0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности административного производства в арбитражном процессе

Понятие и особенности административного производства в арбитражном процессе.

Производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах, в отличие от судов общей юрисдикции, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с КоАП составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ч. 2 ст. 202 АПК). Тем самым обеспечивается переход дела из административно-юрисдикционного производства в административное судопроизводство, в основе которого лежит исковое производство, а административный орган приобретает процессуальный статус стороны в арбитражном процессе. Заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым к его форме и содержанию (ч. 1, п.п. 1, 2, 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125, ст. 204 АПК), копия которого предварительно должна быть направлена ответчику перед обращением в арбитражный суд. В заявлении должны быть указаны:

а) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

б) наименование заявителя, его место нахождения;

в) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

г) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

д) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

е) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

ж) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст. 204 АПК).

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 15 дней, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения, если КоАП не установлен иной срок. Этот срок может быть продлен арбитражным судом не более чем на один месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела (ч.ч. 1, 2 ст. 205 АПК).

Иной, чем установленный ч. 1 ст. 205 АПК срок рассмотрения дела предусмотрен ч. 5 ст. 29.6 КоАП — дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Если при возбуждении дела об административном правонарушении, административный орган применил к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю такую меру обеспечения производства по делу, как временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП), дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде в течение пяти суток с момента фактического прекращения деятельности.

Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Порядок проведения судебного заседания в арбитражных судах также отличается от процедуры, установленной ст. 29.7 КоАП, поскольку в его основе лежит исковое производство и в полном объеме реализуется принцип состязательности. КоАП не устанавливает порядок исследования доказательств, не требует ведения протокола судебного заседания, не предусматривает прений сторон, не содержит норм, обеспечивающих порядок в судебном заседании, не устанавливает порядок окончания рассмотрения дела по существу. Следует также обратить внимание на то, что в судах общей юрисдикции свидетели, эксперт и переводчик предупреждаются об административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 17.9 КоАП), а в арбитражном процессе — об уголовной ответственности.

Принимая решение по делу о привлечении к административной ответственности, а также о рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд должен проверить, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч.ч. 1, 3 ст. 4.5 КоАП. Истечение указанных сроков является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

В случае, когда арбитражный суд при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения или о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП), он принимает решение об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа.

По результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен вынести либо решение о привлечении к административной ответственности, либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 4 ст. 206 АПК). В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Однако и в случае изменения решения суда оно также вступает в законную силу со дня принятия постановления в апелляционном порядке.

Административное судопроизводство в арбитражных судах

Особенности рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Согласно Конституции РФ арбитражные суды наряду с конституционными судами и судами общей юрисдикции осуществляют правосудие. Хотя ст. 118 не содержит в перечне видов судопроизводств арбитражного, нормы ст. 125, 127, 128 Конституции РФ подтверждают конституционность судопроизводства в арбитражных судах.

Нормативной правовой базой деятельности арбитражного суда в сфере административного судопроизводства являются:

  • • Конституция РФ;
  • • международные договоры и конвенции;
  • • Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 «О судебной системе Российской Федерации»;
  • • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № ФКЗ-1 «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
  • • АПК РФ;
  • • Федеральный закон от 24.07.2002 № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • • НК РФ и др.
Читать еще:  Компенсация отпуска при расчете больничного листа

При единстве основных свойств административного судопроизводства закон предусматривает его дифференциацию в зависимости от ряда причин, включая распределение подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В арбитражных процессуальных кодексах Российской Федерации 1992 и 1995 гг. отдельные категории дел, вытекающих из административных правоотношений, лишь перечислялись как подведомственные арбитражному суду и рассматривались по правилам искового производства. В АПК РФ 2002 г. производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, выделено в самостоятельный раздел; расширен круг рассматриваемых арбитражными судами дел, возникающих из административных и публичных правоотношений. Если до 2002 г. производство в арбитражных судах велось только по административно-правовым спорам, то после вступления в действие новых КоАП РФ и АПК РФ арбитражные суды начали рассматривать и дела об административных правонарушениях.

Увеличение количества дел данной категории побудило создать в арбитражных судах две коллегии: гражданско-правовую и административную. При этом по данным статистики количество дел, возникающих из административных конфликтов, превалирует над гражданско-правовыми спорами.

В настоящее время арбитражные суды рассматривают следующие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Категории дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваемые арбитражным судом

  • • об оспаривании нормативных правовых актов [1] , затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 23 АПК РФ);
  • • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственной органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, если затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 24 АПК РФ);
  • • об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 25 АПК РФ);
  • • о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл. 26 АПК РФ);
  • • другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение не отнесено к компетенции арбитражного суда.

Всем видам административного производства свойственны общие процессуальные особенности (рис. 4.9):

  • • формой обращения заинтересованного лица за защитой своих прав является заявление;
  • • объектом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым присуще следующее:
    • – императивный характер;
    • – стороной в споре являются органы публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления или иные органы, имеющие публичные полномочия, их должностные лица);
  • • судом разрешается конфликт административного (публичного) характера, основанный на реализации властных полномочий органов или должностных лиц;
  • • в данном производстве не могут использоваться такие характерные для гражданского спора институты арбитражного процессуального права, как иск, встречный иск, третьи лица, договорная подсудность; дело не может быть передано на разрешение третейского суда;
  • • отказ от заявленных требований не обязателен для суда, а мировое соглашение возможно только по определенной категории дел, что свидетельствует об особенностях применения принципа диспозитивности;
  • • бремя доказывания возложено законом на административный орган, что свидетельствует об изменении содержания принципа состязательности;
  • • активная роль суда в процессе, т.е. право суда самостоятельно обеспечить доказательства, обязать явиться в судебное заседание.

Рис. 4.9. Общие процессуальные особенности, присущие административному производству

Подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, как и иных экономических споров, определяется нормами ст. 29 АПК РФ.

Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, зависит от субъектного состава конфликта и допускается лишь в случае, когда это прямо определено федеральным законом.

Порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, установлен в ст. 189 АПК РФ, где указано, что он подчиняется общим правилам искового производства (т.е. требованиям ст. 125, 128, 129, гл. 14–21 АПК РФ), но с особенностями, установленными в разд. III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Несмотря на то что есть общие черты, присущие порядку рассмотрения всех дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, производство по каждому виду дел характеризуется специфическими особенностями, отраженными в гл. 22–26 АПК РФ (см. ст. 17, 29, 34, 52, 53 и др.).

  • [1] 15 апреля 2014 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона № 466670-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», который предусматривает изъятие из подведомственности арбитражных судов, за исключением Суда по интеллектуальным правам, дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Основные категории дел

Споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью арбитражного процесса. Таким спорам присущи следующие основные признаки:

  • а) публичный характер правоотношений, вызывающих спор;
  • б) неравноправное положение участников в этих правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, а с другой — организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;
  • в) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц.

Основные отличия между делами, возникающими из гражданских (частноправовых) отношений, и делами, возникающими из административных (публично-правовых) отношений, заключаются в следующем:

они возникают из различных плоскостей материальных правоотношений: для гражданского правоотношения характерно юридическое равенство субъектов (горизонтальные отношения), для материальных административных правоотношений — отношения власти и подчинения между его участниками (вертикальные отношения);

Читать еще:  Какой суд рассматривает административные правонарушения

при разрешении споров, возникших из гражданских отношений, исключена возможность применения норм административного законодательства (п. 3 ст. 2 ГК РФ), и напротив, нормы гражданского права не применимы, например, к налоговым правоотношениям, за исключением некоторых институтов, понятий и терминов, используемых гражданским законодательством (ст. 11 НК РФ);

в исковом производстве предметом судебной деятельности является спор о праве гражданском, при рассмотрении же дел, возникающих из административно-правовых отношений, задача суда проверить законность нормативных и ненормативных актов, правомерность и обоснованность решений и действий (бездействия) органов исполнительной и представительной власти, а также должностных лиц;

бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на властную сторону административно-правового конфликта.

Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ:

  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Рассматриваемая нами правовая природа в равной степени применима и к делам особого производства, с той особенностью, что при рассмотрении дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, суд разрешает спор о праве, который отсутствует в делах особого производства.

Материально-правовым отличием такого спора является то, что спор идет между участниками публичного и частного интересов. Однако неравенство такого спора в материально-правовом отношении не влияет на эффективность зашиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон.

К исключениям из правил искового производства для рассматриваемой категории дел АП К РФ относит запрет на участие арбитражных заседателей, возможность истребования по инициативе суда доказательств от государственных и иных органов в случае их непредставления, при недоказанности оснований издания оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), нарушающих права и интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также от административных органов, составивших протокол об административном правонарушении (ч. 5 ст. 205) либо вынесении решения о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 210), контрольных органов, истребующих обязательные платежи и взыскивающих санкции (ч. 5 ст. 215), если указанные органы не представили необходимых доказательств для вынесения решения.

К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ относит особенности распределения бремени доказывания (ст. 189), возможность примирения сторон, если федеральный закон не ограничивает такую возможность (ст. 190).

Общей особенностью рассматриваемой категории дел является подача в арбитражный суд не искового заявления, а заявления. Стороны спора в делах административного судопроизводства занимают положение, аналогичное положению истца и ответчика, и в соответствии с этим пользуются материальными и процессуальными правами и несут обязанности соответствующей стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Характерная черта большинства дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, — сокращенные сроки их рассмотрения. Но это не относится к делам, возникающим из административных и иных публичных отношений (гл. 22 АПК РФ, в которой не сказано о спорах рассмотрения соответствующих дел). Следовательно, они рассматриваются в сроки, установленные для дел искового производства (ст. 134, 152 АПК РФ).

По рассматриваемой категории дел самые короткие сроки установлены по делам об административных правонарушениях (гл. 25 АПК РФ). Установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования судебных актов по таким делам (ч. 4 ст. 206, ч. 5 ст. 211 АПК РФ). Предусмотрен 10-дневный срок для обращения в суд лица, оспаривающего привлечение гражданина или юридического лица к административной ответственности; трехмесячный срок установлен для оспаривания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц.

Общая особенность административного судопроизводства — право суда признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и в случае неявки подвергнуть их судебному штрафу (ч. 2, 3 ст. 194, ч. 2, 3 ст. 200, ч. 3, 4 ст. 205, ч. 2, 3 ст. 210, ч. 2, 3 ст. 215 АПК РФ). Указанная особенность отсутствует в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ. Исключения составляют заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которые подаются по месту жительства или месту жительства заявителя, а не органа, принявшего решение (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).

Для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключение мировых соглашений в целом нехарактерно. Вместе с тем в тех случаях, когда закон предоставляет участникам публично-правовых отношений возможность выбора более чем одного варианта поведения, мировое соглашение возможно; например, при взыскании налога стороны под контролем суда могут договориться о рассрочке его уплаты; по спору о признании недействительным акта — об изменении его условий.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Основные категории дел

Споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью арбитражного процесса. Таким спорам присущи следующие основные признаки:

  • а) публичный характер правоотношений, вызывающих спор;
  • б) неравноправное положение участников в этих правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, а с другой — организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;
  • в) суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов и должностных лиц.
Читать еще:  Можно ли и как получить компенсацию за операцию пенсионеру

Основные отличия между делами, возникающими из гражданских (частноправовых) отношений, и делами, возникающими из административных (публично-правовых) отношений, заключаются в следующем:

они возникают из различных плоскостей материальных правоотношений: для гражданского правоотношения характерно юридическое равенство субъектов (горизонтальные отношения), для материальных административных правоотношений — отношения власти и подчинения между его участниками (вертикальные отношения);

при разрешении споров, возникших из гражданских отношений, исключена возможность применения норм административного законодательства (п. 3 ст. 2 ГК РФ), и напротив, нормы гражданского права не применимы, например, к налоговым правоотношениям, за исключением некоторых институтов, понятий и терминов, используемых гражданским законодательством (ст. 11 НК РФ);

в исковом производстве предметом судебной деятельности является спор о праве гражданском, при рассмотрении же дел, возникающих из административно-правовых отношений, задача суда проверить законность нормативных и ненормативных актов, правомерность и обоснованность решений и действий (бездействия) органов исполнительной и представительной власти, а также должностных лиц;

бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на властную сторону административно-правового конфликта.

Перечень подведомственных арбитражному суду дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приведен в ст. 29 АПК РФ:

  • 1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • 2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  • 4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  • 5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Рассматриваемая нами правовая природа в равной степени применима и к делам особого производства, с той особенностью, что при рассмотрении дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, суд разрешает спор о праве, который отсутствует в делах особого производства.

Материально-правовым отличием такого спора является то, что спор идет между участниками публичного и частного интересов. Однако неравенство такого спора в материально-правовом отношении не влияет на эффективность зашиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон.

К исключениям из правил искового производства для рассматриваемой категории дел АП К РФ относит запрет на участие арбитражных заседателей, возможность истребования по инициативе суда доказательств от государственных и иных органов в случае их непредставления, при недоказанности оснований издания оспариваемого акта, совершения действий (бездействия), нарушающих права и интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также от административных органов, составивших протокол об административном правонарушении (ч. 5 ст. 205) либо вынесении решения о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 210), контрольных органов, истребующих обязательные платежи и взыскивающих санкции (ч. 5 ст. 215), если указанные органы не представили необходимых доказательств для вынесения решения.

К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ относит особенности распределения бремени доказывания (ст. 189), возможность примирения сторон, если федеральный закон не ограничивает такую возможность (ст. 190).

Общей особенностью рассматриваемой категории дел является подача в арбитражный суд не искового заявления, а заявления. Стороны спора в делах административного судопроизводства занимают положение, аналогичное положению истца и ответчика, и в соответствии с этим пользуются материальными и процессуальными правами и несут обязанности соответствующей стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Характерная черта большинства дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, — сокращенные сроки их рассмотрения. Но это не относится к делам, возникающим из административных и иных публичных отношений (гл. 22 АПК РФ, в которой не сказано о спорах рассмотрения соответствующих дел). Следовательно, они рассматриваются в сроки, установленные для дел искового производства (ст. 134, 152 АПК РФ).

По рассматриваемой категории дел самые короткие сроки установлены по делам об административных правонарушениях (гл. 25 АПК РФ). Установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования судебных актов по таким делам (ч. 4 ст. 206, ч. 5 ст. 211 АПК РФ). Предусмотрен 10-дневный срок для обращения в суд лица, оспаривающего привлечение гражданина или юридического лица к административной ответственности; трехмесячный срок установлен для оспаривания ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц.

Общая особенность административного судопроизводства — право суда признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и в случае неявки подвергнуть их судебному штрафу (ч. 2, 3 ст. 194, ч. 2, 3 ст. 200, ч. 3, 4 ст. 205, ч. 2, 3 ст. 210, ч. 2, 3 ст. 215 АПК РФ). Указанная особенность отсутствует в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ. Исключения составляют заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которые подаются по месту жительства или месту жительства заявителя, а не органа, принявшего решение (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).

Для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключение мировых соглашений в целом нехарактерно. Вместе с тем в тех случаях, когда закон предоставляет участникам публично-правовых отношений возможность выбора более чем одного варианта поведения, мировое соглашение возможно; например, при взыскании налога стороны под контролем суда могут договориться о рассрочке его уплаты; по спору о признании недействительным акта — об изменении его условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector