0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пенсионная реформа в россии

Пенсионная реформа России 2019-2024 годов

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население — 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.
Читать еще:  Пенсия за выслугу лет в календарном и льготном исчислении мвд

Пенсионная реформа в россии

Средний размер пенсий в России к 2022 году вырастет на 18,26%, составив 18 290 рублей. Об этом в интервью «Российской газете» сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов. У людей, достигших 80-летнего возраста, размер пенсии увеличивается на размер фиксированной выплаты, размер которой в 2020 году составляет 5 686 руб.

Впрочем, вряд ли озвученные уже в который раз цифры добавят радости пенсионерам, да и большинству россиян. Пожилые люди вынуждены сегодня выживать в среднем на нищенские 15 тысяч. А от пенсионеров будущих все чаще приходится слышать опасения и вовсе остаться без пенсии — никто не знает, какие идеи по реформированию многострадальной пенсионной системы могут родиться в головах чиновников.

Можно лишь надеяться, что после последней пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста сразу на пять лет, «реформаторы» впредь будут осторожнее.

Кстати, претензии большинства депутатов в ходе встреч с новым премьером Михаилом Мишустиным касались именно авторов всевозможных реформ последних лет, в том числе пенсионной. Эти персоны, по мнению многих экспертов, и есть главные кандидаты на вылет из правительства. Не исключено, что попрощаться со своим креслом может и глава ПФР Дроздов, к которому также накопилось немало вопросов. Касаются они и его заявлений об отсутствии денег на индексацию работающим пенсионерам, и начисления унизительных надбавок, и многого другого.

Однако ожидать отмены принятых ранее изменений в пенсионное законодательство и, следовательно, снижения пенсионного возраста вряд ли стоит. Новый премьер на встрече с фракцией КПРФ накануне своего утверждения в Госдуме заявил, что пока ничего менять не планирует.

«По пенсионной реформе сейчас, лучше ничего не трогать, мне кажется. Разобраться нужно по тому, что происходит с нашими доходами», — считает Михаил Мишустин.

С доходами населения разбираться придется точно. На сегодняшний день они вызывают не меньше вопросов, чем пенсии. И кстати, низкие зарплаты могут помешать реализации еще одной идее по реформированию пенсионной системы — внедрению Гарантированного пенсионного продукта.

Как ранее писала «Свободная пресса», граждане могут позволить себе начать копить на пенсию при доходе от 45 тысяч рублей, однако в 2019 году модальное значение зарплаты составило 23,5 тысячи. А это значит, что не о накоплениях приходиться думать, а о том, как прокормить себя и семью да за коммунальные услуги заплатить. Будет ли новое правительство продолжать продвигать ГПП или, как говорит премьер, не будет пока ничего трогать, покажет ближайшее время. Уходящее правительство рассчитывало уже к июлю 2020 года принять соответствующий закон.

Проблемам возможной очередной пенсионной реформы была посвящена отдельная дискуссия, прошедшая в рамках Гайдаровского форума. Как считает руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования НИФИ Минфина России Евсей Гурвич, эффективная работа накопительной пенсионной системы возможна только в условиях экономического роста, «сама по себе она палочкой-выручалочкой не станет».

По мнению участников форума, новой пенсионной реформы в России не избежать, и она может оказаться еще более радикальной, чем повышение пенсионного возраста. Существующая система не обеспечивает защиты граждан от нищенской старости.

Как считает замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская, когда самозанятых и работников с зарплатами «в конвертах» становится все больше, правительству, видимо, придется сокращать охват населения страховой пенсионной системой.

«Но в таком случае неизвестно, на что люди будут жить как в ранние пенсионные годы, когда они еще могут работать, так и после 75 лет. Возможно, в долгосрочной перспективе стоит подумать о введении чего-то вроде базового дохода в старости», — цитирует эксперта «Росбалт».

В свою очередь глава Центра правового обеспечения социально-экономических реформ Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Воронин, обращает внимание на снижение темпов роста фонда оплаты труда. Если в 20 веке он составлял более 5%, то сейчас менее 1,5%. В этом, по его мнению, причина кризиса системы.

Доцент РАНХиГС Константин Добромыслов также считает, что в связи с изменением рынка труда подходы к пенсионной системе в дальнейшем будут меняться.

— Приходит цифровизация, которая повлечет за собой снижение занятости. Чем производительней будет труд, тем меньше людей потребуется в производстве. Соответственно, люди лишатся возможности заработать необходимый стаж, занятость будет нерегулярной.

Проблем в социальной сфере возникнет достаточно много. Но у нас есть время над этим подумать, потому что это случится не сегодня-завтра, а лет через 15−20.

«СП»: — В последнее время активно обсуждается система ГПП, которая может стать очередным этапом пенсионной реформы. На ваш взгляд, нужны ли изменения в пенсионной сфере или, как предлагает новый премьер, лучше уже оставить как есть?

— Это нельзя считать реформой, ГПП является не основной составляющей в пенсионной системе, а дополнительной. Он входит не в обязательную систему, а в добровольную. Принципиально такой институт у нас уже существует. Это НПФ, негосударственные пенсионные фонды, где можно на добровольных началах выбрать пенсионный план и копить деньги себе на старость. Можно говорить только о целесообразности введения ГПП и его плюсах и недостатках.

Принципиальных изменений не предполагается. В обязательном пенсионном страховании был накопительный компонент, который сегодня является замороженным. Скорее всего, он постепенно будет выведен из обязательного пенсионного страхования и переведен в добровольную форму.

«СП»: — В советское время люди понимали, какая пенсия их ждет, и она позволяла пенсионерам хоть и не роскошно, но нормально жить. Почему же сейчас старики оказались фактически на грани выживания? Почему существовавшая система рухнула?

— Достаточно большое влияние оказывает демографический фактор. К сожалению, экономически активное население у нас составляет 75 млн. человек, а добросовестных плательщиков страховых взносов всего порядка 55−58 млн. А пенсионеров у нас 40 млн. За счет этого расхождения в 15−18 млн. человек, которые не платят ничего в социальные фонды, наполнение Пенсионного фонда не так велико. Но в том виде, в котором выплачивается пенсия и страховые взносы, система сбалансирована.

«СП»: — Что все-таки нужно сделать, чтобы реально повысить пенсию?

— Есть несколько путей. Увеличить страховой тариф, который сегодня в сумме составляет 22%. Чтобы выйти на нормальные размеры пенсии, по крайней мере, соответствующие международным нормам, тариф должен быть 28%. То есть часть процентов надо где-то добрать. Плюс привлечь в пенсионную систему 15 млн. человек, которые работают, но ничего туда не платят. Это самозанятые и другие люди свободных профессий. Правительству надо решить эти две задачи.

Сегодня коэффициент замещения — величина, которая говорит о том, насколько пенсия замещает утраченный заработок — в среднем у нас составляет порядка 33−35%. Мировые рекомендации по норме пенсионного обеспечения — 40%. А в Европе стандарты даже выше, чем мировые рекомендации МОТ (Международная организация труда — ред.).

Мы все прекрасно знаем, что у нас сегодня официальная средняя заработная плата около 45 тысяч. От этой суммы возьмите 22%. Если работающих сейчас 58 млн., получающих пенсии 40 млн., то ясно, сколько работников содержат одного пенсионера — чуть больше одного. Вот и получается та средняя пенсия, которую имеем сегодня.

Нет никаких секретов. Нужна только политическая воля и воля общества договорится, насколько страна готово обеспечить нетрудоспособных, получающих пенсии. Как только договорятся, что платить надо 28% и платить должны все, тогда вырастут пенсии.

«СП»: — Но если поднять эти взносы, а зарплаты маленькие, не получится ли так, что работодатели и работники окончательно уйдут в теневые зарплаты?

— Сегодня уже не уйдут. У нас хорошо настроена налоговая система, которая отслеживает, кто и сколько получает. Работать «в темную» сегодня рискованно. У нас единственный сектор, который тяжело выявлять — самозанятые. А у них небольшие доходы, и им тяжело участвовать в пенсионной системе. Тогда их надо выводить из нее, они не будут получать пенсию.

Но у нас пенсионная система настроена иначе — в стране всеобщий охват пенсионной системой. В Конституции записано, что у нас социальное государство, а значит, всех должно обеспечить пенсией. Независимо от того платил или нет и какая у него будет пенсия — страховая или социальная. Все равно все пойдет из общего бюджета за счет добросовестных плательщиков.

«СП»: — Если отойти от процентов и посмотреть на реальные цифры, какая на сегодняшний день должна быть пенсия, чтобы человек не бедствовал?

— Все зависит еще от того, где человек живет. У нас достаточно большая дифференциация прожиточной корзины по регионам. Где-то и 15 тысяч неплохие деньги, а где-то и 30 тысяч не хватает. По Москве желательно не меньше 40 тысяч, а иначе концы с концами не сведешь.

Необходимо поработать над выравниванием дифференциации между регионами прожиточного минимума. Законодательство предусматривает, что если у человека по расчету получилась маленькая пенсия, то государство доплачивает до прожиточного минимума. Элемент выравнивания достаточно большой и сокращает дифференциацию пенсий.

Пенсионная реформа: Мишустин будет хуже, чем довольный собой Медведев

Для балансировки ситуации нужно повысить роль профсоюзов, но это не устраивает Кремль

Дмитрий Медведев доволен работой правительства под своим руководством. 19 января экс-премьер, а ныне замглавы Совета безопасности, заявил об этом в интервью «Первому каналу».

«Я прямо скажу, что как человек, который отвечал за работу правительства почти восемь лет, я в целом доволен, как шли дела и как работал высший исполнительный орган власти», — сказал Медведев. Он лишь отметил, что некоторые решения были «сложные» и «болезненные» — в частности, пенсионная реформа.

Высказался бывший премьер и по поводу отставки правительства. По его словам Владимир Путин пошел на такой шаг едва ли не вынуждено.

«В послании обозначены столь масштабные задачи по обновлению политической системы, в известной степени даже изменению баланса властей в стране — это касается и правительства, и парламента, частично президента, судебной системы, — что для того, чтобы принять все эти решения, президент должен быть абсолютно свободен в том, чтобы их обсуждать и принимать без оглядки на какие-либо другие факторы. Включая фактор правительства».

Наверное, сам Медведев свято верит, что восемь лет премьерства в поте лица поднимал Россию с колен. Что практически поднял — повысив напоследок пенсионный возраст и начав пенсионную реформу.

На деле, экономика РФ под предводительством Медведева завязла в стагнации, и даже пенсионная реформа ей не особенно помогает. 17 января в Москве состоялся Гайдаровский формум-2020. Так вот, по мнению его участников, Россию ждет еще более радикальная пенсионная реформа — иначе размеры пенсий могут стать мизерными.

Вот как изложил проблему заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин:

«Наши расчеты показывают, что при условии даже небольшого, но стабильного экономического роста в 1,5%, как сейчас, индексировать пенсии на уровне инфляции — не проблема. Проблема в том, что соотношение пенсий и зарплат будет и дальше снижаться. И в какой-то момент это может стать критичным», — считает Горлин.

Читать еще:  Пенсионный стаж с2002г по2020г не учтен почему

Горлин исходит их того, что разрыв пенсий и зарплат будет увеличиваться при ускорении роста экономики. Разумеется, рост ВВП ведет к росту зарплат, но пенсии если и растут, то только в меру роста доходов Пенсионного фонда (ПФР). А их будет сдерживать рост демографической нагрузки.

Заметим, Горлин — сторонник либерального подхода к решению пенсионной проблемы. По его меркам, Медведев правильно сделал, повысив возраст выхода на пенсию. Но эффект от реформы, в условиях российской экономики, постепенно сойдет на нет.

«Если бы мы не повысили пенсионный возраст в 2018 году, то к 2050 году на одного пенсионера приходилось бы 0,85 работника, который платит взносы в ПФР. Пенсионная реформа позволила сдержать снижение этого показателя до 0,99. Но этот прогноз не учитывает нарастания нестандартных форм занятости и расширения неформального сектора», — отмечает Горлин.

По оценкам РАНХиГС, сегодня до 35% зарплат выплачивается в конвертах, в обход страховых взносов. Кроме того, чиновники ввели специальный режим для самозанятых и легально освободили людей от уплаты таких взносов. «Возможно, для решения проблемы стоило бы взимать страховые взносы не только с доходов, но и с расходов, превышающих официальный заработок. Цифровые технологии позволяют это сделать. Но в таком случае Оруэлл покажется нам детской сказкой», — отметил Горлин.

Есть в запасе у Горлина и менее радикальный план. «Повышение пенсионного возраста несколько улучшило ситуацию, но нужно принимать дальнейшие решения, и, вероятно, они будут приняты. В первую очередь это повышение требований к стажу», — считает он.

Что на деле стоит за «успешной» работой кабмина Медведева в пенсионной сфере, и чего ждать от его преемника — нового премьера Михаила Мишустина?

— В США цифровая экономика, и там взимание налогов с доходов, зачисляемых на банковские карты, реализовано на практике, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — 100-долларовые банкноты в Америке практически вышли из обращения. Наличкой можно оплатить только мелкие расходы — все остальное платится картой.

Так вот, при зачислении доходов американцу на карту сразу списывается базовый подоходный налог — 20%. В США, напомню, шкала подоходного налога прогрессивная — сверх базовой ставки взимаются корпоративные налоги.

«СП»: — Можно таким же способом списывать страховые взносы — как предлагает Горлин?

— А как это сделать? Взимать взносы с каждой финансовой операции? Скажем, я перевожу свои деньги на карту жене — с них тоже взимать взносы, а потом еще раз, когда жена по карте отоваривается в супермаркете?

По-моему, это ерунда. Я, по крайней мере, не могу представить, как это сделать — взимать страховые взносы с расходов. Потом, это противоречит принятым правительством РФ мерам.

Поясню: серые зарплаты как правило образуются у самозанятых. Вот им и предложена простая схема: 4% налога от суммы дохода при оказании услуг или предоставления товаров для физических лиц, и 6% — для юридических. Что же касается социально-страховых взносов, самозанятые обращаются в профессиональную ассоциацию, и через нее вступают в договорные отношения с социальными фондами — уплачивают годовой фиксированный взнос, который устанавливается законом. Например, в ПФР — не менее 12 тысяч рублей.

«СП»: — На Гайдаровском форуме уверяли, что эффект от пенсионной реформы нивелируется. Это действительно так?

— Я не вижу, чем может нивелироваться эффект от пенсионной реформы. Рассуждения Горлина, на мой взгляд, какие-то вывернутые. Штука в том, что у нас неадекватен страховой тариф. И любые проблемы в пенсионной системе элементарно устраняются установлением адекватного тарифа.

Но даже в случае, если из-за старения населения тариф становится слишком велик — тяжел для бизнеса, — то тогда этот тариф делится на две части: часть, которую выплачивает работодатель, и часть, которую выплачивает работник.

У нас против этого возражают профсоюзы. Им, профсоюзам, важно, чтобы была занятость. Но если в России будет страхование занятости — люди заплатят свою часть страхового взноса из своей зарплаты.

В США решили вопрос очень просто. Там страхование занятости проводится через налогообложение. Но у нас так не получается, потому что власти РФ по умолчанию считают: полноценной организации трудящихся быть не должно. Потому что это мощнейший рычаг общественного самоуправления.

Поясню на примере. Есть, скажем, слесари в ЖЭКе, и есть слесари-самозанятые. Если будет профсоюзная организация, то тогда не государство будет с бродячими слесарями бороться, а профсоюз. Он их отстреливать не будет, бить тоже. Профсоюз заставит бродячих слесарей объединиться в ассоциацию, и туда уплачивать социальные взносы и налоги — в тех же размерах, в которых платят слесари из профсоюза. Чтобы самозанятые не могли демпинговать.

«СП»: — Что не устраивает в этом власть?

— Надо понимать: мощнейшая сила профсоюзов — общество взаимного страхования и взаимопомощи. И гробят профсоюзы в России по одной причине. Первый фонд, который создает любой профсоюз — это забастовочный фонд.

Если этот фонд не израсходован на забастовки, он расходуются на другие цели — социальные. А чтобы средства фонда не «сгорали» от инфляции, эти средства идут на рынок — превращаются в инвестиционный поток. И в этом отношении конкурируют с буржуазным бизнесом.

В свое время, в 1970-е, когда скандинавские страны были более социалистическими, чем сейчас — там к власти постоянно приходили социал-демократы, — огромная часть экономики принадлежала профсоюзам через их фонды.

Но потом, при поддержке США, в скандинавских странах к власти пришли буржуазные партии. И первое, что они сделали — запретили профсоюзам выкладывать свои ресурсы в бизнес.

Проблема в том, что современное общество достаточно сложное. А наши либералы под конъюнктурные политические задачи систему корежат, и полагают, что имеют на это право. Но систему они именно корежат — делают неэффективной, потому что ничего знать не знают за пределами своих бухгалтерских воззрений.

«СП»: — Медведев тоже систему корежил?

— Да, конечно. Он юрист, у которого есть определенные знания в области корпоративного права. Но систему социальную, и даже экономическую, он не знает.

Он усвоил, что профсоюз — это плохо, потому что это монополия на рабочую силу. Но для кого существует общество и экономика? Для корпораций или для людей? И каких людей больше — работающих или владеющих?

Не говоря о том, что монополия на рабочую силу, завышающую ее стоимость — это стимул научно-технического прогресса. В России прогресса нет, потому что можно людей нанять за копейки, и гробить их на работе. Для сравнения: в Австрии расходы на ведение дела — 10%, а у нас — 4%, из которых на рабочую силу 2%.

Поэтому не идет у нас цифровизация, не растет экономика, но это никого не волнует.

«СП»: — Чего ждать от Мишустина в плане пенсионных преобразований и продолжения пенсионной реформы?

— Думаю, этот вопрос Мишустин трогать не будет. Он понимает одно: большую часть социально-страховых взносов собирает налоговая система. Вот он и будет этим заниматься — собирать социальные взносы как налоги. Забывая, что это целевой взнос, вариативный, что эти деньги должны возвращаться в виде пособий.

Его это ничего волновать не будет И потому Мишустин для пенсионной сферы будет, возможно, хуже, чем даже Силуанов и Кудрин.

Об авторе

Андрей Гудков — создатель Telegram-канала «Россия. Социальная несправедливость» (Social inadequacy)

В 1974 году окончил экономический факультет МГУ. Преподавал в Академии труда и социальных отношений. Последнее место работы — замруководителя департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).

В России началась пенсионная реформа: разбираем детали

С 1 января 2019 года пожилые граждане начали жить по новым правилам

01.01.2019 в 09:00, просмотров: 241005

Ах, какими россияне встречали Новый 2018 год! В общем и целом радостными, расслабленными, слегка обалдевшими от скупых ласк, которые дарили им сверху перед президентскими выборами… После благости и милости началась суровая проза жизни, и никаких больше заманчивых обещаний. 1 января 2019 года на практике стартовала пенсионная реформа. Мы еще раз собрали ее главные аспекты: от нюансов повышения пенсионного возраста до льгот и статуса «предпенсионеров».

Свершилось: с 1 января вступил в силу тот самый закон, который сильно испортил отношения между россиянами и властью.

Обычный пенсионный возраст в 2019 году повышен с 55 лет до 56 для женщин и с 60 лет до 61 года для мужчин. И на обычную, не досрочную пенсию не выйдет никто. Потом ежегодно возраст выхода на пенсию будет повышаться на год, пока не достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин…

Шанс выйти на пенсию по-прежнему, в 55 и 60 лет, в 2019 году остается и у тех женщин и мужчин, чей трудовой страховой стаж — не менее 37 лет и 42 лет соответственно. Но многие ли россияне имеют такой длительности стаж легальной работы?

Особая льгота прописана для многодетных матерей: те, у кого трое детей, смогут выходить на пенсию на 3 года раньше нового, то есть повышенного пенсионного возраста (в 2019 году, значит — в 53 года), а те, у кого четверо — на 4 года раньше нового пенсионного возраста. Но кроме детей, надо иметь ещё и страховой стаж не менее 15 лет, то есть в течение 15 лет работодатель должен уплачивать взносы в ПФ, чтобы дать матери право воспользоваться этой льготой.

Для более чем 30 категорий работников ничего не меняется — они смогут выходить на страховую пенсию досрочно, и в том же возрасте, что и прежде. Но есть и те, кого власти не побоялись расстроить: врачи, учителя, творческие работники и т.н. «северяне» вроде бы сохранили право на досрочную пенсию по выработке определенного стажа, но воспользоваться им смогут в 2019 году на год позднее, в 2020 году — на 2 года позднее, в 2021 году — на 3 года позднее, и так далее, пока отсрочка не достигнет пяти лет.

Индексация пенсий

Одновременно с повышением пенсионного возраста вступает в силу временный порядок индексации («корректировки», как это названо в законе) страховых пенсий неработающим пенсионерам — он будет действовать до 2024 года. (Работающих пенсионеров по-прежнему просят не беспокоиться — никакие корректировки им не положены вплоть до увольнения.)

Так вот, вместо двух индексаций (с 1 февраля на уровень достигнутой в прошлом году инфляции и с 1 апреля в зависимости от доходов Пенсионного фонда) в ближайшие 6 лет пенсии будут пересчитывать один раз в год — с 1 января, причем без прямой привязки к инфляции. «На словах» чиновники говорили, что решают задачу обеспечить рост пенсий неработающих пенсионеров значительно выше уровня инфляции, и «в среднем на тысячу рублей в год» — мол, для этого и огород с повышением пенсионного возраста городился.

И на сколько же разбогатеют нынешние неработающие пенсионеры с 1 января 2019 года? Начисленные пенсии увеличатся на 7,05%. Сайт ПФ предупреждает: прибавка у каждого «индивидуальная», зависит от размера самой пенсии. Тут же есть табличка, из которой следует: при начисленной пенсии в 6000 рублей россиянин будет получать на 423 рубля в месяц больше, при начисленной пенсии в 10 тысяч рублей — на 705 рублей больше, и лишь при начисленной пенсии не менее 14414 рублей можно выйти на те самые средние 1016 рублей в месяц. Право на доплату к пенсии до регионального уровня прожиточного минимума пенсионера остается, но доплата эта, естественно, индексации не подлежит.

Читать еще:  Какие нужны документы для оформления пенсии срок назнаяения

Когда закон о повышении пенсионного возраста принимался, индексация в 7,05% казалась серьезно превышающей прогнозный уровень инфляции и по итогам 2018 года, и на 2019 год. Теперь же Минэкономразвития ожидает к концу 2019 году не менее 4,3%, а Центробанк вообще меньше 5-5,5% не пророчит. Значит, реальный рост пенсий окажется далеко не столь впечатляющим… А номинально после январской «корректировки» средняя начисленная страховая пенсия неработающего пенсионера в 2019 году составит 15 430 рублей 20 копеек.

Заморозка накопительной части пенсии

С 2017 года дважды замораживался закон о пенсионных льготах для тружеников сельского хозяйства — в связи со сложной экономической ситуацией, как говорили в правительстве, но с 2019 года наконец его разморозили. Плюс 25% к фиксированной выплате получат только те, кто проработал в сельском хозяйстве не менее 30 лет по определенным профессиям (перечень утверждает правительство), и продолжает жить в сельской местности. Фиксированная выплата — это лишь часть страховой пенсии. В 2019 году она составит 5334 рубля 20 копеек в месяц.

Ещё одна жертва хронической заморозки — накопительная часть пенсии. С 2014 года те 6%, которые работодатель платит за работников младше 1967 года рождения, идут не на личный накопительный счет работника, а в общий котел. Теперь заморозка продлена до 2021 года. По замыслу Минфина и ЦБ, завершиться неудачный эксперимент с накопительной частью страховой пенсии должен через год — с началом нового эксперимента под названием «индивидуальный пенсионный капитал». Первый вице-премьер Антон Силуанов на днях признался журналистам, что от введения в 2019 году этой схемы, предполагающей платежи уже самих работников, правительство удержала лишь негативная реакция населения на повышение пенсионного возраста.

Предпенсионеры

Поднимая пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин, власти подстелили немного «соломки» тем, для кого удар оказался особенно болезненным — тем, кто собирался оформить страховую пенсию в ближайший год (годы), но теперь будет вынужден работать на несколько лет дольше. Так появилось и получило конкретное юридическое наполнение неуклюжее слово «предпенсионеры»…

С 1 января 2019 года они получают несколько бонусов, которые могут послужить лишь слабым утешением — но лучше ведь что-то, чем ничего, правда?

Во-первых, вступает в силу закон, сохраняющий и после повышения пенсионного возраста право на обязательную долю в наследстве для «женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет». Гражданский кодекс гарантирует право на эту самую долю несовершеннолетним или нетрудоспособным детям умершего, его нетрудоспособным супругам и родителям, а также нетрудоспособным иждивенцам. Им полагается не менее половины той части наследства, которую они получили бы при отсутствии завещания, даже если в завещании родственник не оставил ничего. А «нетрудоспособными» раньше считались в том числе и граждане пенсионного возраста — вне зависимости от того, получают они пенсию или нет. Значит, повышение пенсионного возраста повысило бы и возраст, с которого россиянин имеет право на обязательную долю.

Не повысит: в случае с пожилыми людьми это право теперь связано с достижением конкретного возраста, а именно — того, который был пенсионным раньше.

Во-вторых, предпенсионеры получили те же федеральные льготы по имущественным налогам, что имеют пенсионеры. А именно: налоговый вычет стоимости 6 соток земли из кадастровой стоимости одного находящегося в их собственности участка (по выбору, если участков несколько), и освобождение от уплаты налога на недвижимость одного из объектов недвижимости каждого вида (дом, квартира, комната, гараж, машино-место). Право на такие вычеты получат «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года». Обратите внимание на слова «соответствующие условиям». Закон «О страховых пенсиях, например, обещает страховую пенсию лишь тем, у кого налицо три условия: достижение пенсионного возраста (в данном случае он закреплен на «старом» уровне, 55 и 60 лет), не менее 15 лет страхового стажа (то есть периода, в течение которого за вас работодателем уплачивались страховые взносы в ПФ), и необходимое количество пенсионных баллов.

И, наконец, ещё один «подарочек» для предпенсионеров: с Нового года вступил в силу закон, который дает им право на освобождение от работы на два дня один раз в год для прохождения диспансеризации. Эти два «диспансерных» дня оплачиваются в размере среднего заработка. В Трудовом кодексе написано, что право на такой отпуск имеют трудящиеся пенсионеры и «работники предпенсионного возраста» в течение 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию, то есть у досрочников предпенсионный возраст в данном случае наступит раньше.

Все эти льготы заявительные. Для пенсионера доказательством права на вычеты, например, является пенсионная книжка. А для предпенсионера?

Первый замглавы думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев в разговоре с «МК» объяснил так: «После Нового года Пенсионный фонд должен создать Единый реестр предпенсионеров, где любой гражданин сможет узнать, какие льготы положены ему лично или его работникам. Дело в том, что новые льготы распространяются на разные категории граждан и начинают действовать с разной возрастной планки, условия их предоставления не совсем одинаковые, и иначе работодатель просто с ума может сойти. Представьте: приходит к хозяину магазина продавшица 48 лет и просит 2 дня на диспансеризацию. Откуда он знает, что она имеет на это право, потому что раньше 25 лет проработала в школе, например, и заработала право на досрочную пенсию? Информацию из этого реестра по закону ПФ должен предоставлять и всем органам власти, ведомствам, чтобы человек приходил, например, в налоговую.»

В октябре 2018 года ПФ утвердил порядок предоставления информации гражданам об отнесении их к категории предпенсионеров. Подать запрос можно будет, лично явившись в отделение ПФ или МФЦ, а также через портал госуслуг или личный кабинет на сайте фонда. В крайнем случае можно отправить запрос и по почте. В ответе, среди прочих сведений, укажут дату достижения гражданином пенсионного возраста по старым правилам, действовавшим до 31 декабря 2018 года — это позволит обеспечить получение льгот по имущественным налогам без дополнительных обращений.

Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что в среднем каждый предпенсионер сэкономит за счет налоговых льгот около 1700 рублей в год.

Регионы тоже определили в зависимости от количества денег в своих бюджетах объем дополнительных льгот для предпенсионеров. В Москве граждане, достигшие «старого» пенсионного возраста, получили, например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте.

Биржа труда: пожилым везде у нас дорога

Правительство давно мечтало изменить систему выплаты пособий по безработице, но натыкалось на сопротивление профсоюзов, и отступало. Но под дымовой завесой закона о повышении пенсионного возраста невозможное стало возможно: закон «О занятости в РФ» был серьезно переписан, а профсоюзы промолчали.

Пришедшие на биржу труда после 1 января 2019 года окажутся в новых условиях. Раньше, если до потери работы гражданин трудился не менее 26 недель (6,5 месяца), он мог рассчитывать на пособие в размере 75% от среднего заработка за последние 3 месяца, но не больше максимального размера пособия, установленного правительством. Пособие можно было получать не более 12 месяцев суммарно в течение полутора лет. Уволенным «по статье», проработавшим до потери работы меньше 6,5 месяца или вообще отдыхавшим больше года выплаты гарантированы лишь в течение 6 месяцев суммарно в течение года и в минимальном размере. Размеры пособий были не то что маленькие — позорные, и не пересматривались с 2009 года: максимальное — 4900 рублей в месяц, минимальное — 850 рублей в месяц.

Если же еще вспомнить, что получать такое пособие и «еще немножко шить», то есть подрабатывать, закон запрещал, очевидно, что перед нами — одно из объяснений невероятно низкого официального уровня безработицы в России. На 19 декабря, говорится на сайте Минтруда, на учете состояло и разного рода пособия и помощь от центров занятости получало 673 320 россиян, меньше 1% трудоспособного населения.

Но теперь общий срок выплаты пособий сокращен в два раза для всех, кроме лиц предпенсионного возраста: до 6 месяцев суммарно в течение года, а для получателей минимального размера пособия — до 3 месяцев суммарно в течение полугода. Отменено и право не нашедших работу в течение первого периода выплаты пособия безработных на продление срока выплат до 24 месяцев суммарно в течение трех лет. Одновременно постановлением правительства повышен размер пособия: максимальное — до 8 тысяч рублей в месяц, минимальное — до 1500 рублей в месяц. 8 тысяч рублей — это сильно меньше прожиточного минимума. Про 1500 вообще лучше промолчать.

А что же предпенсионеры?

Как и сейчас, уволенные в связи с закрытием предприятия или, например, по сокращению штатов по предложению службы занятости смогут начать получать страховую пенсию на 2 года раньше положенного.

На фоне сокращения срока выплаты пособий для других категорий граждан подарком выглядит обещание сохранить для предпенсионеров нынешний порядок: не более 12 месяцев суммарно в течение полутора лет, увеличивая срок выплаты (максимум до 24 месяцев суммарно в течение трех лет) за большой трудовой стаж. К тому же раньше предпенсионным возрастом в законе «О занятости населения в РФ» считались последние 2 года до выхода на пенсию, а теперь будут считаться последние 5 лет.

Еще одна льгота — повышенный размер максимального пособия по безработице: 11298 рублей в месяц.

11 298 рублей в месяц — это сумма, равная МРОТ: именно столько с 1 января 2019 года можно платить россиянину за полную трудовую нагрузку. Плюс 117 рублей к МРОТ конца 2018 года. «Приятный закон, предновогодний»,- сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, пока сенаторы молча жали кнопки для голосования…

А в целях усиленной защиты пожилых работников от увольнения несколько месяцев назад в Уголовный кодекс появилась статья, которая за «необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам» обещает штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 360 часов. Эта статья защищает всех, кому до выхода на пенсию осталось менее 5 лет. Буквально перед новогодними праздниками было уточнено: дела по этой статье будут возбуждаться только по личному заявлению потерпевших, но прекратить их в связи с примирением сторон нельзя.

Пожилым россиянам едва ли стоит возлагать на УК большие надежды. Из Трудового кодекса никуда не делась статья про срочные трудовые договоры, и ничто не мешает работодателю заключить на 3–6 месяцев такой договор с предпенсионером, а потом уволить его без объяснения причин, без риска нарваться на санкции…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector