0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности законодательства субъектов рф об административных правонарушениях

Общая характеристика законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, и законодательство об административных правонарушениях относится также к совместному ведению.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Такой закон существует — это Кодекс РФ об административных правонарушениях. По форме это тот же федеральный закон, но кодифицированный, непосредственно и полно регулирующий определенную сферу общественных отношений.

КоАП РФ обеспечивает необходимую правовую базу для разработки субъектами Российской Федерации законов об ответственности за административные правонарушения, имеющие региональное значение и соответствующую специфику.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, Кодекс определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях — КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Соответствие законов субъектов Федерации КоАП РФ означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП РФ. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.

Законы субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП РФ, не должны ему противоречить. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации. Разрешение коллизий о соответствии законов субъектов Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ отнесено к ведению Конституционного Суда РФ: указанные законы субъектов Федерации должны соответствовать КоАП РФ согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Таким образом, в случае установления противоречия закона субъекта Российской Федерации КоАП РФ оспаривается конституционность закона субъекта РФ, т.е. его соответствие Конституции РФ. Законы субъектов РФ об административных правонарушениях или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно и КоАП РФ, и законами субъектов РФ. В данном случае имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Указанные федеральные законы согласно ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. КоАП РФ, наряду с другими федеральными законами и подзаконными актами, а также законы субъектов РФ должны соответствовать указанным в Конституции РФ предписаниям и не могут им противоречить. При оспаривании факта такого соответствия коллизия подлежит разрешению Конституционным Судом РФ (п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Часть 3 ст. 3.2 КоАП РФ определяет, что законами субъектов РФ могут быть установлены следующие два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф. Все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.

Следующим важным моментом следует отметить то, что “административная ответственность является составной частью административного принуждения”. Она характеризуется, прежде всего, запретом, императивным повелением законодателя, предупреждая нежелательные для общества деяния, с учетом угрозы применения административного наказания в случае их совершения.

Применение мер административной ответственности является ограничением прав и свобод субъектов, в отношении которых такие меры применяются, на что обращают свое внимание ряд ученых-административистов. Можно согласиться с мнением Б.В. Россинского о том, что нормы законов субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность граждан, не соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом. Между тем КоАП РФ с учетом положений ст. 72 Конституции РФ допускает установление ответственности за совершение административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами законами субъектов РФ.

По мнению А.П. Шергина, которое мы поддерживаем, в отношении норм об административных правонарушениях граждан (физических лиц), административно-деликтное законодательство, имея специфический, отличный от организационно-управленческого права предмет регулирования, должно аналогично уголовному и гражданскому законодательству находиться в ведении Российской Федерации.

Таким образом, ученые справедливо утверждают, что поскольку требования ст. 55 Конституции РФ о возможности ограничения прав и свобод только федеральным законом касаются лишь прав и свобод граждан, то к ведению субъектов РФ могло бы быть отнесено установление административной ответственности юридических и должностных лиц за совершение ими тех правонарушений, ответственность за которые не установлена на федеральном уровне.

Установление законами субъектов РФ административной ответственности лишь юридических и должностных лиц, во-первых, способствовало бы соблюдению требований ст. 55 Конституции РФ, а во-вторых, — обеспечению конституционного разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения между Федерацией и субъектами, в частности, при разработке административного законодательства. Подобный подход объясняется прежде всего тем, что среди проступков юридических лиц и их должностных лиц, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, значительное количество составляют правонарушения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальных отношениях; ветеринарии и мелиорации земель и ряд других правонарушений, совершаемых юридическими лицами (и их должностными лицами) в процессе осуществления экономической, хозяйственной деятельности этих организаций.

Все эти вопросы находятся либо в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, либо в ведении субъектов РФ. Исходя из положений ст. 72 и 73 Конституции РФ и федеральных актов, в субъектах РФ принимаются свои законы и правовые акты управления, отражающие региональные особенности. Как следствие, в дополнение к нормам КоАП РФ в субъектах РФ могут приниматься нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц и должностных лиц за нарушения положений региональных нормативных правовых актов. Это, безусловно, должно способствовать эффективному решению субъектами РФ вопросов, отнесенных к предмету их собственного ведения и их компетенции по предметам совместного ведения с Российской Федерацией.

Читать еще:  Оплата административного штрафа доступные способы

Частью 2 ст. 22.1 КоАП РФ установлен перечень судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных не только законами субъектов Российской Федерации, но и КоАП РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях иных органов административной юрисдикции обусловлена разграничением компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях: например, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации; судьям районных судов, судьям гарнизонных военных судов, судьям арбитражных судов, мировым судьям подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Муниципальные органы административной юрисдикции различаются по признакам соподчиненности: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при органах местного самоуправления.

Статус административных комиссий определяется законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в соответствии с Положением об административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. № 699-ПП, основной задачей этого органа административной юрисдикции является профилактика и пресечение административных правонарушений, связанных с невыполнением физическими, юридическими и должностными лицами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих правоотношения в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются органами местного самоуправления и осуществляют меры профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. Поподробнее вопрос подведомственности дел об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены законами субъектов РФ, рассмотрим в следующем вопросе лекции на примере г. Москвы.

47.Законодательство субъектов рф об административных правонарушениях.

Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (Ст. 1.3)

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, составляющей частью которого является и законодательство об административных правонарушениях, отнесено к числу предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, при осуществлении правового регулирования по вопросам административной ответственности возникает необходимость разграничения полномочий по данному предмету совместного ведения.

Общие принципы разграничения полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов закреплены в Конституции РФ (ст. 76). Положения ст. 76 Конституции РФ раскрыты в гл. IV.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Применительно к законодательству об административных правонарушениях принципы разграничения полномочий разъяснены в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 145-О по запросу Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6102). В определении указывается, что субъекты РФ вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения, а при отсутствии такого федерального закона — осуществлять собственное правовое регулирование в области административной ответственности. При этом законодатель субъекта РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявленные к установлению административной ответственности и производству по делам об административных правонарушениях.

При решении вопроса о полномочиях Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях в настоящем Кодексе учитывались изложенные выше принципы исходя из приоритетности задач обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, ее государственного суверенитета, верховенства Конституции РФ и федеральных законов, единства правового и экономического пространства, а также единства правового положения граждан и организаций на всей территории Российской Федерации.

Статья 1.3 КоАП РФ определяет исчерпывающим образом лишь объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Полномочия субъектов РФ определяются по так называемому остаточному принципу, вытекающему из ст. 73 Конституции, в соответствии с которой вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Полномочия субъектов РФ в основном сводятся к установлению административной ответственности по вопросам, не имеющим федерального значения, а также установлению подведомственности и подсудности рассмотрения дел о таких административных правонарушениях. Законодатель субъекта РФ вправе устанавливать административную ответственность за невыполнение или нарушение конституций, уставов, законов и других нормативных правовых актов субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления.

Представляется, что законами субъектов РФ может устанавливаться административная ответственность за такие правонарушения, как нарушение правил благоустройства населенных пунктов, правил содержания домашних животных, нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия регионального и местного значения, за правонарушения в области использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и т.п.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а также обжалование и исполнение вынесенных по ним постановлений осуществляются в порядке, установленном Кодексом. Установление подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22.1, ч. 2 ст. 22.2 и ст. 22.3 настоящего Кодекса.

Читать еще:  Пенсионный возраст в украине для женщин и мужчин 2020 таблица

Административное законодательство субъектов Российской Федерации

С учетом статьи 72 Конституции Российской Федерации Конституция РФ от 25.12.1993 с внесенными в нее поправками от 30.12.2008. Российская газета, N 7, 21.01.2009. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.htmlПикулькин А.Б. Система государственного управления. М., 1997. (“В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: … к) административное, административно — процессуальное, законодательство.”) в статье 1.3 КоАП РФ дается разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Кодекс Россиийской Федерации об административных правоннарушениях. Новосибирск: Норматика, 2013. К ведению Российской Федерации относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе норм об ответственности за нарушение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, порядка производства, в том числе установления мер обеспечения производства (доставления, задержания, осмотра и т.д.), порядка исполнения постановлений о наложении административных наказаний.

Вне пределов ведения Российской Федерации правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, административная ответственность за правонарушения, имеющие региональное значение, например, нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п., в КоАП РФ не предусмотрена. Она устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

В КоАП РФ закреплено правило о том, что все нормы об административных правонарушениях на федеральном уровне должны включаться в него, а нормы субъектов Российской Федерации должны приниматься только в форме законов. Субъекты Российской Федерации издавать законы по названным вопросам не вправе, не могут они устанавливать за нарушение своих законов административные наказания, за исключением предупреждения и административного штрафа. Это не только повышает роль федерального закона в регулировании административной ответственности, но и создает гарантии обеспечения единого масштаба этой ответственности на всей территории России.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Такой закон существует — это Кодекс РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ обеспечивает необходимую правовую базу для разработки субъектами Российской Федерации законов об ответственности за административные правонарушения, имеющие региональное значение и соответствующую специфику. Кoмментарий к Кoдексу РФ oб административных правoнарушениях пoд oбщей редакцией Э.Г. Липатoва и С.Е. Чаннoва. — OOO «Нoвая правoвая культура», 2007 г.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Россиийской Федерации об административных правоннарушениях. Новосибирск: Норматика, 2013. Таким образом, Кодекс определяет две составляющие законодательства РФ об административных правонарушениях — КоАП РФ и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Соответствие законов субъектов Федерации КоАП РФ означает возможность их принятия в специально предусмотренных Кодексом случаях, указанные законы не должны противоречить КоАП РФ. В отличие от ч. 2 ст. 76 Конституция РФ от 25.12.1993 с внесенными в нее поправками от 30.12.2008. Российская газета, N 7, 21.01.2009. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.htmlПикулькин А.Б. Система государственного управления. М., 1997. Конституции РФ, предусматривающей принятие законов и иных нормативных правовых актов, издаваемых субъектами РФ по предметам совместного ведения во исполнение соответствующего федерального закона, КоАП исключает возможность принятия субъектами Федерации подзаконных актов.

Законы субъектов РФ об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с КоАП РФ, не должны ему противоречить. Наличие противоречия может быть установлено при принятии субъектами Федерации законов об административных правонарушениях по полномочиям, отнесенным к предметам ведения Российской Федерации.

Разрешение коллизий о соответствии законов субъектов Федерации об административных правонарушениях КоАП РФ отнесено к ведению Конституционного Суда РФ: указанные законы субъектов Федерации должны соответствовать КоАП РФ согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ.10 Таким образом, в случае установления противоречия закона субъекта Российской Федерации КоАП РФ, оспаривается конституционность закона субъекта РФ, т.е. его соответствие Конституции РФ.

Законы субъектов РФ об административных правонарушениях или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ) 10.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ Конституция РФ от 25.12.1993 с внесенными в нее поправками от 30.12.2008. Российская газета, N 7, 21.01.2009. http://www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.htmlПикулькин А.Б. Система государственного управления. М., 1997. являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а, следовательно, и КоАП РФ, и законами субъектов РФ. В данном случае имеются в виду международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Государственной Думой в форме федеральных законов и одобренные Советом Федерации. Указанные федеральные законы согласно ст. 106 Конституции РФ 11 подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. КоАП РФ, наряду с другими федеральными законами и подзаконными актами, а также законы субъектов РФ должны соответствовать указанным в Конституции РФ предписаниям и не могут им противоречить. При оспаривании факта такого соответствия коллизия подлежит разрешению Конституционным Судом РФ (п. «а», «б» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ) 11. Ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ определяет, что законами субъектов РФ могут быть установлены два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф. Все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.

Ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ установлен перечень судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. Кодекс Россиийской Федерации об административных правоннарушениях. Новосибирск: Норматика, 2013.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Читать еще:  Образец и получение справки о трудовом стаже для пенсионного фонда

иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных не только законами субъектов Российской Федерации, но и КоАП РФ.

Подведомственность дел об административных правонарушениях иных органов административной юрисдикции обусловлена разграничением компетенции в сфере законодательства об административных правонарушениях: например, административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации; судьям районных судов, судьям гарнизонных

военных судов, судьям арбитражных судов, мировым судьям подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Муниципальные органы административной юрисдикции различаются по признакам соподчиненности: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются при органах местного самоуправления. Статус административных комиссий определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Кoмментарий к Кoдексу РФ oб административных правoнарушениях пoд oбщей редакцией Э.Г. Липатoва и С.Е. Чаннoва. — OOO «Нoвая правoвая культура», 2007 г.

Общая характеристика законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действующее законодательство об административной ответственности представляет собой двухуровневую систему административно-деликтных норм на федеральном и региональном уровнях. Региональный уровень представлен законами субъектов РФ об административных правонарушениях, которые принимаются в соответствии с КоАП РФ.

Принятие и введение в действие КоАП РФ 2001 года послужило импульсом для активного правотворческого процесса субъектов РФ по совершенствованию регионального законодательства об административной ответственности. При этом, начиная с 2006 года, началось обновление уже ранее принятых (начиная с 2002 г.) региональных законов об административной ответственности путем принятия в субъекте РФ нового комплексного закона взамен действующего, либо принятия нового комплексного закона взамен ряда действовавших ранее тематических законов об административных правонарушениях.

В настоящее время в субъектах РФ завершается процесс региональной кодификации норм об административной ответственности. В подавляющем большинстве субъектов РФ принят единый комплексный закон субъекта РФ об административных правонарушениях, который объединяет все материально-правовые и административно-процессуальные нормы об административной ответственности данного субъекта РФ [131] . В ряде субъектов РФ комплексные законы названы кодексами (к примеру, в г. Москва, Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Калининградской областях).

Условием легитимности региональных законов является их издание в соответствии с КоАП РФ и в пределах компетенции субъектов РФ.

Содержание региональных законов и их структура обусловлены предметами ведения субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ [132] к ведению субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится:

«1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом».

Устанавливая административную ответственность, субъекты РФ реализуют предоставленные им п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ право на нормативное регулирование относящихся к совместному ведению их и федерального центра вопросов в области административного и административно-процессуального законодательства и исключительного ведения субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ), в том числе по вопросам местного самоуправления. Принятие соответствующих законов призвано обеспечить неотвратимость административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

С учетом этих требований сформировано региональное законодательство об административных правонарушениях.

Содержание комплексных региональных законов строится по схеме КоАП РФ: 1) общие положения, 2) особенная часть, 3) компетенционные нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях, 4) заключительные (переходные) положения.

В общих положениях раскрывается предмет регулирования, основные понятия, используемые в законе, полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях, порядок зачисления административных штрафов.

Особенная часть включает виды составов административных правонарушений, сгруппированные по родовому объекту посягательства, и санкции за их совершение.

Компетенционные нормы о подведомственности дел об административных правонарушениях раскрывают полномочия должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях и полномочия мировых судей, коллегиальных органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ.

Заключительные (переходные) положения определяют порядок вступления данного закона в силу, перечень утрачивающих силу нормативных правовых актов и изменения, вносимые в действующее законодательство субъекта РФ в связи с принятием данного закона.

Указанные выше составляющие законов субъектов РФ об административных правонарушениях, раскрывающие их содержание, предопределяют структуру данных законов. Они (эти составляющие) именуются разделами, которые включают главы, а главы, в свою очередь, состоят из статей.

Статьи могут состоять из нескольких частей. Вместе с тем в законах наблюдается разнобой в оформлении и наименовании частей: в одних части нумеруются, в некоторых – нет такой нумерации, в отдельных законах части статей называются пунктами и абзацами. Все это не способствует адекватному восприятию и пониманию отдельных нормативных положений.

Законами субъектов РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в п. 4-6 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Административная ответственность, предусматриваемая в законах субъектов РФ, носит усеченный характер не только по видам составов административных правонарушений, но и по набору санкций. У регионального законодателя здесь выбор не велик, он вправе предусматривать в своих законах только два вида административных наказаний – предупреждение и административный штраф.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector