0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освобождение от административной ответственности срок административной ответственности

Основания освобождения от административной ответственности

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает следующие основания, освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения:

  • 1) При малозначительности правонарушения (ст. 2.9). При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
  • 2) Освобождение от административной ответственности путем замены ее дисциплинарной ответственностью. Несовершеннолетние лица, совершившие административное правонарушение, могут быть освобождены от административной ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с применением к ним мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних лицо (ч.2 ст. 2.3). Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП).
  • 3) Пропуск уполномоченным органом и его должностными лицами срока давности назначения административного наказания, предусмотренных статьей 4.5 КоАП, так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение от перерегистрации охотничьего ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. За отдельные правонарушения срок установлен в 1 год.
  • 4) Крайняя необходимость (Ст. 2.7). Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, административной ответственности не подлежит.
  • 5) .Невменяемость (Ст. 2.8). Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
  • 6) Освобождение от административной ответственности в связи с ограничением применения административных наказаний. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством. В частности административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп и др. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.

В законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, сотрудников правоохранительный органов и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.

Принципы административной ответственности. Срок привлечения и освобождение от административной ответственности

К основным принципам административной ответственности можно отнести:

  • Принцип законности. Гражданин, который привлекается к административной ответственности, не должен подвергаться наказанию и соответствующим мерам, обеспечивающим производство по делу о данном правонарушении, вне пределов порядка и оснований, установленных на законодательном уровне.
  • Индивидуализация ответственности (нужно изучить все факторы, которые определяются законом, без стереотипов и шаблонов).
  • Ответственность правового субъекта только за собственные поступки.

  • Ответственность наступает лишь за деяния, когда вина доказана. На субъект возлагается административная ответственность за правонарушения, в противном случае наказание не допускается.
  • Принцип справедливости, который заключается в том, что наказание обязательно должно быть соразмерным правонарушению.
  • Принцип целесообразности, который подразумевает соответствие задачам административной ответственности выбранной меры правового воздействия.
  • Принцип гуманизма, то есть меры ответственности должны применяться без унижения достоинства человека, его чести, остальных естественных свобод и прав гражданина страны.
  • Принцип презумпции невиновности. Гражданин подвергается административной ответственности лишь за те правонарушения, по отношению к которым его вина установлена. Он является невиновным до того момента, пока вина его не будет подкреплена доказательствами таким образом, как это предусматривается в КоАП, и определена имеющим силу закона постановлением судьи, должностного лица, органа, которые рассматривали дело. Гражданин, привлекаемый к административной ответственности, не должен доказывать собственную невиновность. Если имеются неустранимые сомнения в его виновности, то они должны быть истолкованы в пользу данного гражданина.
  • Принцип своевременности, который заключается в том, что ответственность за административное правонарушение должна быть определена в максимально быстрые сроки.

Принципы административной ответственности были нами рассмотрены выше. Далее остановимся на нюансах рассматриваемой темы.

Составление протокола об административном правонарушении: сроки

В соответствии с требованиями, определёнными в статье 28.5 КоАП ПФ, составление протокола об административном правонарушении должно осуществляться немедленно после того, как было выявлено его совершение. Если же потребуется дополнительное установление обстоятельств данного дела либо информации о юридическом или физическом лице, в отношении которых планируется возбуждение дела об административном правонарушении, то протокол о нём составляется на протяжении двух суток после того, как был установлен факт его совершения. В ситуации осуществления административного расследования данный протокол должен быть составлен в установленные сроки после окончания процесса.

Признаки административной ответственности наступают тогда, когда производится правонарушение.

Какой срок давности у административных правонарушений

Хотя факт нарушения действующего закона был уже совершён, правонарушитель имеет возможность избежать соответствующих последствий в форме наказания в том случае, если пройдут сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. В принципе, нельзя вынести постановление о привлечении к ответственности и после этого наказать виновного, если был превышен срок привлечения лица к гражданской ответственности.

Читать еще:  Ответственность за самовольную установку дорожных знаков

В соответствии со ст. 4.5., п. 1, КоАП РФ в подавляющем числе случаев срок давности по административным правонарушениям равен двум месяцам, а по разбираемым в суде делам – трём месяцам. Признаки административной ответственности становятся явными тогда, когда наступает правонарушение со своими особенностями. Это деяние имеет антиобщественный характер, отличается противоправностью.

По отношению к обширному перечню деяний, срок привлечения к административной ответственности исходит из давности правонарушения и равен одному году. Связано это с объективными условиями обнаружения вредных последствий от определённого правонарушения. Это такие случаи, когда непосредственно противозаконный поступок и наступивший от него вред разбросаны по времени. Например, загрязнение водоёма выбросами совершалось в определённый момент, а последствия его в виде нарушения экологии проявились только через два месяца.

Какие правонарушения входят в группу административных

В нее включаются правонарушения в области:

  • валютного законодательства;
  • патентного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • антимонопольного законодательства;
  • деятельности обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • трудового законодательства.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного и таможенного законодательства составляет два года. Если же законодательство было нарушено в сфере политических партий, то три года. При нарушении законодательства о противодействии терроризму и коррупции – шесть лет.

На каких основаниях производится освобождение от ответственности

Основанием применения административной ответственности служит субъективное противоправное деяние. Что же в противоположном случае?

Если для правонарушителя отсутствуют отрицательные последствия, то на практике это бывает связано со следующими ситуациями:

  • если речь ведётся об исключении явления административно-правовой ответственности, в случае имеющихся признаков поступка;
  • когда правонарушение признаётся в качестве совершённого, но при этом виновный не может быть привлечён к ответственности.

Случаи отмены наступления ответственности

В кодексе об административных правонарушениях отмечаются следующие ситуации, на основании которых гражданин может быть освобождён от административной ответственности в принципе — это замена иным наказанием, малозначительность, невменяемость и прочие.

Освобождение связано в определённой мере с тем, что у государственного аппарата есть необходимость экономно тратить средства принуждения. Основная задача правоприменяющего органа – верно установить содержание субъективной и объективной сторон правонарушения, а также выявить отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Что понимается под малозначительностью?

Благодаря Кодексу РФ об административных правонарушениях у суда, должностного лица и органа, составляющих постановление о привлечении к административной ответственности, появляется право при ряде некоторых признаков признать деяние, совершённое гражданином, малозначительным.

В большинстве случаев для должностных лиц является авторитетным решение Верховного суда. Под малозначительным правонарушением понимается такое деяние, тяжесть, размер вреда и характер которого не представляют сильной угрозы для нормального общественного функционирования. При этом не берутся в расчёт имущественное положение и личностные мотивы лица. Суд, выступающий при в этом в качестве конечной инстанции, имеет право изменить решение другого органа, отменив постановление или признав его незаконным. Таким образом, на законодательном уровне малозначительность точно не определяется, и это помогает уполномоченному органу быть демократичнее, но в то же время даёт возможность для появления злоупотреблений, из-за которых даже при недопустимых факторах осуществляется освобождение от административной ответственности.

Замена наказания

При освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью к гражданину применяется относящееся к мерам реагирование устное замечание. Оно призвано проинформировать его о недопустимости подобного поведения в дальнейшем. Письменного выражения у него нет, и оно может выноситься на любом этапе административного производства. Замена осуществляется ещё и в тех ситуациях, когда речь ведётся о военных (поскольку военнослужащий должен привлекаться к такой ответственности, как дисциплинарная), несовершеннолетних. Чаще всего имеются в виду совершённые впервые проступки. Новшество представляют собой последние изменения, которые касаются смягчения наказаний для представителей среднего и малого предпринимательства за те правонарушения, которые были выявлены в процессе государственных проверок. В таком случае вместо штрафа в качестве инструмента принуждения может выступить предупреждение.

Освобождение несовершеннолетних от наказания

Административная ответственность лиц, не достигших совершеннолетия, представляет собой особый случай. Нужно сказать, что граждане от шестнадцати до восемнадцати уже выступают субъектами административной ответственности. В суде могут заменить наказание устным выговором, основываясь на личностных характеристиках правонарушителя. Подобный вердикт выносится и комиссией по делам несовершеннолетних. Кроме того, перечень мер определяется ФЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

С понятием, целями административной ответственности мы разобрались. Подробно коснулись принципов и сроков рассматриваемого явления. Что можно добавить?

Особые разновидности

Специальными видами являются как те случаи, когда привлекаются отдельные группы граждан (например, несовершеннолетние или военнослужащие), так и содержание особой части, где прямо установлен порядок освобождения от административной ответственности.

Граждане, которые призваны на военные сборы, и военнослужащие могут не подпадать под ответственность в том случае, если в части действует установленный дисциплинарный акт.

Органы, привлекающие к административной ответственности — это административно-исполнительные, общественные и судебные инстанции.

Освобождение от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение. Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении. Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

Читать еще:  Отвод судьи в административном процессе

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния. Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

Освобождение от административной ответственности. Срок административной ответственности

Административная и уголовная ответственность – самые тяжелые правовые последствия для нарушителей. Однако по сущности административная ответственность такова, что зачастую складывается ситуация, когда деяние гражданина, содержащее черты того или иного правонарушения, тем не менее, не несет большой общественной опасности.

Основания освобождения от ответственности

Отсутствие негативных последствий для правонарушителя на практике связано с двумя ситуациями: когда речь идет об исключении такого явления, как административно-правовая ответственность при наличии всех признаков проступка; либо когда правонарушение признано совершенным, однако сам виновный не подлежит привлечению к ответственности. Кодекс об административных правонарушениях выделяет следующие основания для освобождения от административной ответственности: малозначительность, замена другим наказанием, невменяемость и другие.

Связано освобождение, в частности, и с тем, что государственному аппарату необходимо экономно расходовать средства принуждения. Главная задача органа-правоприменителя – правильно учесть содержание объективной и субъективной сторон состава правонарушения, выявляя смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Малозначительность

Кодекс РФ об административных правонарушениях дает право суду, органу, должностному лицу, которые составляют постановление о назначении административного наказания, при определенных признаках признать совершенное деяние малозначительным. Надо сказать, указание на малозначительность существовало еще во времена СССР, в прежнем Кодексе, однако до сих пор законодатель не дал точного определения данному термину, не прояснил, каковы критерии оценки, а лишь делегировал эту обязанность правоприменителю.

Для должностных лиц же в большинстве случаев служит авторитетным мнение Верховного суда. Согласно Постановлению Пленума ВС от 24.03.05 № 5, малозначительным административным правонарушением можно считать деяние, характер, размер вреда и тяжесть последствий которого не являются большой угрозой для нормального функционирования общественных отношений. При этом не учитываются личностные мотивы и имущественное положение виновного. При этом суд, выступая конечной инстанцией, вправе подвергнуть изменению решение иного органа, признав постановление незаконным и отменив его.

Читать еще:  Куда пожаловаться на действия администрации района

Таким образом, в законе нет точного понятия малозначительности, что, с одной стороны, позволяет уполномоченному лицу быть демократичнее, с другой – создает поле для злоупотреблений, влекущих освобождение от административной ответственности при недопустимых обстоятельствах.

Замена наказания

В случае если происходит освобождение от административной ответственности по признакам малозначительности, к правонарушителю применяется устное замечание, которое относится к мерам реагирования. Устное замечание информирует недопустимость такого поведения в будущем. Оно не имеет письменного выражения и может быть вынесено на любой стадии административного производства. Также замена производится в случаях, когда речь идет о военных (военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности), несовершеннолетних, обычно дело обстоит с проступками, совершенными впервые.

Новшеством, внесенным в Кодекс РФ об административных правонарушениях, являются последние изменения, касающиеся смягчения наказаний для субъектов малого и среднего предпринимательства за правонарушения, выявленные в ходе государственных проверок, — вместо штрафа инструментом принуждения выступает предупреждение.

Освобождение от наказания несовершеннолетних

Административная юридическая ответственность несовершеннолетних является особым случаем. Стоит отметить, что лица от 16 до 18 уже выступают в качестве субъектов административной ответственности. Суд может прийти к выводу о замене наказания устным выговором, опираясь на данные о личностных качествах правонарушителя. Такое решение выносится также и комиссией по делам несовершеннолетних, а список применимых мер регламентирован также Федеральным законом о профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних. К примеру, комиссия может потребовать принести публичные извинения, сделать предупреждение, подвергнуть общественному порицанию и передать ребенка под домашний надзор.

Истечение сроков давности

Срок административной ответственности также может повлиять на назначение наказания, что отчасти взято из норм уголовного права. Ст. 4.5 указывает на такие сроки привлечения к ответственности, как три месяца, год со дня совершения административного правонарушения – при нарушении законодательства о территориальных морях, исключительной экономической зоне государства, о защите интересов инвесторов на рынке бумаг, нормах таможенного, валютного, налогового и других законодательств.

Причина подобного «упущения» кроется в том, что, в отличие от уголовного права, административное не признает принципа неотвратимости наказания за совершенный проступок.

В случае если правонарушение носит длительный характер, то сроки исчисляются с момента обнаружения такового. Высший Арбитражный суд в бытность своего существования указывал на то, что, проверяя давность, необходимо помнить, что день выявления противоправного деяния и является днем совершения. При этом следует исходить из обстоятельств и признаков объективной стороны. Стоит учитывать и то, что срок давности, согласно действующему законодательству, имеет только одно основание для приостановления – ходатайство лица о рассмотрении дела по месту его проживания.

Некоторые ученые все же полагают, что нельзя рассматривать срок давности как условие, соблюдение которого влечет освобождение от административной ответственности, поскольку такой механизм больше связан с обеспечением действенности работы административно-юрисдикционного аппарата.

Специальные виды оснований освобождения от ответственности

К специальным видам оснований освобождения можно отнести как случаи привлечения отдельных групп субъектов (к примеру, военнослужащих или несовершеннолетних), так и составы Особенной части, в которых напрямую прописан алгоритм освобождения от ответственности.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, могут не привлекаться к административной ответственности, если в пределах части функционирует определенный дисциплинарный акт.

К примеру, ст. 15.11 содержит положения об ответственности за нарушение бухгалтерского учета и отчетности, где часть вторая допускает освобождение от ответственности в том случае, если нарушившие возместят недостаток уплаченных налогов, исправят соответствующие недочеты и ошибки в налоговой декларации. Ст. 2.6.1 предназначена для освобождения собственника транспортного средства от ответственности в ситуациях, когда машина управлялась не им (по доверенности, в результате угона). Ст. 14.32 предусматривает освобождение для лица, которое первое выполнило все условия.

Отличия между понятиями «освобождение от административной ответственности» и «исключение административной ответственности»

Административное законодательство построено так, что некоторые правоведы объединяют обстоятельства, освобождающие от административной ответственности, с обстоятельствами, её исключающими, таким образом рассматривая крайнюю необходимость и невменяемость в общем списке. Однако это, безусловно, два разных правовых института, поскольку первый случай не исключает вредоносность деяния обществу (в отличие от крайней необходимости), действия лица признаются правомерными и не содержащими умысла.

Проблемы функционирования института освобождения от ответственности

Больше всего правовых проблем связано с нормами, которые носят оценочный характер. Отсутствие признаков малозначительности дает возможность административному органу самостоятельно оценить обстоятельства, что имеет негативные последствия и порождает разнобой в практике.

Также крайне неправильным кажется и то, каков порядок освобождения от уголовной ответственности лица, не управлявшего транспортом на момент фиксации правонарушения, поскольку речь, скорее, идет об отсутствии состава как такового – ненадлежащем субъекте деяния.

Практика применения норм об освобождении от ответственности

Рассматривая вопрос о малозначительности, необходимо знать, есть ли правонарушения, в отношении которых применить норму не представляется возможным. Действительно, Верховный суд в Постановлении № 18 от 24.10.06 дал понять, что невозможно использовать правило о малозначительности в случаях, когда дело связано с распитием спиртных напитков при управлении транспортным средством, поскольку машина является источником повышенной опасности. Суд учитывает потенциальный вред общественным отношениям, независимо от причиненного вреда.

При этом нередки разночтения: к примеру, в одном случае суд не посчитал неприменение контрольно-кассовой техники единично как нарушение, несущее угрозу общественному порядку, ссылаясь на то, что продавец, осуществлявший продажу, работал первые сутки и имел хорошую характеристику. В другом же случае суд посчитал, что в деянии присутствует угроза общественным отношениям, несмотря на то что сумма, по которой отпускался товар, была незначительной. Иногда в ходе судебного следствия выясняется, что состав правонарушения наносит более серьезный вред, чем указаный в статье КоАП РФ, в таком случае становится невозможным наказать нарушителя административно. Уголовная ответственность, скорее всего, даст возможность квалифицировать содеянное как состав преступления.

Все это позволяет сделать вывод о том, что правоприменителям, так или иначе, требуется более точное разъяснение критериев освобождения от административной ответственности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector