0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общая характеристика процедуры банкротства

ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Несостоятельность (банкротство) юридических лиц как институт гражданского права представляет собой применение необходимых мер, направленных на сокращение риска кредиторов юридического лица.

Закон предусматривает применение процедуры банкротства только к прямо указанным в нем организационно-правовым формам юридических лиц, к числу которых относятся коммерческие организации, за исключением казенного предприятия, и некоммерческие организации в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фондов.

Несостоятельность (банкротство) –это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с законом признак банкротства – это неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дела о банкротстве рассматриваются в арбитражных судах в соответствии с правилами подсудности. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Процедура банкротства представляет собой проведение нескольких процедур.

1. Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя.

2. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок, на который вводится финансовое оздоровление, составляет не более двух лет. Для проведения данной процедуры банкротства назначается административный управляющий.

3. Внешнее управление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Для проведения данной процедуры назначается внешний управляющий. Срок процедуры внешнего управления составляет не более 18 месяцев, но может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

4. Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Для проведения конкурсного производства назначается конкурсный управляющий. Конкурсное производство вводится срок на год (срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев).

5. Мировое соглашение может применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.

Юридическое лицо, признанное судом банкротом ликвидируется.

Закон о банкротстве предусматривает возможность применения к неплатежеспособному юридическому лицу не только процедур, имеющих следствием ликвидацию юридического лица, но и комплекса мер по предупреждению банкротства и восстановлению платежеспособности юридического лица.

Если указанные меры не принесли положительных результатов и юридическое лицо признается банкротом, требования его кредиторов удовлетворяется в следующей очередности:

1) требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

2) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) производится расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Общая характеристика процедур несостоятельности (банкротства)

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

ляющих при банкротстве кредитных организаций» // Вестник Банка Рос­сии. 2005. № 7.

Указание ЦБ РФ от 11 августа 2004 г. № 1487-У «Об опубликовании в„Ве­стнике Банка России» сообщения кредитной организации о принятом реше­нии о реорганизации или об уменьшении уставного капитала» // Вестник Банка России. 2004. № 58.

Концепция деятельности Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Принята реше­нием правления Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 25 ноября 2004 г., одобрена решением совета директоров Госу­дарственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 9 декабря 2004 г. // Вестник Банка России. 2005. № 4.

Информационное письмо ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о не­состоятельности (банкротстве)» (при применении надо учитывать, что внастоящее время действует Закон о банкротстве 2002 г.) // Вестник ВАС РФ. 1995. №7.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о не­состоятельности (банкротстве)» (при применении следует учитывать, что в настоящее время действует Закон о банкротстве 2002 г. и Арбитражный про­цессуальный кодекс РФ 2002 г.) // Вестник ВАС РФ. 1997. № 10.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от б августа 1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона „О несостоятельности (банкрот­стве)» всудебной практике» (в настоящее время фактически не применяет­ся всвязи с принятием Закона о банкротстве 2002 г.) // Вестник ВАС РФ. 1999. № 10.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. № 64 «О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального за­кона „О несостоятельности (банкротстве)»» (в настоящее время фактиче­ски не применяется в связи с принятием Закона о банкротстве 2002 г.) // Ве­стник ВАС РФ. 2001. № 9.

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Граж­данского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.

Постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона „О несо­стоятельности (банкротстве)»» // Вестник ВАС РФ. 2003. № 6.

Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некото­рых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятель­ности (банкротстве)»» // Вестник ВАС РФ. 2005. № 3.

Административный управляющий— лицо, утвержденное арбитраж­ным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с За­коном о банкротстве 2002 г.

Анализ финансового состояния должника— исследование финансово-хозяйственной деятельности должника, осуществляемое в целях определе­ния достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Внешнее управление (судебная санация)— процедура банкротства, при­меняемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с пе­редачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Читать еще:  Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций

Внешний управляющий— лицо, утвержденное арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, ус­тановленных Законом о банкротстве 2002 г.

Временный управляющий— лицо, утвержденное арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имуще­ства должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве.

Досудебная санация— меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Конкурсная масса— все имущество должника, имеющееся на момент от­крытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного произ­водства.

Конкурсное производство— процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсный управляющий— лицо, утвержденное арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномо­чий, установленных законом о банкротстве.

Мировое соглашение— соглашение сторон о прекращении спора на ос­нове мирного урегулирования взаимных претензий и утверждения взаим­ных уступок.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов— приостанов­ление исполнения требований кредиторов, распространяемое на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых насту­пили до введения внешнего управления.

Наблюдение— процедура банкротства, применяемая к должнику в це­лях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа

Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

финансового состояния должника, составления реестра требований креди­торов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура банкротства— совокупность мер вотношении должника, на­правленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Финансовое оздоровление— процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения за­долженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Общая характеристика процедур несостоятельности (банкротства)

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несосто­ятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предус­мотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производ­ства по делу, это обеспечительные меры(наложение арестов на имуще­ство должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника — это восстановитель­ные меры(меры по перепрофилированию производства, продаже пред­приятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удов­летворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры,применяемые на основании решения о признании должника несосто­ятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задол­женности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством).

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства)представ­ляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в от­ношении должника, направленных на восстановление его платежеспо­собности или ликвидацию.

Закон о банкротстве 1992 г. делил процедуры банкротства на реорга­низационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизаци­онные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвида­ционные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов «реорганизация» и «ликвидация». Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре про­цедуры для юридических лиц и две — для должников-граждан. Общи­ми являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для

юридических лиц им предшествовали наблюдение и внешнее управле­ние. Кроме того, закон содержал указание на то, что в отношении дол­жника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (о банкротстве отсутствующего и ликвидируе­мого должника), а также о процедуре добровольного объявления долж­ника о своем банкротстве.

Действующий Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реоргани­зационную процедуру — финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) дол­жника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Общая характеристика банкротства

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — как основа института банкротства

Принятие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) знаменует собой новую фазу в развитии отечественного законодательства о несостоятельности.

Предыдущий Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — прежний Закон) действовал более четырех лет и, в целом, зарекомендовал себя положительно. Прежний закон, заменивший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», отличался, безусловно, прогрессивным регулированием процедур несостоятельности, упразднил тормозящие развитие экономики нормы, препятствовавшие удалению из бизнеса неумелых и неэффективных хозяйствующих субъектов. Прежний закон, существенно упростив для кредиторов порядок обращения за судебной защитой, позволил придать процессам о несостоятельности массовый характер. Количество дел о банкротстве год от года неуклонно увеличивалось. В ходе правоприменения был выявлен ряд недостатков прежнего закона, которые не носили концептуального характера и вполне могли быть исправлены соответствующими поправками. Фактически же коррекция прежнего закона неоднократно проводилась Конституционным Судом РФ. Высший Арбитражный Суд РФ выпускал информационные письма с рекомендациями по применению прежнего закона. На этом фоне принятие нового Закона в целом, как представляется, было нецелесообразным. Отличительной чертой нового Закона является изменение подхода законодателя к наиболее принципиальному вопросу — чьи интересы в ходе процесса о несостоятельности будут иметь приоритет. В прежнем законе наблюдался существенный крен в пользу интересов кредиторов. Это выражалось, прежде всего, в достаточно легком порядке возбуждения процесса о несостоятельности и возможности фактического отстранения самого должника от участия в процедурах банкротства, начиная со стадии наблюдения. В каком-то смысле прежний закон можно было бы назвать «прокредиторским».

В новом Законе акценты смещены в пользу должника. «Продолжниковский» характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства — финансового оздоровления — альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника — унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей.

В настоящей статье исследуются общие положения Закона о банкротстве в сравнении с аналогичными нормами прежнего закона.

Понятие несостоятельности (банкротства)

Современный российский законодатель понимает несостоятельность несколько иначе. Статья 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» содержит следующее определение: «Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Читать еще:  Отчеты конкурсных управляющих по банкротству

Таким образом, исходя из действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», необходимо говорить не только о понятии несостоятельности, но и о понятии банкротства. Являются ли они синонимами или же несут в себе различную смысловую нагрузку?

Если обратиться к истории, то увидим, что термины «несостоятельность» и «банкротство» были отнюдь не равнозначны.

Впервые термин «банкрот» встречается в статутах средневековой Италии. «Это слово, видимо, образовалось либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал)». Причем в Средние века банкротами называли расточительных должников, а также тех, которые скрылись, не исполнив своих обязательств, совершив тем самым правонарушение. Напротив, понятие несостоятельности применялось при неплатежеспособности должников, которые стали несостоятельными ввиду несчастного случая, а не по обману, и добровольно уступили свое имущество кредиторам.

В законодательстве зарубежных государств XIX века, в частности во французском Торговом кодексе 1808 года, употреблялись понятия несостоятельности и банкротства, но они отнюдь не отождествлялись. Под влиянием французского торгового и гражданского законодательства в праве стран континентальной Европы категории несостоятельности и банкротства также считались неравнозначными. Напротив, в англосаксонской правовой системе категории «несостоятельность» и «банкротство» употреблялись как синонимы.

В дореволюционной России в Банкротских уставах 1753, 1763 и 1768 гг. употреблялись оба понятия. Причем понятие «банкротство» использовалось лишь тогда, когда речь шла о неправомерных действиях торговцев. Такой же позиции придерживался и Банкротский устав 1800 года. Статья 131 гласила: «Называть отныне пришедшего в состояние упадшим, которое звание означает в нем несчастного, а не бесчестного человека; неосторожного и злостного называть банкротом». В Уставе судопроизводства торгового 1832 года несостоятельным признавался тот, кто «придет в такое дел положение, что не токмо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов, но есть признаки: по коим можно заключить, что всего имущества его для полного их удовлетворения будет недостаточно».

Как видим, в уставах не давалось специального определения понятия банкротства и несостоятельности, а лишь определялись моменты, когда должник мог быть объявлен несостоятельным или банкротом.

В гражданском процессуальном законодательстве после 1917 года употреблялась лишь категория несостоятельности. В статье 351 ГПК РСФСР упоминалось о социально опасных действиях должника, при наличии которых суд должен будет возбудить против виновного уголовное преследование по ст.169 УК РСФСР.

С принятием Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 621 «О мерах по поддержке несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур «категории «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы. Эта традиция закрепилась и в ныне действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Данная позиция законодателя вызвала оживленную дискуссию среди теоретиков и практиков. Одни ученые смешение понятий несостоятельности и банкротства объясняют тем, что в древние времена неспособность лица оплатить свои долги рассматривалась только как преступление, влекущее применение уголовного наказания, именуясь банкротством. Другие считают, что столь вольное употребление то одного термина, то другого для обозначения одного и того же явления возникло под влиянием законодательства и судебной практики стран англосаксонской правовой системы, где эти термины употребляются как синонимы.

Единства в использовании терминов нет в настоящее время и в западном законодательстве. В большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законов о несостоятельности, инкорпорированы в уголовные кодексы и применяются только по отношению к физическим лицам.

Выделим две точки зрения на данную проблему среди исследователей. Сторонники первой отстаивают позицию, согласно которой отождествление указанных признаков является неточностью, которая требует исправления. Сторонники второй считают, что применение этих понятий как синонимов вполне удобно и приемлемо с позиции, как теории, так и практики их применения.

Признаки банкротства

Новый Закон сохраняет данное прежним Законом определение несостоятельности как признанной арбитражным судом, согласно ст. 3:

  • 1. неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом сохраняется и применявшаяся прежним законом дифференциация критериев несостоятельности в зависимости от субъекта несостоятельности.
  • 2. К юридическому лицу подлежит применению критерий неплатежеспособности, согласно которому неспособность удовлетворить требования кредиторов определяется истечением установленной даты просрочки в исполнении денежного обязательства или обязанности по обязательным платежам (три месяца). Данный критерий подлежит применению также при банкротстве индивидуального предпринимателя (статья 214 Закона) и крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 217 Закона).

Вопрос о критериях несостоятельности неоднократно обсуждался в отечественной литературе как дореволюционного, так и современного периодов. Господствующей точкой зрения является мнение о безусловном преимуществе критерия неплатежеспособности над критерием неоплатности применительно к торговому обороту. Применение критерия неоплатности не соответствует условиям экономического оборота, что было наглядно подтверждено практикой применения первого российского Закона от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Одновременно с критерием неплатежеспособности, как общим критерием несостоятельности юридических лиц, сохраняет значение критерий неоплатности применительно к несостоятельности кредитных организаций (статья 2 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Выбор законодателя в пользу критерия неплатежеспособности при несостоятельности тесно увязан с определением внешних признаков банкротства. По новому Закону для возбуждения дела о банкротстве требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч рублей, а просрочка должна превысить три месяца (статья 6 Закона). Применительно к отдельным хозяйствующим субъектам внешние признаки отличаются (например, для субъектов естественных монополий установлены такие признаки, как задолженность на сумму не менее чем 500 000 руб. и просрочка свыше шести месяцев — статья 197 Закона).

Ранее необходимая для возбуждения дела о банкротстве сумма исчислялась в минимальных размерах оплаты труда. Пересмотр позиции законодателя в пользу указания твердой суммы представляется целесообразным только в рамках устойчивой экономики и при минимальных параметрах инфляции. Поскольку достижения указанных условий на сегодняшний день в России не произошло, то предложенная Законом новелла об определении минимального размера требований к должнику в твердой сумме представляется неудачной.

Как будет показано далее, установление такого признака как срок неисполнения денежного требования остается актуальным только для уполномоченных органов по взысканию обязательных платежей, для конкурсных кредиторов этот признак принципиального значения не имеет. В литературе выделялся также такой признак банкротства, как стечение кредиторов. Обоснование необходимости такого признака вытекало из целей конкурсного процесса — предупреждение захвата имущества должника одним или несколькими кредиторами в ущерб другим, справедливое распределение имущества между кредиторами. Участие в процедурах несостоятельности одного кредитора делает бессмысленными многие предусмотренные законодательством о несостоятельности механизмы — очередность удовлетворения требований, коллегиальные органы кредиторов и т.д.

Читать еще:  Можно ли получить карту сбербанка по доверенности за другого человека

В прежнем законе стечение кредиторов не указывалось в качестве необходимого признака несостоятельности. Наличие единственного кредитора не являлось препятствием для возбуждения процедуры банкротства и перехода к внешнему управлению и конкурсному производству. Новый Закон содержит прямую норму о том, что в случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган (часть 2 пункта 1 статьи 12 Закона).

Такой подход представляется оправданным, во всяком случае, применительно к банкротству отсутствующего должника, когда вполне возможно представить ситуацию с наличием единственного кредитора в конкурсном производстве (иных процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику, кроме конкурсного производства и мирового соглашения, Законом не предусматривается (статья 228 Закона)).

ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Виды процедур несостоятельности (банкротства)

На основании ст. 27 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица могут применяться следующие процедуры:

  • — наблюдение;
  • — финансовое оздоровление;
  • — внешнее управление;
  • — конкурсное производство;
  • — мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры:

  • — конкурсное производство;
  • — мировое соглашение.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются при банкротстве:

  • — ликвидируемого должника (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве);
  • — отсутствующего должника (п. 1 ст. 228).

В отношении кредитных организаций применяются только конкурсное производство, остальные процедуры не применяются (п. 1 ст. 182 Закона о банкротстве, ст. 5 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные.

К числу первых относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную процедуру. Наблюдение не относится к реабилитационной процедуре, хотя восстановление платежеспособности должника возможно и на этой стадии. Скорее она носит предварительный характер, уточняющий истинное финансовое состояние должника. Мировое соглашение — это согласительная процедура, направленная на прекращение производства по делу о банкротстве посредством найденного компромисса между кредиторами и должником1.

Однако для вопросов ограничения правоспособности и дееспособности юридического лица — должника основное значение имеет деление процедур банкротства на те, в ходе которых полномочия руководителя должника не прекращаются (наблюдение и финансовое оздоровление) и на те, введение которых влечет прекращение полномочий руководителя должника (внешнее управление и конкурсное производство).

При этом основным критерием разграничения перечисленных процедур являются цели их введения, что находит отражение в определениях, данных в ст. 2 Закона о банкротстве.

Наблюдение

Понятие и значение наблюдения

Наблюдение — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение является специфической процедурой банкротства, появление которой связано с возникновением в конкурсном праве реабилитационных процедур, которые требуют предоставления кредиторам специальной информации с целью принятия решения о введении восстановительной или ликвидационной процедуры. Следовательно, там, где закон не предусматривает возможности судебной санации в отношении должника, не может быть применена данная процедура банкротства2.

Кроме того, как отмечал Конституционный Суд РФ, эта процедура позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов (абз. 3 п. 2 мотивировочной части Постановления от 12 марта 2001 г. № 4-П).

Однако позитивное значение наблюдения не всегда разделяется в юридической литературе.

В частности, отмечается: то, что Россия выбрала систему «единого входа» в банкротство, т.е. когда оно начинается не с ликвидационной процедуры, а с предварительной, с точки зрения защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов признается малоэффективным.

Существенные недостатки системы «единого входа» в процедуры банкротства были показаны Р. Калнаном. Ее пороками являются риск снижения стоимости бизнеса должника из-за задержек в период наблюдения, невозможность быстрого принятия решения в делах о несостоятельности и сохранение руководством должника своих полномочий, хотя и под наблюдением временного управляющего. Последний недостаток, в свою очередь, резко затрудняет эффективность и оперативность осуществления временным управляющим своих полномочий, поскольку его способность выполнения своих функций в большей степени зависит от содействия должника и поддержки со стороны арбитражного суда. В силу этого арбитражный управляющий не контролирует ни дела должника, ни его документацию. Проблемой временного управляющего также является то, что он не контролирует банковский счет должника и, следовательно, не может знать, имеется ли достаточно средств для выплаты ему вознаграждения и покрытия его расходов.

Еще одним существенным недостатком процедуры наблюдения является то, что она значительно усложняет и замедляет конкурсный процесс. Подобное свойство оказывает крайне негативное влияние на правовой статус конкурсных кредиторов, поскольку, с одной стороны, увеличивает их процессуальные расходы, связанные с производством по делу, а с другой — дополнительно обременяет конкурсную массу, в результате чего понижается степень удовлетворения требований кредиторов2.

В соответствии с Законом о банкротстве наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по проверке обоснованности такого заявления проводится не менее чем через 15 и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42).

Ранее Конституционный Суд РФ признал неконституционным порядок введения наблюдения с момента принятия заявления о банкротстве должника, поскольку такой порядок не предоставляет должнику возможности заявить что-либо в свое оправдание, т.е. нарушает общеправовой принцип audi alteram partem (выслушать обе стороны) и приводит к отсутствию у должника процессуально-правовых гарантий реализации права на справедливое и публичное разбирательство дела (п. 2 мотивировочной части и п. 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. № 4-П). Позиция Конституционного Суда РФ была воспринята при разработке действующего Закона о банкротстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector