0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комиссия банка проводки госправо

Компания Ребус

Бухналтерский учет и аудит на новом уровне

Комиссия банка проводки

Любая банковская структура является коммерческой организацией, поэтому за свои услуги она взимает комиссионное вознаграждение. Рассмотрим как отразить в бухгалтерских проводках комиссию банка.

Банковская комиссия: основания для ее начисления

Основанием для начисления комиссий являются договора на сопровождение текущего счета, обслуживания вклада или выдача кредита. В рамках этих договоров оговариваются условия взаимоотношений между организацией и банком.

Можно выделить следующий перечень услуг, по которым выплачивается комиссионное вознаграждение:

  1. Текущие сопровождение расчетного счета с последующей установкой и обслуживанием программы «Клиент-банк».
  2. Инкассация наличных средств.
  3. Операции купли-продажи иностранной валюты.
  4. Предоставление и сопровождение кредитной линии.
  5. Управление имуществом на доверительной основе.
  6. Аренда депозитных ячеек.
  7. Пользование лизинговым имуществом.

Относительно каждого вида банковских услуг, которые предоставляются клиенту, составляется отдельный договор, в котором подробно расписаны условия оказания этих услуг, размер и порядок оплаты банковской комиссии.

Отражение банковской комиссии на счетах бухгалтерского учета

В бухгалтерском учете банковские комиссии можно отобразить двумя способами:

  • Первый способ основан на использовании расчетных счетов 60 или 76 с соответствующим субсчетом «Расчеты с банком». Эти счета оба подходят для учета банковских услуг – порядок их применения может быть регламентирован в учетной политике предприятия.
  • Второй способ является более практичным, поскольку отображение комиссии осуществляется без «промежуточных» счетов, а непосредственно на счет 91.

На заметку, согласно инструкции по использованию плана счетов – корреспонденция 91 счета не предусматривает оплату услуг кредитных организаций.

В практике чаще всего используется второй способ учета банковских услуг.

Бухгалтерские проводки по комиссии банка

Налоговый учет: производственные или внереализационные?

Плата за услуги банка – обычная статья расходов фирмы. Однако их учет не так прост, как кажется на первый взгляд. Мы поможем вам разобраться.

Т.Н. Ковалева, эксперт АГ «РАДА»

Фирма оплачивает банку услуги по открытию счета, списанию и зачислению средств, выдаче наличных денег и т. д. Стоимость всех видов услуг и их конкретный перечень оговариваются в договоре между фирмой и банком. Например, в договоре банковского счета (договоре на расчетно-кассовое обслуживание).

График оплаты услуг банка также фиксируется в договоре. Банк может каждый день взимать с фирмы плату за проведение операций по счету или списывать установленную сумму раз в месяц.

Классифицировать затраты на оплату банковских услуг на первый взгляд не сложно. Однако на практике для многих бухгалтеров это оказывается серьезной проблемой. Это связано с тем, что бухгалтерский и налоговый учет этих расходов различен.

По нормам Налогового кодекса стоимость услуг банка может быть отнесена как к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК), так и к внереализационным расходам (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК). Попытаемся разобраться, по какому принципу разделяются в налоговом учете расходы на оплату банковских услуг.

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса? к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, отнесены затраты на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков. При этом в кодексе не сказано, стоимость каких именно банковских услуг имеется в виду.

Как пользоваться этой статьей Налогового кодекса, разъяснено в Методических рекомендациях по применению главы 25 «налог на прибыль организаций», утвержденных приказом МНС от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729.

В пункте 13 раздела 5.4. Методических рекомендаций сказано, что, определяя банковские услуги, стоимость которых можно отнести к прочим расходам, нужно учитывать закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках). В статье 5 Закона о банках приведен перечень банковских операций. Только услуги по этим операциям могут считаться производственными расходами.

Перечень банковских операций и сделок, приведенный в Законе о банках, включает в себя:

– привлечение средств организации во вклады;

– открытие и ведение банковских счетов;

– осуществление расчетов по банковским счетам по поручению организации;

– инкассацию денег и документов, а также кассовое обслуживание;

– куплю-продажу иностранной валюты;

– выдачу банковских гарантий;

– доверительное управление денежными средствами организации;

– предоставление организации в аренду специальных помещений, сейфов для хранения документов и ценностей;

– оказание консультационных и информационных услуг.

Однако стоимость даже упомянутой в этом списке услуги не сразу можно включить в производственные расходы. Сначала нужно определить, действительно ли эта услуга непосредственно связана с производством и реализацией. В Методических рекомендациях строго оговорено, что расходы на оплату банковских услуг можно учитывать по нормам статьи 264 Налогового кодекса в том случае, если они необходимы для осуществления текущей производственной деятельности фирмы. То есть расходы должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В других случаях расходы на оплату банковских услуг считаются внереализационными в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса. Следует обратить внимание, что в этой статье отдельно выделены услуги, связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между организацией и банком, так называемых систем «Банк-Клиент». Поэтому расходы на такие банковские услуги всегда являются внереализационными.

ООО «Пассив» заключило договор с банком на расчетно-кассовое обслуживание. По условиям договора за проведение безналичных операций по счету фирмы банк взимает плату в размере 0,2 процента от каждой списываемой со счета суммы. Зачисление наличных денег на счет оплачивается из расчета 0,5 процента от вносимой суммы.

В ноябре 2003 года фирма оплатила банку следующие услуги:

– открытие счета – 1500 руб.;

– проведение безналичных операций по счету фирмы (списание денег в размере 900 000 руб.) – 1800 руб. (900 000 руб. х 0,2%).

Кроме того, «Пассив» оплатил 10 000 руб. за установку и обслуживание системы «Банк-Клиент»

Общая сумма расходов на банковские услуги в ноябре 2003 года составила:

1500 руб. + 1800 руб. + 10 000 руб. = 13 300 руб.

Из них 3300 руб. (1500 + 1800) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а 10 000 руб. относятся к внереализационным расходам.

Зачастую банки взимают плату за исполнение каждого платежного поручения. Это делается независимо от того, кому и за что организация перечисляет деньги. Как быть в том случае, когда организация оплачивает со своего счета суммы, не учитываемые при налогообложении прибыли? Можно ли тогда относить стоимость банковских услуг к затратам, связанным с производством и реализацией?

Некоторые бухгалтеры считают, что если перечисление денег не связано с производством и реализацией, то и расходы на его осуществление тоже не должны быть связаны. Они полагают, то стоимость банковских услуг следует разделять. Отметим, что разделить такие расходы возможно в том случае, когда банк списывает с организации деньги за исполнение каждого платежного поручения. Если в договоре установлена фиксированная ежемесячная сумма за обслуживание счета, то извлечь нужную долю стоимости услуг будет достаточно сложно. Так же как и в том случае, когда организация перечисляет средства по нормируемым расходам. В любом случае такое мнение ошибочно.

Организация оплачивает услугу банка, предусмотренную договором на обслуживание ее счета. Эта услуга необходима для осуществления ее производственной деятельности, а также она указана в Законе о банках. Следовательно, стоимость такой услуги можно относить к расходам, связанным с производством и реализацией в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса. Кроме того, в Налоговом кодексе не установлена зависимость налогового учета банковских услуг, связанных с исполнением платежных поручений, от назначения платежей.

Бухгалтерский учет расходов на оплату услуг банка

Согласно пункту 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, расходы на оплату банковских услуг относятся к операционным. Они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Читать еще:  Как узнать остаток по кредиту в белгазпромбанке

В бухгалтерском учете на сумму таких затрат делается запись:

Дебет 91-2 Кредит 51

– перечислены денежные средства за услуги, оказанные банком.

В ноябре 2003 года ООО «Пассив» заключило на один год договор с банком на установку и годовое обслуживание системы «Банк-Клиент». Расходы на установку и настройку системы составили 4500 руб. Ежемесячный платеж за обслуживание системы равен 1000 руб. В соответствии с Налоговым кодексом (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК) эти услуги не облагаются НДС.

В бухгалтерском учете «Пассива» перечисленные операции отражаются проводками:

Дебет 60 Кредит 51

– 5500 руб. (4500 руб. + 1000 руб.) – оплачены установка системы «Банк-Клиент» и услуги по ее обслуживанию за ноябрь;

Дебет 97 Кредит 60

– 4500 руб. – учтена стоимость установки системы «Банк-Клиент»;

Дебет 91-2 Кредит 60

– 1000 руб. – отражены расходы по обслуживанию системы;

Дебет 91-2 Кредит 97

– 375 руб. (4500 руб. : 12 мес.) – списана на внереализационные расходы часть затрат по установке системы, относящаяся к отчетному периоду.

В то же время для учета расходов по такому виду банковского вознаграждения, как проценты за предоставленные заемщику кредиты, существует ряд особенностей. В частности, затраты на оплату процентов по кредиту, привлеченному для приобретения основных средств, включаются в их первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01). Проценты по полученным займам и кредитам включаются в первоначальную стоимость инвестиционных активов. Сделать это нужно до 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия таких активов к учету в качестве основных средств или имущественного комплекса (п. 30 ПБУ 15/01). На расходы сумма процентов списывается через амортизационные отчисления.

Аналогично учитываются начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, привлеченным для приобретения этих запасов (п. 6 ПБУ 5/01).

Расходы на оплату услуг банков, связанных с приобретением нематериальных активов (п. 6 ПБУ 14/2000), также включаются в их первоначальную стоимость.

Услуги банка: проводки

Агафонова Полина
Автор PPT.RU 23 апреля 2018
0 комментариев Услугами банков пользуются все организации и предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность. Большая часть сервисного обслуживания предоставляется кредитными организациями на платной основе, плата за такие сервисы называется банковской комиссией.

В целях привлечения клиентов финансовые учреждения постоянно расширяют ассортимент обслуживания, предлагая не только финансовое посредничество, но и программные продукты в виде личных кабинетов с набором учетных функций и отчетных форм.

К наиболее востребованным услугам кредитных организаций относятся:

  • расчетно-кассовое обслуживание рублевых и валютных счетов;
  • удаленное управление расчетными операциями через банк-клиент;
  • валютный контроль;
  • прием и выдача наличных денежных средств;
  • инкассация наличной выручки;
  • смс-уведомления о платежных операциях;
  • эквайринговые операции по приему платежей картами;
  • выпуск и обслуживание платежных карт;
  • факторинговые операции;
  • предоставление банковских гарантий.

В бухгалтерском учете расходы, связанные с обслуживанием в кредитных организациях, относятся к прочим расходам (п. 11, абзац 6 ПБУ 4/99 «Расходы организации») и отражаются на счет 91.02 «Прочие расходы и доходы».

С точки зрения бухгалтерских проводок, перечень наиболее распространенных сервисов банка можно разделить на два типа операций: не облагаемые НДС и облагаемые НДС.

Рассмотрим бухгалтерские проводки по каждому типу операций.

Услуги банка: проводки без НДС

Не подлежат налогообложению операции по открытию и обслуживанию текущего счета, по кассовым операциям (за исключением инкассации), проведению платежей, выдаче банковской гарантии, обслуживанию банк-клиента и другие, перечисленные в п. 3 статьи 149 НК РФ.

Услуги кредитных организаций без НДС следует отражать в корреспонденции с денежным счетом:

Эквайринг в бюджетном учреждении: позиция закона, учет, проводки

Эквайринг в бюджетном учреждении — договор с коммерческим банком на оказание услуги, позволяющей государственной организации принимать деньги от населения через платежные терминалы. Сложность оформления обусловлена наличием лицевых счетов в Федеральном казначействе или в уполномоченной структуре субъекта России. Что говорит закон в отношении таких услуг? Какие возникают трудности? Рассмотрим эти вопросы подробно.

Позиция закона

Казенная структура проводит сделки с деньгами через ЛС. Последние открывается в одном из следующих органов:

  • финансовой структуре субъекта РФ;
  • государственном казначействе России.

С учетом сказанного открыть новый ЛС нельзя. Но закон не запрещает эквайринг в бюджетном учреждении, поэтому оформление договора с коммерческим банком не будет считаться нарушением законодательства. Такого же мнения придерживаются представители ЦБ и Минфина РФ. Это означает, что бюджетный эквайринг доступен в государственных учреждениях. При этом деньги будут поступать на уже имеющийся счет (обращаться в коммерческий банк нет необходимости).

Особенности бюджетного учета при эквайринге

Государственные учреждения принимают деньги от клиентов в пределах коммерческого направления. Такая схема доступна, если бизнес-деятельность казенной структуры подтверждается участником (учредителем), а прибыль поступает на бюджетный счет. Во избежание ошибок необходимо прописать правила эквайринговых операций в политике организации.

В бухгалтерском учете по эквайрингу казенных учреждений важно учесть такие нюансы:

  1. Время между оплатой пластиковой картой и зачислением средств на ЛС казенного учреждения может быть различным. Такие сделки могут проводиться в разные дни, поэтому для удобства важно использовать дополнительный счет.
  2. Учет комиссии банку. Платеж берется с денег, выплаченных клиентом. Таким способом финансовая структура получает плату за перевод денежных средств поставщику. В бюджетном учете комиссионный платеж отражается в промежуточной статье 226, характеризующие прочие услуги и работы.

Регистрация оборудования

Еще одна сложность для бюджетной организации — постановка техники для эквайринга на учет. Здесь доступно несколько путей:

  1. Бюджетная организация покупает оборудование. В такой ситуации техника отражается на основном счету (0 101 34 000), а сама сделка по приобретению аппаратуры указывается по КОСГУ 310.
  2. Получение устройств для эквайринга по арендному соглашению. Операция отмечается на забалансовом счету 01 (ЗС). Учет проводится по цене, указанной владельцем на базе акта-приема оборудования.

Если государственная организация останавливает деятельность по предоставлению эквайринговых услуг или покупает необходимую технику, тогда оборудование возвращается банку. Обязательное условие — составление акта приема-передачи. В документе подтверждается факт приема устройство по цене, которая принята по ЗС.

Проводки в бюджетной организации: пример для эквайринга

Рассмотрим пример, в котором государственная организация взяла в аренду эквайринговую технику. Составлен договор, позволяющий клиентам расплачиваться пластиковыми картами. В соглашении указаны такие условия:

  • цена техники 65 т. р.;
  • аренда (раз в месяц) — 0,8 т. р;
  • комиссия — 1,5%;
  • сумма, принятая за сутки — 120 т. р.;
  • выставлен счет от банка на 1,8 тыс. р.

В таком случае эквайринг характеризуется следующими проводками (сведены в таблице).

Если банк взимает комиссию не раз в месяц, а по факту использования пластиковой карты, проводки в казенном учреждении имеют такой вид.

Итоги

Из сказанного видно, что оформление договора с банком-эквайером на предоставление услуг казенной организации реально. Главное учесть тонкости бухгалтерского учета и правильно отображать проводки в отчетной документации.

Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов, заключило с банком договор эквайринга, согласно которому суммы за оказанные услуги, оплаченные с помощью банковских терминалов, поступают на 04 лицевой счет уже за минусом комиссионных, взимаемых банком. Данная ситуация противоречит ст. 41 БК РФ. В январе 2018 года доходы поступали за минусом комиссии. В январе 2018 года в бюджетном учете казенного учреждения отражены следующие записи: Дебет 1 205 31 560 Кредит 1 401 10 130 — начисление дохода за оказанные услуги; Дебет 1 201 23 510 Кредит 1 205 31 660 — отражен прием оплаты от плательщиков; Дебет 1 210 02 130 Кредит 1 201 23 610 — поступление дохода на счет администратора доходов за минусом комиссии банка. Как отразить в учете исправительные проводки? Можно ли с лицевого счета 03 перевести на лицевой счет 04 снятую банком комиссию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможность применения конкретного варианта отражения в бюджетном учете исправительных записей обусловлена требованиями порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного финансовым органом публично-правового образования.

Читать еще:  Как изменить паспортные данные в сбербанк онлайн

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рассматриваемой ситуации порядок отражения в бюджетном учете исправительных записей напрямую зависит от порядка исполнения бюджета по расходам и доходам, установленного Бюджетным кодексом РФ. Дело в том, что запрет на перечисление средств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов в сумме, равной комиссии банка, в пределах лимитов бюджетных обязательств отсутствует. В то же время при принятии решения о возможном варианте перечисления средств на лицевой счет администратора доходов необходимо учитывать положения ст. 219 БК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривают, в частности, принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований БК РФ (п. 1 ст. 219 БК РФ).
В частности, на федеральном уровне постановка на учет бюджетного обязательства и денежного обязательства осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, Сведениями о денежном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графах 2, 3 Перечня документов, приведенного в Приложении N 4.1 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, далее — Порядок N 221н (п.п. 7, 24 Порядка N 221н). А при санкционировании оплаты денежных обязательств по расходам (за исключением расходов по публичным нормативным обязательствам) осуществляется проверка Заявки на кассовый расход (код формы по КФД 0531801), в том числе на соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в Заявке на кассовый расход, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в бюджетном обязательстве.
Иными словами, учитывая, что основанием для возникновения бюджетного обязательства является соответствующий договор, оплата по нему должна осуществляться на счет контрагента, а не в доход бюджета. Поэтому наиболее приемлемым способом исправления рассматриваемой ситуации в части исполнения бюджета по расходам, по нашему мнению, является перечисление банку вознаграждения по договору эквайринга с лицевого счета получателя бюджетных средств. В этом случае на лицевом счете получателя бюджетных средств найдут отражение операции по принятию бюджетных обязательств и исполнению денежных обязательств перед контрагентом (банком-эквайером). При этом в дальнейшем казенному учреждению необходимо будет обратиться в банк с требованием о возврате переплаты с указанием реквизитов лицевого счета администратора доходов.
Указанные в вопросе бухгалтерские записи отражают уже свершившиеся факты хозяйственной жизни, отраженные не по ошибке. Следовательно, их корректировка в порядке п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), не требуется. В то же время для отражения в бюджетном учете корректировки сложившейся ситуации следует сделать дополнительные записи.
Начисление вознаграждения банку за услуги эквайринга отражается в бюджетном учете казенного учреждения с применением счета 302 26 «Расчеты по прочим работам, услугам» в порядке абзаца 6 п. 102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н (п. 101 Инструкции N 162н, п.п. 254, 256 Инструкции N 157н, п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, письмо Минфина России от 27.12.2016 N 02-05-10/78335).
Для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, предназначен счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» (п. 235 Инструкции N 157н). По дебету данного счета можно учесть дебиторскую задолженность банка в размере удержанной им комиссии в корреспонденции с кредитом счета 201 23 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути». Данная бухгалтерская запись не предусмотрена Инструкцией N 162н, однако при необходимости ее можно определить в рамках учетной политики в порядке, установленном п. 2 Инструкции N 162н.
Таким образом, в случае, если порядок санкционирования расходов получателей средств бюджета публично-правового образования препятствует перечислению денежных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов в сумме удержанной банком-эквайером комиссии, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 131*(1)
— отражено начисление задолженности по доходам от оказания платных услуг;
2. Дебет КИФ 1 201 23 510 Кредит КДБ 1 205 31 660,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ)
— отражен прием оплаты за оказанные услуги через банковский терминал (в сумме начисленных доходов);
3. Дебет КДБ 1 210 02 131*(1) Кредит КИФ 1 201 23 610,
уменьшение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ)
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет администратора доходов (за вычетом комиссии);
4. Дебет КРБ 1 109 ХХ 226 (1 401 20 226) Кредит КРБ 1 302 26 730
— отражено начисление задолженности по оплате услуг банка (в сумме комиссии);
5. Дебет КРБ 1 302 26 830 Кредит КРБ 1 304 05 226
— отражено исполнение обязанности по перечислению оплаты за услуги банка (в сумме комиссии);
6. Дебет КДБ 1 210 05 560 Кредит КИФ 1 201 23 610,
уменьшение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ)
— отражена дебиторская задолженность в сумме комиссии, подлежащей возврату в доход бюджета;
7. Дебет КДБ 1 210 02 131*(1) Кредит КДБ 1 210 05 660
— на лицевой счет администратора доходов поступил возврат дебиторской задолженности от банка (в сумме комиссии).
В том случае, если порядок санкционирования расходов получателей средств бюджета публично-правового образования не препятствует перечислению денежных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов в сумме, удержанной банком-эквайером комиссии, в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 131*(1)
— отражено начисление задолженности по доходам от оказания платных услуг;
2. Дебет КИФ 1 201 23 510 Кредит КДБ 1 205 31 660,
увеличение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ)
— отражен прием оплаты за оказанные услуги через банковский терминал (в сумме начисленных доходов);
3. Дебет КДБ 1 210 02 131*(1) Кредит КИФ 1 201 23 610,
уменьшение забалансового счета 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ)
— отражено зачисление денежных средств на лицевой счет администратора доходов (за вычетом комиссии);
4. Дебет КРБ 1 109 ХХ 226 (1 401 20 226) Кредит КРБ 1 302 26 730
— отражено начисление задолженности по оплате услуг банка (в сумме комиссии);
5. Дебет КРБ 1 302 26 830 Кредит КИФ 1 201 23 610*(2),
увеличение забалансового счета 18 (244 КВР, 226 КОСГУ)
— отражено погашение задолженности перед банком в сумме удержанной при внесении наличных комиссии;
6. Дебет КДБ 1 210 02 131 Кредит КРБ 1 304 05 226*(2)
— отражено перечисление средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читать еще:  Как банк принимает решение о выдаче кредита

————————————————————————-
*(1) В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н, согласно которому казенными учреждениями в разрядах 24-26 номеров счетов указываются коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
*(2) Указанные корреспонденции Инструкцией N 162н не предусмотрены. Возможность применения указанной схемы корреспонденций необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, установленном абзацем 5 п. 2 Инструкции N 162н.

Учет расходов на услуги банков

Всем организациям обязательно приходится иметь дело с кредитными учреждениями. Банк оказывает услуги, имеющие отношение к финансам, и за эти услуги нужно платить. Компания несет постоянные расходы на банковские операции.

Какие именно траты можно счесть такими расходами? Как правильно отражать их в бухгалтерском учете? Как они учитываются для налогообложения? Какими проводками при этом пользоваться? Подробно разъясняем ниже, а также рассмотрим, как правильно решаются конкретные вопросы, связанные с квалификацией банковских комиссионных за самые популярные услуги, оказываемые юридическим лицам.

От чего зависят финансовые отношения с банком

Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:

  • на открытие банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса РФ);
  • на размещение вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • на получение кредитных средств (ст. 819 ГК РФ);
  • факторинга (финансирование под уступку требования средств);
  • иных финансовых взаимоотношений, разрешенных Уставом кредитной организации и законодательством РФ.

Оплачиваемые банковские услуги

Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2017 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:

  • открытие и ведение счетов юрлиц;
  • расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
  • реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
  • выдача кредитов;
  • доверительное управление средствами и/или имуществом;
  • аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
  • лизингодательские функции и др.

Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.

Особенности взимания платы за банковские услуги

Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.

К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.

В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:

  • с предварительным акцептом – то есть прежде чем деньги за услуги будут сняты, клиент должен выразить на это согласие;
  • без информирования плательщика – автоматически.

Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.

Бухгалтерские проводки платежей за банковские услуги

При осуществлении бухучета комиссии за банковские операции отражаются в нем следующими проводками:

  • дебет 91.2 «Прочие расходы», кредит 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» (либо 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками») – отражение расходов на комиссию банка;
  • дебет 76 (60), кредит 51 «Расчетные счета» – списание средств на оплату банковских услуг.

Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий

Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.

Какие это расходы: прочие или внереализационные?

К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).

ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.

Сложности кредитования

Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:

  • если комиссионные выражены фиксированной цифрой, то эти траты можно расценивать как прочие либо как внереализационные расходы;
  • если комиссия представляет собой некую долю (процент), расходы будут проходить как «проценты по долговым обязательствам» (ст. 269 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).

Проведение оплаты за покупку активов

Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?

Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:

  • сумма списывается с налогооблагаемого дохода сразу, а не через амортизацию;
  • договоры на приобретение актива и на оплату банковской услуги не связаны между собой.

Обслуживание зарплатных карточек

Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:

  1. Плата за обработку документов на зачисление зарплатных средств – это часть производственных расходов на организацию расчетов с персоналом. Поэтому эти деньги правомерно учитывать как производственные затраты, уменьшающие прибыль организации (письма Министерства финансов РФ от 20 апреля 2009 года №03-03-06/2/88 и от 04 августа 2008 года №03-04-06-02/88).
  2. Плата банку за выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт не относится напрямую к затратам на выплату зарплаты, то есть не обосновывается с точки зрения расходов фирмы (затраты несет организация, а используют карты работники). В свете последних разъяснений Минфина эти затраты разрешено включать в прочие расходы, при этом исключая из дохода сотрудников, потому что работники не выбирают именно эту форму получения заработной платы, она прописывается в их трудовых договорах, а значит, карточки делаются банком именно для компании, а не для них лично.

Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком

Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector