0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые апелляционные и кассационные суды с 2020 юридическая помощь

С 1 октября в системе судов общей юрисдикции заработают новые суды

1 октября 2019 года вступят в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Так, в системе судов общей юрисдикции появятся пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд. Как пояснил Председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, благодаря выделению апелляционной и кассационной инстанций в отдельные суды, действующие в пределах соответствующих судебных округов, рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции. Ожидается, что это позволит укрепить независимость судебной системы, снизить коррупционные риски и влияние региональных связей при отправлении правосудия.

Напомним, апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области) (п. 2.1-2.2 ст. 42 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ) .

Что касается изменений в области судопроизводства для судов общей юрисдикции, то Павел Крашенинников выделил в качестве ключевых следующие:

  • введение сплошной кассации, предполагающей рассмотрение каждой кассационной жалобы кассационным судом коллегиально;
  • предоставление возможности выступать представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел только лицам, имеющим высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности (за исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами);
  • расширение количества дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства (в т. ч. путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам: в гражданском процессе и по публично-правовым категориям дел сохранен старый ценовой порог упрощенного производства в размере 100 тыс. руб., в арбитражном процессе порог для ИП составит 400 тыс. руб., для юрлиц – 800 тыс. руб., также унифицировано приказное производство в Арбитражном процессуальном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе путем установления размера требований в пределах 500 тыс. руб.);
  • исключение подведомственности применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов и введение правила передачи дел по подсудности из одного суда в другой;
  • изменение порядка выдачи исполнительного листа (в гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета).

Сопутствующие корректировки внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, КоАП, в законодательство о военных судах. Они касаются правового статуса помощника судьи, обязательной аудиозаписи судебного заседания, а также автоматизированного распределения дел и т. д.

Новые апелляционные и кассационные суды с 2019

Осенью 2019 года произойдет разделение судов общей юрисдикции. Будут созданы отдельные новые суды для апелляционной и кассационной инстанций.

Апелляция – пересмотр уже вынесенного, но еще не вступившего в силу решения суда первой инстанции.
Кассация – пересмотр уже вступившего в силу решения суда, обычно после апелляции.

Сейчас в областных судах апелляционные и кассационные жалобы рассматривались одним и тем же судом. Конечно же судьи были разные, но из одного коллектива, сидящие в соседних кабинетах. Фактически Президиум пересматривал дела своего же областного суда.

После судебной реформы апелляционная и кассационная инстанции будут выведены в отдельные подразделения и будут рассматривать дела независимо друг от друга. Для этого к 1 октября 2019 года будут созданы 5 апелляционных судов и 9 кассационных судов общей юрисдикции.

Такая система разделения инстанций уже была проведена в 2003-2006 годах, когда после принятия Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“», был создан 21 новый арбитражный апелляционный суд.

Как изменится структура судов общей юрисдикции в сравнении с существующей системой арбитражных судов

Апелляционный суд общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции

Кассационный суд общей юрисдикции

Новые апелляционный и кассационный суды в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге будут расположены Второй апелляционный суд общей юрисдикции и Третий кассационный суд общей юрисдикции. Таким образом, апелляции и кассации по жалобам на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться в Санкт-Петербурге.

Новые апелляционные суды общей юрисдикции

Каждый новый апелляционный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 5 апелляционных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, апелляционного округа.

Читать еще:  Как получить справку об отсутствии судимости в 2020 году

Первый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Москва.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Белгородского областного суда, Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда, Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда, Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда, Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного суда, Тверского областного суда. Тульского областного суда, Ярославского областного суда, Московского городского суда.

Второй апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Санкт-Петербург

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

Третий апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Сочи, Краснодарский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики Северная Осетия — Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Нижний Новгород, Нижегородская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда Республики Татарстан (Татарстан), Верховного Суда Удмуртской Республики, Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда, Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда, Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.

Пятый апелляционный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Новосибирск, Новосибирская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Верховного Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда, Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда, Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области, суда Чукотского автономного округа.

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения апелляционных судов.

Новые кассационные суды общей юрисдикции

Каждый новый кассационный суд будет включать в себя Президиум и 3 коллегии:

  • Президиум суда
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам

Всего будет создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, каждый для своей территории, кассационного округа. Эти округи отличаются от округов апелляционных судов.

Апелляционный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Первый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Саратов, Саратовская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области.

Второй кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения — Москва

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Владимирской области, Ивановской области, Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тверской области, Ярославской области, города Москвы.

Третий кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Санкт-Петербург.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Краснодар, Краснодарский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Адыгея (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя.

Пятый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Пятигорск, Ставропольский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево- Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Ставропольского края.

Шестой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Самара, Самарская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской Республики, Чувашской Республики — Чувашии, Кировской области, Оренбургской области, Самарской области, Ульяновской области.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Челябинск, Челябинская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Пермского края, Курганской области, Свердловской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало- Ненецкого автономного округа.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Кемерово, Кемеровская область.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.

Читать еще:  Как правильно муж или супруг в документах

Девятый кассационный суд общей юрисдикции

Место постоянного расположения – Владивосток, Приморский край.

Рассматривает дела по жалобам на судебные акты следующих судов:

Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.

Для жителей отдаленных мест может быть образованы обособленные подразделения кассационных судов.

Кассационный суд также может проводить выездные судебные заседания в других населенных пунктах в пределах своего округа.

Новые кассационные и апелляционные суды! Что дальше? Опять — «Без изменения»!

Вот, собственно, с 1 октября и начали действовать новые Апелляционные и Кассационные суды общей юрисдикции. Власть в очередной раз показала своим гражданам, что заботится о них и всячески старается реформировать судебную систему, являющуюся гарантом прав и свобод гражданина.

И все вроде бы хорошо, долго нам рассказывали про будущую судебную реформу, всячески формируя ее благообразный вид в умах граждан, проявляя с самых высоких трибун «искреннюю» заботу о судьбе Россиян, но только при ближайшем рассмотрении новых судов, вера в положительные изменения в судебной системе касаемо рассмотрения ими уголовных дел постепенно сходит на нет!

Итак, судя по утверждениям инициаторов указанных изменений не единственной, но одной из основных проблем являлось сращение нижестоящих и вышестоящих судов по территориальному принципу.

Другими словами, судьи апелляционных и кассационных инстанций по уголовным делам находились в одном здании, были лично знакомы, плюс могли иметь товарищеские отношения, обеды, кофе, и так далее… что в свою очередь якобы мешало исходя из коллегиальных и товарищеских чувств кассационным коллегиям отменять или менять в лучшую для осужденных сторону решения суда первой инстанции и апелляции его поддержавшей.

И именно для его устранения необходимо потратить миллиарды бюджетных рублей сформировав с нуля 9 кассационных, 5 апелляционных и два военных суда, полностью оснастив их и запустив в работу.

Да уж, действительно других проблем у нас в судебной системе не существует! Судьи все независимы и решения выносят, руководствуясь исключительно законом и совестью, и самое главное, что судейское усмотрение у всех действует исключительно в пользу подсудимого и никак иначе!

Приговоры из обвинительных заключений не копируются, с теми же ошибками. Интересно кстати, кто судье флэшку с обвинительным заключением передает? Или помощники вручную с теми же ошибками набирают?

И прокурорское мнение по делу в условиях исключительного равноправия и состязательности сторон не имеет для судьи решающего значения, впрочем, также как и мнение председателя суда по общему принципу разрешения уголовных дел.

Судьи у нас в большинстве своем не выходцы из прокуратуры, следственных органов, и аппарата суда, идет постоянное обновление судебной системы – адвокаты, правозащитники, сторонние юристы далекие от правоохранительной системы.

И о каком обвинительном уклоне может идти речь, ведь менее 1% оправдательных приговоров это исключительно не доработка следствия, которое конечно же исключительно объективно, ну как действующий сотрудник полиции может говорить суду не правду? Невозможно такое, а вот подсудимый конечно же врет, выкручивается, уйти от наказания желает.

К тому же и с прокурором лучше не связываться, а то подаст представление в вышестоящий суд, приговор еще изменят, скажут не прав был судья, ну очень уж мягкий приговор. Того смотри в квалификационном чине понизят, а то и полномочия прекратят, еще и очередь на теплое судейское место длинная, из тех, кто не против системы.

И самое главное связки прокурор плюс суд в нашем государстве не существует, ну просто на дух друг друга не переносят, состязательность и независимость – идиллия, одним словом.

А вот то, что в одном здании каждый день друг друга видят, здороваются, в столовой судьи встречаются это действительно основа проблем всей судебной системы, которая требует немедленного решения, собственно, за наш с вами счет.

Ну да ладно! Посмотрим, что же на выходе.

А в результате мы получили тех же самых судей, из той же системы, которые, кстати, не все изменили регион своей работы. И что же среди них много представителей не судебной и правоохранительной системы спросите вы? Да нет, все те же лица, те же взгляды, те же подходы, а у большинства даже председатели судов на новом месте те же.

Вот оно новое веяние – судебная реформа с большой буквы за наши с вами деньги!

Интересно, может быть они теперь по-другому дела будут рассматривать, состязательность и прочее, ведь теперь в порядке сплошной кассации все жалобы подлежат непосредственному рассмотрению?

Вот почему-то ответ напрашивается не утешительный, ведь апелляция тоже все дела по существу рассматривает, да только как показывает практика абсолютно формально – две-три минуты в среднем на дело. Проходили уже.

Ведь была хорошая практика выборности судей гражданами, перед которыми они несли ответственность. Однако, данный вопрос в настоящее время всерьез не рассматривается, да и зачем! Ведь удобно на должность судьи поставить подконтрольного председателю суда человека, который будет полностью лоялен, и принимать решения в русле веяний власти.

Ну а уж председатели судов без одобрения Верховного суда не назначаются.

И вот недавно значимое событие, переизбрали бессменного председателя Верховного суда с 1987 года Вячеслава Лебедева, что, впрочем, не было неожиданностью.

Ведь как подчеркивал Владимир Путин, —

Читать еще:  Образец договора аренды салона красоты с оборудованием

«Трудно переоценить роль ВС в формировании единой судебной практики и продвижения ключевых судьбоносных реформ.».

Что наталкивает на мысль о том, что никаких существенных изменений в судебной системе, фактически укрепляющих независимость и беспристрастность судей с данным переизбранием, не произойдет. И ждать изменения судебной практики по уголовным делам в пользу подсудимых и осужденных не стоит.

И вот благая весточка, которая не могла не порадовать, — с 1 сентября 2019 года вместе с письменным протоколом судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций, включая предварительное слушание, а также при производстве вне суда отдельного судебного действия будет вестись аудиопротоколирование. Исключением являются закрытые судебные заседания.

И все хорошо, поправки в уголовно-процессуальный кодекс приняли, и знакомится с аудиопротоколом разрешили, даже замечания подавать, да вот только отсутствие аудиопротокола судебного заседания в материалах уголовного дела не влечет признание протокола судебного заседания недопустимым доказательством. И опять те же грабли.

И общее впечатление складывается такое что глубинные проблемы нашего уголовного судопроизводства никому реформировать не интересно, и так всех все устраивает. А вот показать гражданам что деятельность, не могу назвать это по-другому, в их интересах ведется обязательно надо. Ведь необходимо поддержать авторитет власти любой ценой!

Конечно, очень хотелось бы верить, что судебная реформа даст свои плоды и новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции действительно улучшат ситуацию с рассмотрением уголовных дел в нашей стране, а вновь назначенные судьи будут при принятии решений руководствоваться исключительно законом, совестью и презумпцией невиновности!

Новая кассация. Что изменится в порядке рассмотрения кассационных жалоб

12 сентября 2019 года Пленум Верховного Суда РФ окончательно утвердил дату начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции – 01 октября 2019 года.

Значительная удаленность судов от места проживания участников процесса должна компенсироваться возможностью их участия в рассмотрении жалоб посредством систем видеоконференц-связи.

Как это будет осуществляться на практике, пока непонятно, так же, как и неизвестно, будут ли какие-то улучшения для граждан в результате изменения порядка рассмотрения кассационных жалоб и введения процедуры сплошной кассации.

Новая кассация – суть изменений на примере уголовного процесса

До настоящего времени кассация по уголовному делу представляет собой практически неработающий механизм. Шансы на удовлетворение кассационной жалобы крайне малы.

Многие юристы и адвокаты ни разу не побывали в судебном заседании суда кассационной инстанции, поскольку доступ туда преграждает так называемый «судейский фильтр».

Его суть заключается в том, что сперва поступившую кассационную жалобу изучает один судья, который сам принимает решение – направлять жалобу на рассмотрение в судебное заседание кассационного суда или нет.

Этот фильтр высшая судебная инстанция назвала выборочной кассацией, которая означает, что кассационные жалобы по существу рассматриваются выборочно – только те, которые, по мнению судьи, содержат серьезные основания.

Суть изменений, которые заработают с 01 октября 2019 года, заключаются в том, что выборочная кассация будет существенно ограничена за счет появления сплошной кассации, которая будет работать в новых кассационных судах.

Сплошная кассация – что это такое?

Отныне кассационные жалобы будут передаваться в судебное заседание, минуя судейский фильтр. Вернее, судья-то по-прежнему останется, но он будет вынужден в любом случае направлять жалобу для рассмотрения по существу – при условии, что ее оформление будет соответствовать процессуальным требованиям.

Сама кассационная жалоба, несмотря на то, что она будет адресована в новый кассационный суд, должна будет подаваться через суд первой инстанции, чье решение обжалуется, — по аналогии с апелляцией. Этот суд будет выполнять формальные технические требования и направлять кассационную жалобу адресату.

В итоге при сплошной кассации судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы в любом случае состоится. Предполагается, что это повысит вероятность того, что доводы жалобы услышат.

Останется ли выборочная кассация?

Да, прежний порядок рассмотрения кассационных жалоб останется, но будет действовать ограниченно.

В таком порядке будут рассматриваться кассационные жалобы на промежуточные судебные акты, например, на постановление суда об избрании меры пресечения.

Кассационные жалобы на приговоры суда, вступившие в законную силу в срок до 01 октября 2019 года, тоже будут рассматриваться в старом порядке. Эти жалобы необходимо направлять напрямую в новые кассационные суды, исходя из установленной территориальной подсудности.

Плюсы и минусы новой кассации

Плюсы

Кассационные жалобы на новые приговоры суда будут рассматриваться непосредственно в судебных заседаниях, что дает осужденным второй шанс быть услышанными вышестоящим судом.

Минусы

1) Есть опасность формального рассмотрения жалоб – как и в апелляции. Не исключен «конвейер», при котором жалобы будут рассматриваться быстро, без тщательного изучения обстоятельств дела.

2) Удаленность судов кассационной инстанции повлечет для граждан дополнительные трудности и материальные затраты: транспортные расходы, оплата командировочных услуг адвокатов, поиск и привлечение в дело защитников, практикующих по месту нахождения кассационных судов.

При этом эффективность дистанционного участия граждан в судебных процессах весьма сомнительна, поскольку могут возникать технические проблемы связи, которые не позволят полноценно доносить доводы до судей.

3) Результативность рассмотрения жалоб от территориального разделения судов первой и кассационной инстанций не повысится.

В условиях жесткой централизации судебной системы, провозглашающей своей целью поддержание стабильности судебных решений, увеличение расстояния между судами не сделает судей более независимыми и беспристрастными.

Если вам потребуется помощь адвокатов, которые специализируются на составлении кассационных жалоб, обращайтесь на этот сайт

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector