущерба может быть корректно оценена на месте;
  • отсутствие уверенности в том, что другая сторона нацелена на конструктивный диалог;
  • наличие подозрений в том, что у другой стороны есть проблемы с документами (например, просрочен или отсутствует страховой полис).

Документирование происшествия состоит из нескольких связанных этапов. Рассмотрим порядок оформления ДТП в ГИБДД подробнее.

Документирование дорожного инцидента с ГИБДД: основные этапы

Процедура оформления ДТП с ГИББД — при невозможности применения «европротокола» или нежелании сторон применять такую схему, предполагает:

  1. Осуществление первичных действий и вызов ГИБДД.

Участникам инцидента необходимо:

  • проверить состояние здоровья участников ДТП и прохожих;
  • обеспечить неподвижность автомобилей;
  • включить «аварийку», выставить аварийный знак;
  • обеспечить неподвижность и сохранность возможных улик;
  • попытаться найти свидетелей происшествия — других водителей, прохожих, работников близлежащих магазинов, заправок.

В случае, если установлено, что в результате инцидента пострадали люди, необходимо:

  • оказать им первую помощь;
  • вызвать скорую и сразу же — полицию.

В случае, если пострадавшего нужно отвезти в больницу, то для этого можно воспользоваться автомобилем участника ДТП — если его техническое состояние позволяет это сделать. После участнику ДТП необходимо вернуться на место инцидента.

Если пострадавших нет, то необходимо:

  • задокументировать расположение автомобилей и улик (сняв на телефон, составив схему доступным способом и заверив ее у свидетелей);
  • освободить дорогу для проезда других машин;
  • позвонить в полицию.
  1. Оформление схемы инцидента при участии приехавшей полиции.

Схема представляет собой заполняемый полицейским вручную документ, в котором фиксируются:

  • место инцидента (с обозначением улиц и иных координат);
  • сведения о расположенных рядом объектов, учитываемых правилами дорожного движения (например, дорожных знаков, светофоров или разметки);
  • расположение транспортных средств относительно места аварии (на основании измерений рулеткой).

Участники ДТП должны ознакомиться со схемой под роспись. Если у них есть пожелания по корректировке сведений, отраженных в схеме, то полицейский обязан их учесть и отразить в ней. Если этого сделано не будет, то стороны получают право обжаловать действия ГИБДД.

Схема ДТП также должна быть заверена 2 понятыми.

  1. Составление объяснительных документов.

В них участники дорожного инцидента отражают причины происшествия и рассказывают о своих действиях. Сведения, приведенные в объяснительных документах, могут стать значимым фактором установления виновной стороны.

  1. Составление справки и протокола о дорожном инциденте.

Оба документа оформляет сотрудник ГИБДД. Основная задача при составлении справки — корректно зафиксировать в ней повреждения автомобилей. На основании сведений, отраженных в документе, страховая компания рассчитает компенсацию за ущерб, нанесенный пострадавшей стороне.

Важно уделить внимание детализации повреждений.

  1. Составление постановления о дорожном инциденте.

Изучив факты об инциденте, сотрудник ГИБДД выносит постановление, в котором отражаются:

  • виновная и потерпевшая стороны (при этом, не исключено, что виновными будут признаны оба участника инцидента);
  • правовые последствия для виновной стороны со ссылками на правила дорожного движения и выявленные факты при осмотре места происшествия.

Водитель, которому вменяется вина в совершении ДТП, вправе не согласиться с такой формулировкой в протоколе, и обжаловать решение работника ГИБДД. В этих целях в протокол вносится формулировка о несогласии участника признать свою вину. При этом, также приводится ссылка на законодательство и указываются факты, на основании которых участник инцидента отстаивает свою позицию.

Если говорить о типичных правовых последствиях для виновника, то таковым в общем случае становится административный штраф, который выписывается участнику ДТП. При этом, уплата штрафа не освобождает виновника ДТП от возмещения ущерба пострадавшей стороне. Вопросы такого возмещения решаются в судебном порядке. Аналогично суд определяет, есть ли необходимость в применении к виновной стороне прочих санкций — таких как лишение прав, арест, конфискация автомобиля.

Бывает, что инспектор ГИБДД не имеет достаточных оснований для установления виновной стороны инцидента. В этом случае документы, оформленные на месте происшествия, направляются для принятия решения по ним непосредственно в ГИБДД. С результатами такого решения участники ДТП получают возможность ознакомиться позже — не позднее, чем через 15 дней после происшествия.

Отдельные правила регулируют оформление ДТП, если в результате аварии пострадали люди.

В результате ДТП есть пострадавшие: порядок документирования дорожного инцидента

Если ДТП привело к нанесению вреда здоровью одного или нескольких человек, то при оформлении ДТП осуществляется ряд дополнительных действий.

На место ДТП приезжает не только скорая помощь и полиция, но и представители следственных органов. Они осматривают место инцидента, автомобили участников ДТП и оформляют:

  • протоколы, в которых отражаются результаты осмотра;
  • объяснительные записки самих участников и свидетелей ДТП;
  • справку об инциденте;
  • акты о проведении тестов на алкоголь и наркотики.

Впоследствии подготовленные материалы направляются дознавателю, который относит инцидент к юрисдикции административного или уголовного законодательства. В первом случае на виновную сторону оформляется штраф. Во втором документы передаются в прокуратуру или в правоохранительные органы для проведения дальнейшего расследования.

На основании материалов с места аварии прокурором или представителем следственных органов может быть принято решение о начале уголовного производства. Если последствия инцидента оказались не слишком серьезными и ущерб компенсирован виновной стороной (либо стороны осуществили примирение), то дело может быть прекращено.

Читать еще:  О сроках назначения пенсии после подачи заявления

После проведения расследования инициируется судебное заседание. На нем уголовное преследование виновной стороны также может быть прекращено на основании ходатайства от пострадавшей стороны.

Если виновная сторона была привлечена к ответственности по административному законодательству, то в отношении нее не может быть инициировано уголовного дела, и наоборот.

Имеет ли право инспектор ДПС отказать в оформлении аварии

В сознании рядового автомобилиста сидит штамп: в случае ДТП товарищ инспектор все сделает, подскажет и поможет – нужное подчеркнуть. Но бывают ситуации, когда заниматься документальным оформлением придется самому, причем, не по своей воле.

Сделать дело самостоятельно, то есть, без вызова стражей закона позволяет европротокол. Напомним, что он оформляется непосредственно водителями при следующих условиях: в аварии участвовало только два транспортных средства, нет потерпевших, повреждены только участвовавшие в аварии ТС, оба водителя вписаны в действующие полисы ОСАГО, по предварительной оценке, нанесенный ТС ущерб не превышает максимальную сумму страховой выплаты и оба водителя согласны оформить ДТП без вызова сотрудников ГИБДД.

Если согласия между участниками касательно произошедшего не достигнуто, то в этом случае к оформлению привлекаются гаишники, и в данном случае отказать они не могут. Особо стоит отметить, что якобы возможности «договориться на месте» с другими участником или участниками события, согласно закону, не существует – уезжать с места аварии, не оформив европротокол или не обратившись в ГИБДД, нельзя. В противном случае минимальный ущерб, который стороны решили по старинке не фиксировать, обернется большими проблемами – если одному из участников ДТП вдруг приспичит вызвать инспекторов, то «скрывшемуся» грозит суровая санкция, согласно части 2 КоАП 12.27: » Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, – влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток».

Shutterstock / VOSTOCK Photo

А вот другая ситуация: водитель не справился с управлением на скользкой дороге и ударился об бордюр. Внешние повреждения минимальны, но налицо «травмы» подвески. Дежурный на другом конце провода может велеть вам оформить ДТП самостоятельно и не тратить время экипажей. Кстати, народная молва гласит об историях, когда приехавшие служивые и вовсе не считали такой инцидент дорожно-транспортным происшествием. Правомерно ли это?

Для начала обратимся к формулировке ДТП, прописанной в пункте 1.2 Правил дорожного движения: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб». Помятый бампер и поврежденные рычаги подвески – это ущерб, полученный в процессе движения по проезжей части. Значит, ДТП!

Shutterstock / VOSTOCK Photo

«Если вам не нужно получать компенсацию от страховой, а бордюр не пострадал, то происшествие можете не оформлять», – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов. Но очевидно, что в подобной ситуации потребуется документальная фиксация произошедшего и отказать вам могут на стадии звонка дежурному, поскольку инцидент достаточно мелкий. «ИДПС руководствуются пунктом 2.6.1 Правил. В нем указаны случаи, когда на месте авария с помощью ДПС оформляется, когда самостоятельно, а когда водителям нужно проехать на пост ДПС или в дежурную часть», – напоминает Сергей Смирнов.

Приводим этот самый пункт:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств. Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия».

Таким образом, следует быть готовым к тому, что дежурный предложит вам оформить не слишком значительное происшествие самостоятельно. Главное не забывать, что в дальнейшем все равно придется явиться в отделение ГИБДД для финализации процесса оформления документов.

Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД: процедура и порядок действий + регламент оформления ДТП

Любой владелец машины не застрахован от неприятностей на дороге. При этом автолюбитель необязательно является виновником происшествия. Но для успешного отстаивания собственных прав следует проследить за тем, чтобы оформление ДТП сотрудниками ГИБДД прошло по установленной процедуре – Административный регламент ГИБДД по оформлению ДТП.

В процессе разбирательства инцидента полицейский патруль составляет несколько документов. От их содержания напрямую зависит порядок защиты водителем собственных интересов.

Административный протокол, справка по ДТП – вот те основные материалы, которые помогут водителю отстоять свои права. На правильности заполнения упомянутых документов мы сделаем основной акцент по тексту материала.

Что считается ДТП

Ответ на данный вопрос дают правила дорожного движения, а именно их пункт 1.2. Если пересказать вкратце его содержание, то под ДТП подпадают события на магистрали, влекущие за собой причинение ущерба транспорту, пассажирам, пешеходам, дорожным конструкциям.

В качестве ДТП рассматриваются действия, произошедшие в процессе движения автомобиля. Если на стоящую машину упали дерево, дорожный знак, рекламная конструкция, глыба льда, такие события под ДТП не подпадают.

Обязательной причинно-следственной связью для ДТП является наличие ущерба. Поэтому незначительные столкновения машин, повлекшие за собой незначительные царапины, в качестве дорожного происшествия рассматривать сложно.

В некоторых случаях правила дорожного движения можно трактовать двояко. Поэтому советы автоюриста с упором на практику помогут прояснить ситуацию.

Первые действия после аварии

Если сидевший за рулем попал в ДТП, то есть свод правил, которых следует придерживаться. Первое из них состоит в том, чтобы оставаться на месте события, включив аварийные огни. В противном случае существует риск наложения крупного штрафа, лишения водительских прав.

Следует также связаться с представителями своей страховой компании, которая выдала полис ОСАГО. В дальнейшем такой контакт может способствовать своевременному возмещению по страховке.

Когда инспектор ГИБДД на месте составляет протокол, важно вписать в него свои пояснения. Это является правом, а не обязанностью водителя. Но, тем не менее, мнение человека может быть принято во внимание судом.

Водитель может написать о том, что он действовал под влиянием дорожной обстановки, плохих погодных условий, отсутствия дорожных знаков. А также допускается сослаться на плохое состояние здоровья.

Важно записать контакты пострадавшей стороны, очевидцев. Они могут выступать в суде в качестве свидетелей. Если есть возможность, необходимо сделать с разных ракурсов фотографии с мобильного телефона. Помогут также данные видеорегистратора (если он установлен в машине).

Правильную линию поведения может подсказать юрист. Его советы относительно первоначальных поступков можно получить в режиме телефонной консультации.

Когда можно не вызывать сотрудников ГИБДД

Существуют ДТП, при которых вызывать сотрудников полиции нет необходимости. На языке автолюбителей это именуется европротоколом. Все разногласия решаются мирным путем с участием одной или нескольких страховых компаний. Для этого должны быть соблюдены такие условия:

  • в аварии пострадал только транспорт без ущерба здоровью людей;
  • у каждого из водителей при себе был действующий полис по ОСАГО;
  • все участники согласны решить конфликтную ситуацию мирным путем.

Для урегулирования проблемы каждый из автовладельцев должен заполнить извещение о дорожной аварии. Его бланк прилагается к страховому полису. Этот документ вместе с остальными материалами по ДТП передается в страховую компанию. На это по существующим ныне правилам отводится 5 дней.

Могут ли отказать в оформлении ДТП

По упрощенной процедуре авария не оформляется, если в ходе нее пострадали люди (сам водитель, его пассажиры, пешеходы, граждане, находившиеся в другом транспорте). Отсутствие у кого-либо из участников происшествия страховки ОСАГО также обязывает вызывать на место ГИБДД.

Правило европротокола не действует в том случае, когда ущерб нанесен только одной машине (падение того же дерева, столкновение со светофором, рекламной конструкцией). Тогда подразумевается также приезд патрульной полиции.

Если есть пострадавшие

В дорожном инциденте зачастую наносится вред человеческому здоровью. И если травмы серьезные, то водитель должен предпринять определенные шаги, предписываемые ПДД, нормами другого законодательства.

Читать еще:  Кто вносит изменения в птс при продаже справочник автомобилиста

Действия водителя при ДТП с пострадавшими

В первую очередь следует позаботиться об оказании первоначальной медицинской помощи пострадавшим. Для этого могут пригодиться элементы автомобильной аптечки.

Если человек не знаком с правилами врачебной помощи, он должен вызвать на место аварии бригаду медиков. До ее приезда следует обеспечить стабильное положение тела пострадавшего человека.

Оформление ДТП сотрудниками ГИБДД с пострадавшими

В документах об аварии указывается характер нанесенных потерпевшему повреждений. Более точно определить степень вреда здоровью призвана медицинская экспертиза. Человек, причастный к ДТП, может принимать необходимое участие в ее проведении.

Если существуют возможности, в документах ГИБДД должно быть зафиксировано время приезда медиков. Это поможет водителю при предъявлении обвинений в оставлении человека в опасности.

От тяжести телесных повреждений зависит ответственность водителя. Легкий, средний ущерб здоровью может обернуться административным наказанием в виде штрафа, лишения водительских прав. Более серьезный вред чреват уголовным наказанием, подразумевающим исправительные работы или заключение на определенный срок. При этом ответственность наступает также тогда, когда для нанесения вреда здоровью не было никакого умысла.

Какие выдаются документы при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД

Любое происшествие нуждается в составлении определенного набора материалов. От их содержания зависит способ дальнейшего отстаивания водителем своих прав. Разберемся с тем, что же должно фиксировать дорожную аварию.

Что должно быть указано в справке о ДТП

Сейчас этот документ уже не заполняется. Связано это с тем, что в 2017 году, а точнее 20 октября в действие вступил обновленный административный регламент, которым руководствуются сотрудники ГИБДД. По нему составление справки по дорожной аварии отменено.

Чтобы уладить вопросы со страховой компанией достаточно предоставить упомянутое выше извещение, прилагаемое к страховому полису. Его можно заполнить и до приезда полицейского экипажа.

Некоторые страховые компании предусматривают в своем документообороте получение памятки в отношении заполнения уведомления о случае на дороге. Ее следует внимательно изучить, поскольку ошибки в бланке могут затруднить получение возмещения.

Схема дорожного происшествия

Она отображает в графическом виде картину дорожного события. Если водители не подпадают под европротокол, схему чертит сотрудник ГИБДД. На ней отображаются положение транспортных средств в момент аварии, наличие дорожных знаков, светофоров, разметки проезжей части.

К схеме можно приложить фотографии с места события. Чем их больше, тем лучше.

Рисунок должен отображать ширину дороги и другие особенности. После его подготовки, на нем свои подписи ставят все участники ДТП. Стоит также отметить, что исправления, зачеркивания в схеме не допускаются. В противном случае это будет дополнительным основанием для оспаривания постановления о штрафе.

Единых нормативов по составлению схемы о ДТП законодательство на сегодняшний день не содержит. Поэтому следует четко проследить за тем, чтобы чертежи были максимально объективными.

Протокол

Он необходим для того, чтобы зафиксировать факт дорожного происшествия. В самом протоколе не идете речи о размере штрафа или лишении водительских прав.

Сам протокол об административном правонарушении должен иметь несколько обязательных реквизитов.
В их число входит.

  1. Дата, место составления документа.
  2. Указание инициалов, должности работника ГИБДД, составившего документ.
  3. Информация по водителю.
  4. Обстоятельства совершения ДТП (место, время, данные об автомобилях).
  5. Ссылки на пункты правил дорожного движения и нормы КоАП, которые были нарушены.

У сидевшего за рулем есть право как подписать протокол, так и отказаться от этого шага. К нему гражданин может приобщить свои пояснения. Это же могут сделать свидетели дорожной аварии.

Квитанция

Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.

Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.

Как определить виновника аварии

Для этого законодательство допускает несколько способов. За основу берутся материалы, составленные по месту ДТП. В частности, важное значение имеет схема, о которой рассказывалось выше. Однако вина водителя при ДТП устанавливается и другими путями. В их число входят данные камер наблюдения, установленные на окрестных объектах (офисах, кафе, магазинах).

Разбор ДТП в ГАИ

При вынесении постановления о нарушении, работники ГИБДД изучают составленные ранее документы по происшествию. Водитель может участвовать в данном процессе и давать дополнительные пояснения.

При этом не исключено появление новых свидетелей. Если это так, то их объяснения группа разбора ДТП в ГИБДД приобщает к материалам административного дела. В дальнейшем данный тип доказательств исследуется в суде наравне с прочими собранными на момент вынесения решения материалами.

Обоюдная вина

При обоюдной вине водителей отвечает каждый автовладелец. Степень санкций определяется пропорционально участию каждого гражданина в ДТП. При таком раскладе есть вероятность, что все стороны аварии примут на себя обязательства возместить материальный, моральный вред потерпевшим лицам.

Степень основного наказания определяет ГИБДД или суд в зависимости от характера, сложности ДТП. Свои претензии может выдвинуть и страховая компания. В первую очередь это касается регрессных выплат, взыскиваемых по отдельному механизму.

Личная ответственность

Ее вид зависит от типа нанесенного ущерба, его размера. В расчет берется и степень повреждения здоровья пострадавших лиц. Исходя из этого, водитель может быть наказан в административном, уголовном порядке.

Если во время ДТП у человека отсутствовал полис ОСАГО или был просрочен, он должен компенсировать весь нанесенный вред. Его размер определяется судебным решением с учетом всех обстоятельств дела.

Определение виновника ДТП в суде

Это происходит в том случае, когда рассмотрения дела об административном правонарушении отнесено к компетенции органа правосудия положениями КоАП. Сказанное касается и случаев, когда дорожный инцидент имеет признаки уголовного преступления.

С целью подтверждения вины суд может по собственной инициативе или на основе ходатайства заинтересованной стороны назначить дополнительные экспертизы. При этом очерчивается круг вопросов, которые должен выяснить специалист и описать в своем заключении.

Существует несколько типов экспертиз. Медицинская призвана еще раз удостовериться в состоянии здоровья водителя при ДТП. Трасологическая, анализирует все оставшиеся на месте аварии следы. В их число входят не только видимые невооруженным взглядом повреждения автомобиля, но и осколки поврежденного стекла, автомобильных фар.

Можно ли оспорить виновность или невиновность

Составленный по факту ДТП протокол об административном нарушении обжалованию не подлежит. Пересмотреть можно постановление о наказании, вынесенное инспектором ГИБДД или районным судом (мировым судьей).

Практика показывает, что жалоба на постановление ГИБДД в суд является более эффективной, чем оспаривание наказания в административном порядке. Однако обратиться в орган правосудия следует в сжатые сроки, а именно в рамках 10 дней со дня вручения или получения документов о штрафе. Восстановить упомянутый срок можно по уважительным причинам.

При пересмотре санкций судом изучаются документы по ДТП, объяснения самого водителя, показания очевидцев. Кроме того, исследуются фотографии, видеоматериалы. На основании указанных данных выносится итоговое решение.

Если его содержание не будет устраивать собственника машины, он имеет полное право обжаловать вердикт в вышестоящей инстанции. На это отводятся те же десять дней. После определения апелляции решение по ДТП обретает законную силу. Отменить его может только российский Верховный Суд на основе поданной кассационной жалобы.

Заключение: ключевые правила оформления ДТП

Последствия ДТП бывают разными. Это не только повреждение транспорта, но и здоровья. Соответственно, законодательство предусматривает разные степени ответственности для участников дорожного инцидента.

Кроме того, стоит обратить внимание, что немного изменилась процедура оформления ДТП с ГИБДД, теперь справка о дорожном происшествии не выдается.

Не стоит забывать о грамотной правовой поддержки, которая поможет заинтересованной стороне восстановить свои права в соответствии с нормативно-правовым регулированием и предписаниями.

При этом, рекомендуем придерживаться такой последовательности действий.

  1. Не оставлять места ДТП, до тех пор, пока не станут все последствия совершенной аварии. Проследите за тем, чтобы были включены аварийные огни. Нелишним будет выставить специальный знак в форме треугольника, который должен иметь в своем распоряжении каждый из водителей.
  2. Убедитесь в наличии пострадавших среди пассажиров водителя, пешеходов, гражданах, находившихся в других транспортных средствах. Обязательны первая медицинская помощь, вызов врачебного экипажа.
  3. Проследите за правильностью оформления всех материалов по инциденту, что поможет в дальнейшем отстоять собственные права.

Есть также несколько рекомендаций относительно того, что делать не рекомендуется. Даже если есть устные договоренности со вторым участником аварии, покидать место ДТП не следует до приезда ГИБДД, представителей страховой компании.

Споры патрулем органов правопорядка также могут усугубить ситуацию. Поэтому вести необходимо себя сдержанно и толерантно к представителям власти, другим участникам происшествия.

Основной вывод по сказанному всему в материале можно сделать один. Правильные действия при ДТП помогут отстоять собственные права, а также важно изучить законодательство и советы опытных коллег.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector