0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятка при составлении административного протокола

Памятка при составлении административного протокола

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА,
которых стоит придерживаться при составлении в отношении вас
Протокола об административном правонарушении

Олег Литвинов,

юрист (стаж юр. практики — более 7 лет)

ВНИМАНИЕ.
В данной статье не рассматриваются случаи браконьерства!

Мнение, изложенное в данной статье, является правовой позицией определенного юриста, которое может кардинально не совпадать с мнением судей и иных полномочных представителей государственных органов. Данная статья не преследует цель навязать чьё-то мнение и не подстрекает к каким-либо действиям.

МР ОО «АПДКС» выступает против нарушения действующего законодательства, но всем нам свойственно ошибаться, как должностным лицам государственных органов, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, так и нам: подводным охотникам, фридайверам, дайверам, а также рыбакам, охотникам и туристам.

Целью настоящей статьи является содействие объективному рассмотрению дел об административных правонарушениях и недопущение своеволия должностных лиц в отношении граждан, осуществляющих своё право на отдых.

Известный подводный охотник, журналист, писатель, капитан 1 ранга в отставке, член Объединённого Совета Российской Федерации подводного рыболовства – В.И. Виноградов подготовил очень хорошую «ПАМЯТКУ РОССИЙСКОМУ ПОДВОДНОМУ ОХОТНИКУ» (см. ссылку по адресу — http://apdks.ru/?p=569), в которой даны дельные советы и приведены нужные выдержки из нормативно-правовых актов, поэтому я не пытаюсь «объять необъятное», а предлагаю вашему вниманию самые основные правила, которых стоит придерживаться при составлении в отношении вас протокола об административном правонарушении:

1. Если вы не согласны с нарушением, его классификацией или попросту сомневаетесь в том, что совершили правонарушение:

в обязательном порядке вносим в Протокол фразу: «С протоколом не согласен. Административного правонарушения не совершал. Требуется помощь адвоката».

При этом не стоит отказываться от заполнения и подписи Протокола, поскольку это не является препятствием для его оформления, но очень важно указать, что вы с протоколом не согласны и правонарушения вы не совершали.

2. Не имея юридического образования и юридической практики по делам об административных правонарушениях, очень сложно при составлении Протокола давать юридически грамотные и фактически правильные объяснения.

Также важно понимать, что Протокол об административном правонарушении лишь фиксирует правонарушение, а само рассмотрение дела об административном правонарушении будет происходить позже с вынесением процессуального решения в виде Постановления.

Поэтому есть простое правило: чем меньше вы наговорите на себя при составлении Протокола, тем больше шансов, что адвокат (защитник) на стадии рассмотрения дела сможет защитить ваши права и законные интересы.

Да и вы, спустя некоторое время, придя в себя от волнения и изучив нормативно-правовую базу, сможете лучше проводить свою защиту.

Следовательно, при составлении Протокола не стоит «выкладывать на игральный стол все свои козырные карты». Для этого придёт ещё время на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, в графе Протокола «ОБЪЯСНЕНИЕ» рекомендую написать: «Нахожусь в крайне взволнованном состоянии, показания давать не могу. Требуется помощь адвоката».

3. При составлении протокола вам должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1. КоАП.

Если должностное лицо устно не разъяснилостатью 25.1 КоАП, необходимо в графе протокола: «С ПРОТОКОЛОМ ОЗНАКОМЛЕН», сделать запись следующего содержания: «Права не разъяснены». Самим расшифровки не просить.

4. Когда должностное лицо передает вам Протокол для заполнения, спросите у него: «Будут ли вноситься еще записи в Протокол?».

В случае утвердительного ответа верните Протокол должностному лицу для завершения заполнения.

Получив в руки Протокол, нужно внимательно его прочитать.

5. Если нарушение произошло вдали от вашего места жительства, вы в соответствии со статьёй 29.5. КоАП имеете право ходатайствовать (просить) о рассмотрении дела по своему месту жительства.

Для этого в графе:

«МЕСТО И ВРЕМЯ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ» рядом с местом, указанным должностным лицом, следует написать фразу:

«Прошу направить протокол для рассмотрения по месту моего жительства».

6. В графе Протокола: «СВИДЕТЕЛИ»:

— если должностное лицо её не заполнило, смело ставим большую Z;

— если свидетели внесены, а вы их не наблюдаете – требуйте от должностного лица вам их представить;

— в случае их представления – проверьте соответствие их документов, сведениям, изложенным в Протоколе;

— требуйте вписать в Протокол в качестве свидетелей лиц, которые могут подтвердить вашу правоту (если таковые имеются).

В соответствии со статьи 25.6 КоАП в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению (в том числе и близкие родственники).

Если должностное лицо отказывается вписать в Протокол лиц, которые могут подтвердить вашу правоту, утверждая, что якобы они являются «заинтересованными лицами», собственноручно вписывайте их в протокол в графу: «ОБЪЯСНЕНИЕ» с указанием Ф.И.О. и адреса проживания.

7. После вашего заполнения самостоятельно отделите копию Протокола и положите её в карман, оригинал Протокола отдайте должностному лицу.

Должностное лицо не имеет права вносить какие-либо дополнения после вашей подписи Протокола об административном правонарушении.

Практика показывает, что такие, казалось бы, простые правила не соблюдаются лицами, привлекаемыми к административной ответственности, что влечёт для них негативные последствия в виде незаконного привлечения к административной ответственности.

Памятка для водителя при составлении протокола

C афоненков Павел Николаевич –

компании «Автоюрист» в г. Люберцы,

Самозащита на дороге, или как заставить сотрудников ДПС соблюдать процессуальные нормы при возбуждении дел об административных правонарушениях

(примерные действия водителя при составлении протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС, повышающие перспективы прекращения дела)

Если вас остановил инспектор ДПС за нарушение правил дорожного движения и сообщил, что в отношении вас будет составлен протокол об административном правонарушении (АП), необходимо знать следующее:

1. Не нужно соглашаться с фактом совершения административного правонарушения, что отметить в протоколе по делу об административном правонарушении.

В графе «Объяснение лица…» отметить: «не согласен с протоколом, правил дорожного движения не нарушал» (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

2. Если в отношении вас инспектор ДПС пытается сразу вынести постановление по делу об административном правонарушении (не составляя протокол об административном правонарушении), не создавайте паники и, когда вам дадут постановление по делу об административном правонарушении, запомните (молча запишите!) номер этого постановления и сообщите, что с правонарушением вы не согласны, просите разъяснения ваших прав и обязанностей и желаете получить копию протокола по делу об административном правонарушении.

Если инспектор ДПС вас просит подписать постановление несмотря ни на что и обещает, что сейчас будет составлен протокол об АП, то берете это постановление и молча пишите в нем то же самое: «с правонарушением не согласен, прошу разъяснения прав и обязанностей и желаю получить копию протокола по делу об административном правонарушении, который составлен не был».

Если инспектор ДПС выполняет вашу просьбу и начинает писать протокол об АП, пусть продолжает это делать.

3. В протоколе об АП вы указываете, что с фактом правонарушения не согласны, ходатайствуете об участии в деле с момента его возбуждения своего защитника (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ), о передаче дела на рассмотрение по месту вашего жительства (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом, в протоколе об АП вы отмечаете, что все объяснения будут приобщены к протоколу об АП позже, после консультации с защитником.

Читать еще:  Какой нужен стаж для досрочной пенсии

Если, несмотря на ваши ходатайства, протокол об АП инспектор ДТС все-таки составляет, также отмечаете, что он составлен без участия защитника.

Вы возражаете против рассмотрения дела на месте правонарушения, так как желаете, чтобы в рассмотрении дела участвовал ваш защитник. Это отражаете в протоколе об АП.

2. При составлении протокола обратите внимание на правильность указания сведений, а именно: даты и места оформления протокола, существа вменяемого правонарушения, времени и места его совершения, а также должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Сведения о дате и времени позволят вам в суде запросить съемку видеозаписи с камер видеонаблюдения, которые устанавливаются на мачтах городского освещения, на зданиях, где они фиксируют прилегающие к этим объектам участки дорог.

Указание места совершения правонарушения позволит запросить расстановку дорожных знаков и разметки.

Данные инспектора, составившего протокол, могут понадобиться при подаче жалобы на действия должностного лица вышестоящему должностному лицу или в суд.

3. При наличии свидетелей вы вправе настаивать, чтобы инспектор внес информацию о них в протокол (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Свидетелями могут быть любые пассажиры, находившиеся в автомобиле, пешеходы, водители других автомобилей. Данные свидетелей (Ф.И.О., адреса и телефоны) могут понадобиться вам, чтобы доказать невиновность в суде. Отказ инспектора внести в протокол информацию о свидетелях зафиксируйте в протоколе. В дальнейшем эта запись также позволит подать на инспектора жалобу.

Обратите внимание! Утверждение о том, что свидетелями не могут быть близкие родственники по причине их заинтересованности, безосновательны.

Не стоит отказываться от подписания протокола, так как подпись означает лишь факт ознакомления, а не согласия с протоколом. Отказавшись от подписи, вы лишаете себя возможности документально зафиксировать свое несогласие с вменяемым правонарушением!

4. Если в графе «К протоколу прилагается» инспектор указал на наличие схемы места совершения правонарушения, видеофиксации правонарушения, то вы вправе настаивать на ознакомлении с ними.

В случае отказа укажите в этой графе: «не ознакомлен» — и распишитесь. Тогда в суде можно будет поставить под сомнение содержание этих доказательств. При ознакомлении со схемой места совершения административного правонарушения в случае несогласия укажите, с чем именно не согласны и что не так отражено на схеме, поставьте свою подпись.

5. Если инспектор использовал прибор измерения скорости движения транспортных средств, вы вправе ознакомиться с показаниями прибора.

В протоколе должно быть отражено значение, зафиксированное прибором, и его наименование (ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ). В суде можно будет запросить сертификат на этот прибор, а также сведения о его погрешности. На приборе должна присутствовать отметка о проверке. Если отметки нет, это также нужно указать в протоколе.

6. Желательно все действия и свои, и инспектора ДПС фиксировать с помощью видеорегистратора и /или записывать диалоги на диктофон. На это вы имеете полное право, так как инспектор ДПС находится при исполнении должностных обязанностей, и вы не вторгаетесь в его личную жизнь!

Имея копии документов, полученных от инспектора ДПС, как можно раньше обращаетесь к юристам во избежание пропуска срока на обжалование постановления по делу об АП или участия в рассмотрении дела об АП!

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования к содержанию установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Читать еще:  На автомобильные светодиодные лампы какая по закону гарантия

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Комментарии

Добрый день. Интересует процедура оформления протокола об административном правонарушении. Я не заменил паспорт в течении 30 дней со дня достижения мной возраста 20 лет и 22.02.2013 младшим сержантом полиции западного округа города Краснодара в здании отдела УФМС России западного округа города Краснодара на меня был составлен протокол об административном нарушении по статье 19.15. Так как я считаю что совершенное мной нарушение является незначительным и влечет за собой предупреждение а не наложение штрафа и не попадает под действие статьи 19.15 КоАП я сообщил сотруднику полиции что не согласен с протоколом. При составлении протокола мне не разъяснили мои права и обязанности. Сотрудник полиции лишь сообщил мне что я могу либо подписать протокол и идти оплачивать штраф, либо отказаться от подписи в присутствии двух понятых/свидетелей (я так и не понял, это были понятые или свидетели?) и в последствии обжаловать действия сотрудников. Я отказался от подписи. После того как протокол был составлен сотрудники полиции нашли двух свидетелей и в их присутствии два раза спросили у меня: «вы отказываетесь от подписи протокола?», я дважды ответил «да». После этого свидетели не глядя расписались в каком-то документе и ушли. При этом ни мне, ни свидетелям не дали ознакомиться с протоколом, ни мне, ни свидетелям не разъяснили права и обязанности. Так же в протоколе нет моих объяснений, почему я отказался от подписи. После того как протокол был составлен и я отказался от подписи я попросил сотрудника полиции выдать мне копию протокола, однако получил отказ. Сотрудник полиции сообщил мне, что в случае отказа от подписи копия протокола не выдается, что я должен обращаться с жалобой в суд, а суд сам найдет и протокол, и постановление по делу об административном правонарушении.

В связи с вышеописанным у меня возник ряд вопросов:

Действительно ли в случае отказа от подписи копия протокола и постановления не выдается?

Кто должен вынести постановление по делу об административном правонарушении в моем случае – сотрудник составивший протокол, его руководство или суд?

После вынесения постановления – как я могу получить его на руки?

Действительно ли я могу подать жалобу в суд не имея на руках постановления?

Если да – то в каком порядке и в какой суд?

Хватит ли нарушений допущенных сотрудником полиции при составлении протокола для выигрыша в суде?

Есть ли судебная практика по статье 19.15 КоАП? Можно ли доказать что мой паспорт не является «недействительным»?

Об утверждении Памятки по составлению протокола об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан, и Памятки по действиям сотрудника органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и безопасности на избирательном участке в день голосования

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Об утверждении Памятки по составлению протокола об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан, и Памятки по действиям сотрудника органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и безопасности на избирательном участке в день голосования

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 01.01.01 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1 «О милиции», областным законом -ОЗ «Об избирательной комиссии Новгородской области и территориальных избирательных комиссиях Новгородской области», в целях осуществления единообразного применения законодательных и нормативных актов, регламентирующих составление протокола об административном правонарушении и действия сотрудника органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и безопасности на избирательном участке в день голосования,

Читать еще:  Пенсия госслужащих по выслуге лет порядок выхода последние новости

1.1. Памятку по составлению протокола об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан (Приложение );

1.2. Памятку по действиям сотрудника органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и безопасности на избирательном участке в день голосования (Приложение ).

2. Направить настоящее распоряжение в территориальные избирательные комиссии Новгородской области.

3. Разместить настоящее распоряжение на сайтах Избирательной комиссии Новгородской области в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Приложение

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением председателя Избирательной комиссии Новгородской области

от 01.01.01 года ____

по составлению протокола об административном

правонарушении, посягающем на избирательные права граждан

При проведении выборов протокол об административном правонарушении могут составлять в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них в соответствии со статьями 28.3 и 28.4 КоАП РФ:

— член соответствующей избирательной комиссии, уполномоченный составлять протокол об административном правонарушении — ст. , , 5.12, 5.15, 5, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56;

— должностное лицо ОВД — ст. 5.6, 5, 5, 5.22, 5.47, 5.49;

— прокурор — ст. 5.1, 5.7, 5.21 и другие, прокурором может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном любой статьей КоАП РФ;

— иные лица, указанные в ст. 28.3 КоАП (приложение № 1 к настоящей Памятке).

Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ, являются (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):

— непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол должен быть составлен не позднее чем в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составляется с учетом Рекомендаций по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями (выписка из протокола заседания ЦИК России от 01.01.01 года № 000-4-4).

В случае уклонения физического лица, руководителя или законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение, от явки в избирательную комиссию для участия в составлении протокола об административном правонарушении по обращению члена избирательной комиссии, уполномоченного составлять протокол, они могут быть доставлены принудительно должностным лицом ОВД в помещение ОВД (милиции) или органа местного самоуправления сельского поселения (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). После доставления член избирательной комиссии должен явиться в помещение орган местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Однако составление протокола в отсутствии виновного лица допустимо лишь тогда, когда исчерпаны все средства для его явки.

В случае если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (ст. 28.7 КоАП РФ), проводится административное расследование. Срок проведения административного расследования – не более 1 месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (дело возбуждается лицом, уполномоченным составлять протокол). Требования к проведению административного расследования, к составлению определения о возбуждении дела и т. д. устанавливаются ст. 28.7 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении в этом случае составляется по окончании административного расследования.

Срок давности привлечения к административной ответственности по делам о нарушениях законодательства РФ о выборах и референдумах составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении должны содержаться следующие сведения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

— дата и место его составления;

— фамилия, инициалы, должность члена комиссии, составившего протокол, наименование комиссии;

— фамилия, инициалы, место жительства, телефон, дата и место рождения, статус (кандидат, доверенное лицо, иное) лица, совершившего правонарушение;

— в случае наличия свидетелей, потерпевших – их фамилии, имена, отчества, адреса;

— время и место, краткое изложение сути правонарушения, норма КоАП РФ;

— запись о том, что лицу, совершившему правонарушение, разъяснены его права и обязанности;

— указание о том, что протокол направлен в суд (кем направлен, наименование суда).

Образец протокола приведен в приложении № 2 к настоящей Памятке.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу (потерпевшим, свидетелям, понятым), разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 – 25.10 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность дать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, а также лицом, в отношение которого протокол составлен. В случае отказа от подписания протокола, а также в случае составления протокола в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ). Копия протокола вручается под расписку лицу, в отношении которого он составлен непосредственно после составления, а в случае составления протокола в его отсутствие — направляется в течение трех дней со дня его составления.

Протокол об административном правонарушении в течение трех суток с момента его составления направляется судье, уполномоченному рассматривать дело (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25 и 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями по месту совершения правонарушения. Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 1 и 2 ст. 29.5 КоАП РФ). Дела, по которым к административной ответственности привлечены военнослужащие, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а дела, по которым привлекаются несовершеннолетние, — комиссиями по делам несовершеннолетних (ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ). Кроме того, в случае отсутствия мировых судей дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.

Приложение

к Памятке по составлению протокола об административном правонарушении, посягающем на избирательные права граждан

уполномоченные составлять протоколы об административных

правонарушениях за нарушения законодательства о выборах

Должностные лица органов внутренних дел (милиции)

Должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации

Должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания

Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector