0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лица получающие информацию о состоянии здоровья пациента права граждан

Право на доступ пациентов к информации о состоянии своего здоровья реализуется в России не в полном объеме

Доступ пациентов к сведениям о состоянии своего здоровья является немаловажным фактором их доверия к врачам и здравоохранению в целом. Каждому гражданину РФ гарантировано право на получение такой информации, а также на выбор лиц, которым она может быть передана (п. 5 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – закон об охране здоровья). Однако на практике это право не всегда реализуется в полной мере, доказательством чему служат три основные проблемы в этой области:

  • непредоставление информации либо предоставление ее в ограниченном объеме;
  • невозможность получения информации бесплатно;
  • неосведомленность граждан о праве на получение сведений о состоянии своего здоровья.

Согласно законодательству порядок ознакомления пациента с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, должен быть установлен уполномоченным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 22 закона об охране здоровья). Пока данный документ не принят. Проект соответствующего приказа Минздрава России «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента» (далее – проект приказа) 1 был разработан министерством в декабре прошлого года. Он предполагает, что ознакомление с этими документами осуществляется на основании письменного запроса пациента или его законного представителя – по предварительной записи в специально отведенном и оборудованном системой видеонаблюдения помещении (в здании соответствующей медицинской организации). Возможность ознакомления со сведениями о состоянии здоровья должна быть предоставлена гражданину в течение трех рабочих дней с момента регистрации его письменного запроса. При этом по желанию пациента или его законного представителя ознакомление с данной информацией может проводиться в присутствии медицинского работника, участвующего в обследовании или лечения пациента, – для ее разъяснения.

Общественники, которые, разумеется, обеспокоены проблемой доступа граждан к информации о здоровье, подготовили ряд поправок к проекту приказа. Обсуждению этих предложений был посвящен круглый стол: «Проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья», состоявшийся 31 августа текущего года в Общественной палате РФ по инициативе Межрегиональной общественной благотворительной правозащитной организации «Комитет за гражданские права».

По закону сведения о результатах медицинского обследования, установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи и связанном с ними риске, результатах оказания медицинской помощи предоставляется пациенту в доступной форме лечащим врачом или другими медработниками, непосредственно участвующими в его обследовании и лечении (ст. 22 закона об охране здоровья). По мнению общественников, доступная форма информации подразумевает, в том числе, что врачи должны пояснять пациентам, какой диагноз им поставлен (понятными словами, с разъяснением медицинских терминов), какие лекарства назначены и каковы возможные побочные эффекты от их употребления, чем грозит несоблюдение рекомендаций по лечению и т. д. На практике же этого, как правило, не происходит.

Об ответственности медицинских работников за неправильное информирование пациентов читайте в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

При этом сведения о состоянии здоровья детей младше 15 лет и недееспособных граждан сообщаются их законным представителям. Члены правозащитных организаций предлагают пояснить в проекте приказа, что к законным представителям относятся родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, организации, в которых находятся недееспособные граждане. Также предлагается предоставить право на получение сведений о здоровье пациента на основании доверенности. В настоящее время действует принцип соблюдения врачебной тайны (ст. 13 закона об охране здоровья), устанавливающий, что сведения о состоянии здоровья гражданина могут сообщаться другим лицам или организациям только с его письменного согласия (письменного согласия его представителя). С одной стороны, это помогает предотвратить неправомерный доступ к личным данным человека третьих лиц. С другой стороны, соблюдение врачебной тайны приводит иногда к тому, что информацию о состоянии здоровья пациента не могут получить даже его родственники. Предполагается, что доверенность на право получение таких данных сможет решить эту проблему.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о предоставлении информации о психическом здоровье граждан. Врачи обязаны предоставлять лицам, страдающим психическим расстройством, информацию о характере расстройства, целях, методах, в том числе альтернативных, продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. Причем предоставляться эти сведения должны в доступной для пациентов форме и с учетом их психического состояния (ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; далее – закон о психиатрической помощи). При этом в ст. 9 закона о психиатрической помощи указано, что сведения о факте обращения гражданина за психиатрической помощью, состоянии его психического здоровья и диагнозе составляют врачебную тайну и могут быть предоставлены для реализации прав и законных интересов лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя. По словам руководителя Центра защиты прав человека в психиатрии Комитета за гражданские права Любови Клещенко, некоторые врачи-психиатры считают, что эта норма носит необязательный характер и решение вопроса о предоставлении информации отдано на усмотрение врачей. «На самом же деле врач не вправе отказать в предоставлении такой информации. Вместе с тем ему следует выяснить цель получения подобной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, а также пресечения возможных неправомерных действий различных организаций, требующих от граждан справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту или его законному представителю, что для реализации им своих прав в конкретной сфере деятельности представления подобных сведений не требуется», – подчеркнула она.

Участники круглого стола отметили, что граждане недостаточно осведомлены не только о праве на доступ к данным о своем здоровье, но и о другой социально значимой информации. Так, они не знают, какие медицинские услуги можно получить бесплатно, а какие – за деньги, на какие лекарства распространяются льготы и т. д. По мнению президента Межрегиональной общественной организация инвалидов «Московское общество рассеянного склероза» Ольги Матвиевской, эту проблему можно решить, разместив на информационных стендах во всех медицинских учреждениях памятки о правах пациентов: на доступ к информации, на льготные медицинские услуги (с перечнем таких услуг), на бесплатное получение инвалидами технических средств реабилитации и др.

По итогам мероприятия был сформирован список предложений по решению проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья и другой социально значимой информации. Помимо указанных выше, он содержит, в частности, предложения о необходимости:

  • заверять любую запись о медицинском вмешательстве в истории болезни (медицинской карте) не только подписью врача, но и подписью пациента;
  • выдавать по просьбе пациента не только выписной эпикриз, но и копии всех подшиваемых в медицинскую карту документов;
  • обеспечить пациенту достаточное время для обсуждения с врачом вопросов его лечения (в том числе во время ознакомления пациента с медицинской документацией);
  • обеспечить понятность размещенной в медицинских учреждениях информации;
  • предусмотреть обязанность информирования пациентов о назначенных им препаратах, их основном и побочном действии, ввести ответственность за ее несоблюдение;
  • до проведения вакцинации детей знакомить родителей как со списком противопоказаний к вакцинации, так и с последствиями отказа от нее, а также со статистической вероятностью наступления этих последствий;
  • запретить выдачу медицинскими учреждениями платных справок о состоянии здоровья, в том числе для посещения бассейна и прохождения реабилитационных мероприятий, как нарушающую право пациентов на получение информации о состоянии своего здоровья (поскольку законодательством предусмотрена реализация этого права на безвозмездной основе);
  • разработать порядок и форму информирования заинтересованных лиц о наличии у гражданина открытой формы туберкулеза или иных опасных заразных заболеваний.

При этом реализовывать перечисленные предложения, по мнению общественников, необходимо так, чтобы повышение качества информирования пациентов не привело к уменьшению времени, которое тратит врач на оказание непосредственно медицинской помощи.

Лица получающие информацию о состоянии здоровья пациента права граждан

Парасоцкая Е. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Пациент поступил в больницу с подозрением на цирроз печени. При поступлении пациент находился в сознании, вел себя адекватно, мог разговаривать и отвечать на вопросы, однако с трудом передвигался. В таком состоянии пациент провел в лечебном учреждении 3 дня. После падения состояние здоровья пациента резко ухудшилось, полностью исчезла возможность самостоятельно передвигаться, питаться, разговаривать. Возможность выбрать законного представителя у пациента отсутствует.

Кто имеет право знать информацию о состоянии здоровья пациента и комплексе проводимых медицинских мероприятий?

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Читать еще:  Как наследнику подтвердить родство

При этом в соответствии со ст. 22 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Такая информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. При этом информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Также пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом к врачебной тайне относятся информация о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания; сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем ее, а также иные сведения о состоянии психического здоровья ( ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в силу п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ допускается в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ. Данный пункт гласит, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.

Кроме того, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ устанавливает особый случай, когда информация о состоянии здоровья пациента может быть сообщена другим лицам. Так, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Таким образом, в отсутствие законного основания ( п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ) медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (далее — Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).

Недопустима обработка сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и с точки зрения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Общим правилом обработки персональных данных в силу ст. 6 Закона N 152-ФЗ является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку; любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе и состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.

Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью ( п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором ( п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом, который позволит установить содержание полномочия.

Таким образом, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов медицинских учреждений в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.

Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2017/03

Право пациента на информацию

  • 8745

В современном здравоохранении, сложно представить ситуацию при которой пациент может выбрать врача, дать согласие или отказаться от медицинского вмешательства, получить качественную, безопасную, доступную, современную медицинскую помощь и ее последующую независимую оценку не «затронув» своего права на информацию.

Предоставление выписок, копий медицинской документации, оформление информированных согласий на медицинское вмешательство, увесистые стенды с правами пациентов и условиями получения медицинской помощи прочно вошли в повседневную жизнь медицинских организаций.

В настоящей статье постараемся ответить на 3 принципиальных вопроса:

  • В чем состоит право на информацию;
  • Каковы условия реализации права пациента на информацию;
  • Каковы риски и ответственность за нарушение права на информацию.

В чем состоит

На конституционном уровне право на информацию предполагает:

  • Обязанность органов власти и их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ)
  • Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ)
  • Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)
  • Ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, ст. 8.5. КоАП, ст. 237 УК РФ)

На уровне профильного законодательства в сфере информации и персональных данных, определены права на:

  • Бесплатное получение информации, непосредственно затрагивающей права, свободы и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица (пп. 2, 8 ст. 8 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Получение информации, касающейся обработки его персональных данных (ч.1, 7 ст. 14 Закона «О персональных данных» );
  • Требование от оператора уточнения персональных данных гражданина, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки (те же нормы).

Действующее законодательство в сфере здравоохранения определяет следующие права граждан на информацию:

  • Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, а также выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (ч. 5 ст. 19 Закона «Об основах охраны здоровья» )
  • Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья (ст. 22 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая сведения:
    • О результатах медицинского обследования;
    • Наличии заболевания;
    • Об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания;
    • Методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске;
    • Возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях;
    • Результатах оказания медицинской помощи.
  • Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья»), включая информацию о:
    • Санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания;
    • Состоянии среды обитания;
    • Рациональных нормах питания;
    • Качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд;
    • Потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Читать еще:  Ипотека по доверенности можно ли оформить порядок получения

Условия реализации права

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента предоставляется по его запросу, содержащему указание на реквизиты документа, удостоверяющего личность лица и сведения подтверждающие обработку медицинской организацией персональных данных пациента (например, договор, полис ОМС) (ч. 3 ст. 14 Закона «О персональных данных»).

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья

Право пациента на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья реализуется им самим, врачом, медицинской организацией, с возможным участием страховой компании, уполномоченных органов власти.

Содержание данного правомочия при самостоятельном его использовании пациентом сводится к возможности:

  • Непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья.
  • Получать на основании документации консультации у других специалистов.
  • На основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Сведения о состоянии здоровья, правах, обязанностях пациента доводятся врачом (ч. 2 ст. 70 Закона «Об основах охраны здоровья»):

  • При реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации ст. 21 Закона «Об основах охраны здоровья»).
  • При испрашивании информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 20 Закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
  • При непосредственном обследовании и лечении, с учетом некоторых нюансов:
    • По общему правилу право на получение информации возникает непосредственно у пациента по достижению им 15-летнего возраста;
    • При вероятности неблагоприятного исхода лечения, информация об этом в деликатной форме сообщается пациенту, супругу (-ге), близкому родственнику или лицу которое определено пациентом (за исключением случаев запрета пациентом информировать перечисленных лиц).

В зависимости от условий, оказания медицинской помощи, сведения о правах, обязанностях и состоянии здоровья пациента предоставляется медицинской организацией.

По общему правилу, медицинская организация обязана (п. 6, 7, 3 ст. 79 Закона «Об основах охраны здоровья», ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»):

  • Информировать граждан в доступной форме об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках, об уровне их образования и об их квалификации;
  • Предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
  • Информировать граждан о возможности получения медицинской помощи по программе ОМС (ст. 79 п. 3 Основ);
  • Необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора медицинских услуг (ч. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей»).

Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи

При оказании бесплатной медицинской помощи медицинской организацией до сведения пациента доводятся:

  • Информация о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи по программе ОМС (ч. 2 ст. 79 Закона «Об охране здоровья»);
  • Информация о режиме работы и видах оказываемой медицинской помощи (непосредственно и на официальном сайте медицинской организации), показателях доступности и качества медицинской помощи (ст. 20 пп. 6, 7 Закона «Об ОМС» ).

Участие страховых компаний в информировании пациентов

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона «Об ОМС» функция по информационному сопровождению пациентов при организации оказания медицинской помощи возложена на страховые компании.

Данные субъекты в том числе, обязаны информировать граждан:

  • О правах и обязанностях застрахованных лиц (ч. 7 ст. 14 Закона «Об ОМС»);
  • О медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в данном регионе по программе ОМС;
  • О видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • О выявленных по обращениям застрахованных лиц нарушениях при предоставлении медицинской помощи (подробнее Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н ).

Информация при предоставлении платных медицинских услуг

При предоставлении пациенту платных медицинских услуг, законодательство обязывает сообщать пациенту, в том числе:

  • О возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы (п. 6 Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 — далее ПП № 1006);
  • Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях (ПП № 1006);
  • Сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты (ПП № 1006);
  • Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (п. 11 ПП № 1006);
  • Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг (ПП № 1006);
  • Информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения (п. 29 ПП № 1006);
  • Об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению (п. 29 ПП № 1006).

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Реализация права пациента на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние (ст. 23 Закона «Об основах охраны здоровья») не обходится без применения Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (хотя вопрос о распространении действия данного закона на медицинские организации окончательно не ясен и скорее имеет отрицательный ответ).

Ответственность

Как показывает практика, непредставление пациенту информации, влечет за собой его неосведомленность о ходе лечения, состоянии здоровья, возможностях системы здравоохранения и как следствие несоответствие результата обращения за медицинской помощью ожиданиям пациента (провозглашенных СМИ, заявленных в рекламе). Все эти факторы благоприятствуют возникновению конфликта при оказании медицинской помощи.

Однако и само по себе нарушение права пациента на предоставление информации является правонарушением в отношении которого законодательством предусмотрены санкции. Вот некоторые из них.

При оказании бесплатной медицинской помощи:

  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч. 2 Ст. 6.30 КоАП РФ);
  • Отсутствие информированности населения, является основанием для отказа (уменьшения) в оплате медицинской помощи медицинской организации ( Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 ).

При оказании платной медицинской помощи

  • Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, об исполнителе и о режиме его работы (ст. 14.8. КоАП РФ).
  • «Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков , причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков» (Ст. 12 Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)).
  • Невыполнение обязанностей об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ч.1 Ст. 6.30 КоАП РФ).

При этом необходимо не забывать, что действие Закона «О защите прав потребителей», в том числе в части прав на информацию, распространяется на случаи оказания пациенту бесплатной медицинской помощи.

Право пациента на получение сведений о состоянии здоровья

Многие граждане не знают, какими правами они обладают в сфере защиты здоровья. Характеристика основных прав граждан. Правой взгляд на сохранность информации, не подлежащей разглашению. Право пациента на информацию о своём здоровье и методах лечения закреплено законодательством РФ.

Условия реализации права

По правовому аспекту право пациента на информацию включает в себя:

  • обязанность государственных органов создать такие условия для людей, чтобы у них была возможность ознакомиться с документами, касающимися гражданских прав и свобод;
  • право в свободном порядке использовать законные способы сбора, передачи и распространения информации;
  • право знать, в каком состоянии находиться окружающая среда и в случае неблагоприятного воздействия на здоровье получить возмещение за ущерб;
  • ответственность государственных служащих в случае скрытия факторов, которые могут создать угрозу человеческому здоровью.

Если рассмотреть права и обязанности в сфере информирования о личных данных, то можно выделить следующие:

  • бесплатное получение информации, которая затрагивает сведения о другом человеке только, если это входит в обязанности;
  • получение сведений, которые касаются обработки его личных данных;
  • уточнения личных данных человека в тех случаях, когда информация устарела или она предоставлена не во всём объёме.
Читать еще:  Наследование накопительной части пенсии умершего наследование пенсионных накоплений умершего

Законодательные акты, которые действуют в сфере здравоохранительных отношений, устанавливают такие права людей:

  • право пациента на информацию о состоянии здоровья;
  • передавать сведения о своём состоянии здоровья другим выбранным лицам;
  • иметь разрешённый доступ к сведениям о своём здоровье, которые имеются у медицинского учреждения;
  • получение точной информации нужной для того чтобы предпринять меры по сохранению здоровья.

Последний пункт касается общих норм возможной опасности от работ, окружающей среды в населённом пункте, безопасности продуктов питания.

Информация, касающаяся обработки персональных данных пациента

Информацию о разрешении на обработку своих личных данных необходимо предоставлять только, если есть подобный запрос от должных лиц, имеющих такие полномочия.

Данный документ содержит:

  • ссылку на документ, который удостоверяет личность;
  • информацию, которой подтверждается законность и необходимость иметь доступ к личным данным;
  • роспись и дату заполнения документа.

Затребовать получить разрешение на обработку персональных данных может медицинское учреждение, страхования компания, например, для составления и вступления в действие полиса медицинского страхования. Все вопросы, связанные с получением личной информации о гражданах, регулируется статьями Закона РФ «О персональных данных».

Получение информации о состоянии своего здоровья, своих правах и обязанностях

Граждане, обратившиеся в больницу, имеют право на получение информации о состоянии здоровья. Также подобную информацию может получить лечащий врач, представитель страховщика и больницы. Если пациент хочет воспользоваться своим правом самостоятельно, ему нужно знать, какие у него есть при этом возможности.

К информационным правам можно отнести:

  • ознакомление с бумагами медицинского характера, выписками, справками, анализами, которые имеют сведения о его здоровье;
  • консультирование специалистов;
  • получение документов, в которых отражена информация о здоровье.

Случаи, когда врач должен проинформировать пациента о его здоровье:

  • пациент выбирает специалиста и больницу;
  • требуется разрешение пациента на проведение операции;
  • при лечении и обследовании.

По установленным правилам получать информацию может лицо, которое достигло пятнадцатилетнего возраста. Если лечение не дало результатов или это привело к тому, что пациент умер, о состоянии здоровья, которое привело к такому исходу, врач должен сообщить близким родственникам (например, мужу, жене).

Законодательные акты определяют следующий перечень обязанностей медицинского учреждения:

  1. Информирование представителем медицинского учреждения о деятельности организации, специализации, уровне квалификации сотрудников.
  2. Сообщать пациентам точные сведения о помощи, которая была оказана.
  3. Сообщать о том, какие были выбраны способы, методы для осуществления лечения.
  4. Информировать пациентов о наличии его права получить помощь по условиям действующего страхового полиса.
  5. Сообщать о медикаментах, материалах, товарах, которые обеспечат достойный уровень медицинских услуг и правильное оказание помощи.

Также пациент может обратиться к представителю больницы с целью узнать правила и условия результативного и не вызывающего опасность использования товаров.

Информация при предоставлении бесплатной медицинской помощи

Когда гражданину оказывается бесплатная медицинская помощь, сотрудники больницы должны сообщить:

  • порядок, правила и размер услуг, определяемых медицинским полисом;
  • полный перечень услуг, которые организация предоставляет;
  • виды предоставляемой медицинской помощи;
  • показатели качества услуг, которые оказываются пациенту.

Данные обязанности прописаны в Законе РФ «Об обязательном медицинском страховании» и Законе РФ «Об охране здоровья».

Страховые компании в процессе информирования граждан

Сопровождение и информирование пациенту должен оказать представитель страховой компании, с которой гражданин заключил договор.

Закон возлагает на страховую компанию следующие обязанности:

  • проинформировать обо всех правах и обязанностях при обращении в медицинское учреждение;
  • сообщить перечень больниц, которые оказывают помощь по действующему договору страхования в данном населённом пункте;
  • информировать какой вид помощи оказывает медицинская организация;
  • о нарушениях со стороны больницы, которые были выявлены ранее.

Прежде чем заключить договор со страховой компанией необходимо внимательно прочесть перечень ситуаций, за которые не предусмотрен полис.

Что нужно знать, когда предоставляются платные медицинские услуги

Когда гражданин обратился в медицинское учреждение с целью получить платную помощь, ему представитель организации обязан сообщить о следующих моментах:

  1. Наличие возможности получить требующуюся помощь в нужном объёме.
  2. Список услуг, которые оказываются на платной основе.
  3. Порядок внесения денежных средств за оказанные услуги.
  4. Условия, способы, порядок осуществления лечения.
  5. Информация о персонале медицинского центра (образование, квалификация, опыт работы).
  6. График работы медицинского центра.
  7. Режим работы специалистов, которые оказывают платные услуги.
  8. Сведения о том, на каком уровне находится его здоровье.
  9. Информация о медикаментах, которые будут применяться во время лечения.

К информации о медикаментах относится: срок пригодности, описание случаев запрета употребления и показания к применению. Уведомляя пациента о его состоянии здоровья нужно поставить в известность о результатах исследования, диагнозе.

Порядок обращения граждан и правила их рассмотрения медицинскими учреждениями

Граждане имеют право обратиться в медицинское учреждение при наличии таких оснований:

  • были нарушены сроки, которые установлены законом для оказания медпомощи или какой-то определённой услуги;
  • экстренная помощь была оказана не вовремя;
  • были истребованы документы, которые по законодательству не положено требовать;
  • было отказано в приёме документов, которые по законодательным нормам должны быть приняты для оказания медпомощи;
  • не было оказано медицинской помощи;
  • медпомощь была некачественная;
  • действие специалистов без соблюдения действующих норм законодательства;
  • пациент неудовлетворён решением, которое было принято в вопросе оказания медпомощи;
  • отсутствие внимания, этики, морально плохое отношение у специалиста медучреждения;
  • требования произвести оплату услуги, которая не входит в список платных.

Поступившие от граждан обращения должны быть зарегистрированы на протяжении одного дня. Если медучреждение не уполномочено давать ответ на обращение, ему нужно перенаправить запрос в соответствующий орган. Также об этом нужно сообщать заявителю. Если письменное обращение содержит вопросы, на которые ответы могут дать только другие компетентные органы им нужно направить копии заявления. Законом установлен двадцатидневный срок для рассмотрения и направления ответа. В тех случаях, когда требуется дополнительное время на изучение материалов или проведение определённых действий ответ допустимо направить через тридцать дней с момента обращения. При этом нужно сообщить заявителю о необходимости дополнительных мер.

Заявление, которое можно подать при наличии оснований должно содержать следующую информацию:

  • введение, наименование медучреждения или личные данные должностного лица;
  • личная информация о заявителе;
  • контактные данные (телефон, эмейл);
  • адрес, по которому придёт письменный ответ;
  • описание заявленных требований;
  • роспись и дату составления.

Заявитель может приложить сопутствующие бумаги. Также он имеет право отправить их на эмейл организации. Когда обращение подаёт третье лицо, нужно подтверждение актуальности его прав. Для этого следует оформить доверенность. Кроме этого, необходимо приложить документ, который удостоверяет его личность. Все поступившие обращения в обязательном порядке должны быть приняты.

Обращение может быть не принято, если в нём отсутствуют такие сведения:

  • личные данные заявителя (ФИО);
  • адрес.

Также обращение не принимается, когда в нём содержится информация о предстоящем противозаконном действии. Такой документ направляют в подразделения МВД.

К причинам отказа могут относиться следующие факторы:

  1. Текст заявления невозможно прочитать.
  2. Медучреждение не может дать ответ, потому что для этого нужно разглашать тайну.
  3. Обращение содержит требования и вопросы, на которые до этого момента медицинский центр предоставлял ответ.

Ещё одним основанием для отказа в приёме документов будет отсутствие бумаг, которые подтверждают полномочия представителя.

Ответственность

Когда человек не осведомлён о протекании лечения и о своём состоянии здоровья, его ожидания расходятся с реальностью. Если выполнять должным образом свои полномочия таких ситуаций может не возникнуть. Закон предусматривает санкции в отношении должных лиц, которые не предоставили информацию.

Так, если население не было проинформировано об услугах и их стоимости, пациенты могут требовать снижения размера платежа за оказанные услуги. Когда гражданин заключает договор на оказание платной медпомощи, но она ему не оказывается вовремя или больному не сообщили о лекарственных препаратах и других сопутствующих товарах для лечения, он может требовать возмещения убытков, которые были причинены из-за невыполнения условий договора. Также он может расторгнуть заключённый договор и потребовать вернуть деньги, которые были внесены. Если представителем государственных больниц не было уведомлено население о действие программы оказания бесплатной медицинской помощи, это может повлечь требования со стороны граждан возместить ущерб, который они получили из-за отсутствия сведений. Когда человеку отказывают в оказании медпомощи, специалиста можно привлечь к административной ответственности. В определённых случаях может наступить уголовная ответственность.

Примеры из практики

В суд с заявлением обратилась гражданка Мирошник А. В.. Она заявила, что медицинское учреждение передало сведения о её болезнях в органы соцзащиты и теперь для неё это проблема. Женщина не предоставляла разрешение на распространение информации. Во время судебного заседания представители больницы объяснили это тем, что опекались о здоровье истца и её будущего малыша. Они пошли на все методы и были за правдивость. Медицинская сестра больницы считает, что они выполняли свои обязанности. Выслушав стороны и рассмотрев доказательную базу, суд удовлетворил исковые требования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector