0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2020

Морально психологическая подготовка сотрудников овд конспекты 2020

Морально-психологическая подготовка


правоохранительный мораль нравственность воспитание Раньше о морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили, понимая под ней нравственное воспитание. В последние годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих организационных форм и методики.

Морально-психологическая подготовка сотрудников

Особый, важный вид профессиональной подготовки персонала ПОО, основанный на применении современных интенсивных психолого-педагогических технологий.

Его цель – подготовка сотрудников к высокоморальному выполнению профессионального долга при осуществлении ПД. Ее психологическая цель — формирование и развитие у каждого сотрудника, военнослужащего ВВ морально-психологической подготовленности (см Морально-психологической подготовленность сотрудника, Структура и содержание морально-психологической подготовленности сотрудника ОВД).

К основным задачам МПП относятся: подготовка персонала к решению задач ПД в условиях построения в России современного цивилизованного, гуманного, демократического, правового общества; формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и Присяге; развитие морального сознания, морально-психологических качеств,

Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации (с изменениями на 29 ноября 2016 года)

(с изменениями на 29 ноября 2016 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: .

____________________________________________________________________ В соответствии с , утвержденного

, в целях формирования у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации высоких морально-психологических качеств личности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач -________________ Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1334, 2011, N 39, ст.5453, 2012, N 21, ст.2630, 2012, N 29, ст.4078.приказываю:1.

Утвердить прилагаемое Руководство по организации морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений,

Морально-психологическая подготовка личного состава ОВД Текст научной статьи по специальности «Психология»

курса или раздела «Основы организации и ведения информационно-психологического противоборства», рассчитанного на 16-20 часов.

Содержание этого курса, на наш взгляд, может быть таким: — способы анализа морально-психологической обстановки (социально-политический, национально-этнический, криминогенный и др.

аспекты) в районах операций, служебно-боевой деятельности и т.д.; — порядок отслеживания, сбора,’анализа и обобщения данных о возможностях противостоящих группировок и участников конфликта осуществлять информационно-психологическое воздействие на войска и население района выполнения служебно-боевых задач; — основы прогнозирования вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на войска и население района служебно-боевой деятельности; — порядок организации противодействия постоянному массированному-идеологическому,

Тема 1.

Психологические аспекты формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД

Факторы возникновения профессиональной деформации: 1 связанные со спецификой правоохранительной деятельности: — детальная правовая регламентация деятельности приводит к излишней формализации и бюрократизму; — наличие властных полномочий по отношению к гражданам может привести к злоупотреблению и необоснованному их использованию; — корпоративность деятельности может стать причиной возникновения психологической изоляции сотрудников и отчуждения от общества; — повышенная ответственность за результаты деятельности; — психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха; — экстремальность деятельности (выполнение профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.); — необходимость

Глава I. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Учебная литература по юридической психологии

Асямов С.В., Пулатов Ю.С.ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ СОТРУДНИКОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.Ташкент, 2002. Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.

Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Основные

Морально психологическая подготовка в овд приказ

27. Годовой отчет о результатах обучения сотрудников, состоянии учебно-материальной базы морально-психологической подготовки, качественном составе предусмотренных штатным расписанием сотрудников, организующих морально-психологическую подготовку, и другие необходимые сведения представляются ежегодно в срок до 20 декабря в установленном порядке: 27.1. Внимание Руководители (начальники) территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных

Юридическая библиотека для полицейских

Морально-психологическая подготовка необходима для формирования высоких морально-психологических качеств личности сотрудников ОВД, морально-психологической готовности к выполнению оперативно — служебных задач. Задачами морально-психологической подготовки являются разъяснение личному составу основ государственной политики в сфере правоохранительной деятельности, повышение интеллектуального уровня сотрудников, формирование у них морально-психологической готовности к выполнению служебных задач по борьбе с преступностью, защите жизни и здоровья, прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, соблюдению норм профессиональной этики, воспитание патриотизма, верности Присяге и служебному долгу.

Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД организовывается в соответствии с требованиями . Занятия по морально-психологической подготовке начинаются в феврале и заканчиваются в

Морально психологическая подготовка сотрудников овд

— — Проведенные исследования (Столяренко А.М., Волков А.А., Сапарин О.Е., наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помо-щью практических занятий и специальных тренировок позволя-ет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

Совершенствование и развитие навыков и умений ус-тановления психологического контакта с различными кате-гориями граждан. Деятельность сотрудника органов внутрен-них дел немыслима без постоянного общения с различными ка-тегориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозревае-мыми, подучетными и т.д.).

План конспекты по психологической подготовке

Выберите интересующий Вас конспект по теме учебного занятия, который хотите скачать в данной дисциплине. Также можете предложить новый конспект, который после проверки модераторами добавится в данный раздел на портале.

Психологическая подготовка

  • Ничего не найдено, попробуйте другой запрос.
  • Тема 1.1 Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса
  • Тема 2.2 Общение с жертвой в очаге ЧС
  • Тема 1.4 Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте
  • Тема 1.2 Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса
  • Тема 1.3 Планирование профессионального развития. Профессиональное становление
  • Тема 2.1 Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС
  • Тема 2.3 Острые стрессовые реакции. Работа с людьми с ОСР
  • Тема 2.4 Экстренная допсихологическая помощь при попытке суицида
  • Тема 2.5 Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей
  • Тема 2.6 Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов
  • Тема 3.1 Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций
  • Тема 3.2 Бесконфликтное общение. Конструктивное общение

Мы в социальных сетях

Подписаться

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы
быть в курсе новостей

  • Напишите нам

У нас Вы можете разместить рекламную статью о своих товарах или услугах. Статейный маркетинг за рубежом занимает 80% рынка продаж услуг и товаров. 8 из 10 предпринимателей осознают, что данный способ с перспективой получения прибыли годами (пока существует статья), отлично работает.

Сотрудничаем как с физическими, так и с юридическими лицами. Создание рекламной статьи Вы можете предоставить нам, либо выполнить это самостоятельно. Во втором случае возможна оговариваемая корректировка. Текст должен полностью раскрывать суть заголовка. Публикуем тематические тексты: обзоры оборудования, всё что связано с пожарной безопасностью, новинками техники и пожарно-технического вооружения и подобные тематики. Если у Вас другая тема, пишите нам и мы согласуем все моменты.

Посмотрите на примеры статей, которые вошли в ТОП-1-3 Яндекса по следующим запросам:

Статьи приносят не только трафик, но и прямую продажу товара.

Хотите узнать сколько стоит рекламная статья на нашем сайте и каковы условия? Какие еще виды рекламы доступны на страницах проекта?

Ознакомьтесь с ответами на свои вопросы, пройдя на страницу «Реклама на сайте». Рекламируйте товары и услуги эффективно. Отправьте на e-mail: firemanclub@mail.ru письмо с темой: «Публикация статьи» или «Реклама».

Сайт: https://fireman.club

Телефон: +7-982-75-65-865, Администрация проекта (Время для звонков 09:00-17:00 мск)

Электронная почта: firemanclub@mail.ru

Вкладка «Напишите нам» для отправки сообщения на email адрес.

Skype: fireman.club

Заметили ошибку или нестыковку на сайте? Появилась интересная идея? Есть сложности с добавлением материала? Пишите! Ваши замечания, мысли и проблемы не останутся без внимания. Хотите внести предложение, мы будем рады его выслушать.

Не выделяем какой-либо канал для обращений, главное, чтобы для Вас он оказался подходящим. Все участники нашей команды с большим вниманием относятся к получаемой обратной связи. Благодаря “обратной связи” от посетителей, на портале появились новые разделы, а старые стали удобнее и совершеннее.

Читать еще:  Куда и как пожаловаться на работу недобросовестного юриста

Если Ваш проект связан с пожарной охраной или МЧС, напишите нам. Мы разместим на него ссылку в этом блоке.

Являемся профессионалами своего дела. Поэтому нам доверяют участники и гости проекта. Останавливаться на достигнутом не собираемся, хотя уже сейчас есть чем гордиться. Чувствуем, что потенциала хватит на большие свершения. Мы подготовили небольшое интервью, из которого Вы узнаете с кем имеете дело.

– Что подтолкнуло Вас к созданию проекта «Клуб пожарных и спасателей»?

– Проблемы с поиском учебных материалов, связанных с пожарно-спасательной тематикой. Захотелось создать единый источник информации с логично оформленной структурой и удобный для изучения.

– За какие качества Вы друг друга цените?

– Адекватность, амбициозность, активность, воспитанность, добросовестность, идейность, надёжность и многие другие.

– Где трудитесь?

– В пожарной охране.

– Насколько профессиональные обязанности помогают Вам вести портал?

– Очень помогают, так как мы ориентируемся в том, что мы пишем и знаем тематику. Информация на сайте проверяется нами и модерируется с учётом происходящих изменений в структуре.

– Как вы решаете разногласия?

– В приоритете всегда пользователи, выбираем вариант, прежде всего, удобный для них. Ведь наш проект для людей. Как ни странно, за всё время разногласий почти не было. Есть лидер, который может всё грамотно объяснить и все останутся довольны.

– Каким вы видите свой проект через 10 лет?

– Проект самонаполняемый пользователями, авторы пишут статьи и выкладывают материалы. Очень много разделов, которые позволяют найти всю необходимую информацию, касающуюся пожарной безопасности и вопросов, связанных с прохождением службы в нашей структуре. Появление новых сервисов, мобильных приложений. Будем идти в ногу со временем.

– Чего бы хотели пожелать пользователям сайта Fireman.club?

– Не лениться и более активно участвовать в жизни проекта, так как никто кроме них не сделает его ещё лучше. Ведь каждым новым материалом, выложенным на странице проекта, пользователи помогают своему коллеге из другого региона, а может быть даже и другой страны. Аудитория проекта большая – Казахстан, Беларусь, Латвия, Литва, Украина и другие страны Европы. Иногда бывают посетители совсем из отдаленных континентов, которым просто интересно: «А как это у них там?».

Читайте О НАС подробнее по ссылке.

Сетевое издание «Fireman.club» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70136 от 16.06.2017. Полное, частичное использование материалов в соц. сетях, печати, ТВ и радио без индексируемой гиперссылки на fireman.club или без указания сайта как источника, а так же перепечатка материалов — запрещено! Иная правовая информация.

Copyright © 2015 — 2020
Клуб пожарных и спасателей

Морально-психологическая подготовка

О морально-психологической подготовке в правоохранительных органах говорили давно, понимая под ней в основном то же, что и нравственное воспитание. В последние же годы она стала развиваться как более четко очерченное направление мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих организационных форм и методики. В наиболее совершенном виде это особый раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры, предназначение которых — формирование профессиональной морально-психологической подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение своих задач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней и нормами. Психолого-педагогическая структура такой подготовленности включает:

моральные знания, взгляды и убеждения, образующие моральное сознание сотрудника, позволяющее ему правильно разбираться в моральных аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих прав и обязанностей;

морально-психологические установки и мотивы — внутренние силы, побуждающие стремление к постоянному и точному следованию требованиям моральных норм в любых юридических ситуациях;

морально-психологические умения и навыки характеризуют знание и желание сотрудника действовать грамотно в моральном и психологическом аспектах по отношению к гражданам и коллегам по работе;

морально-психологические привычки — не только знание и умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием, а по внутренней моральной потребности;

морально-психологическую устойчивость — качество, гарантирующее постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм при решении профессиональных задач; умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический настрой в любой служебной ситуации.

Таким образом, профессиональная морально-психологическая подготовленность — важная характеристика нравственной воспитанности, одновременно профессиональной обученности и настроя сотрудника. Это мораль, глубоко проникшая в его профессиональное сознание, «живущая» в нем, ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуют морально-психологической) и направляющая его поступки и действия.

Морально-психологическая подготовка (МПП) — комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.

Морально психологическая подготовка, имея общую основу для всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:

по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи;

по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.;

по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного органа. Например, в органах внутренних дел личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов дорожного движения, участковых инспекторов и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;

по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,

действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;

по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;

по должностному положению: всего личного состава и начальствующего состава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и вопросов, например: значение и сущность морально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительного органа; цели, задачи, содержание, организация и методика их морально-психологической подготовки; особенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность сотрудников, морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения, принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных служебных задач и действиям в экстремальных условиях и др.

Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, по существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической подготовленности. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и т.п. отражаются морально — психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические последствия.

Необходимость специального курса морально-психологической подготовки назрела давно, ибо, как показывает опыт, проведение нравственного воспитания и МПП по ходу службы, как бы «между делом», не обеспечивает полноценного достижения их целей: у сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются или находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям законности.

Курс морально-психологической подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно — с опытными, актуализироваться в связи с повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися недостатками в морально-психологической подготовке разных категорий сотрудников.

Читать еще:  Кто считается близким родственником по трудовому кодексу юридический ликбез

К методике занятий по морально-психологической подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние психологии, отношений к делу и людям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат лишь проповеди о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать от сознания как горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими занятиями и играми.

Основными элементами оптимальной методики занятий по морально-психологической подготовке сотрудников выступают:

сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в начале каждого занятия, а не на лекциях;

теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших место в жизни данного правоохранительного органа и сотрудников, обучающихся в группе, недавно или только что происшедших;

коллективная моральная проработка действий — предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;

активизация самооценки моральности своего поведения, действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своих морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов, навыков, привычек;

свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;

организация руководителем занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;

ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;

требование аргументированного морального обоснования обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;

коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок;

расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);

коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;

обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;

совместный поиск причин неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей его повышения;

обсуждение путей совершенствования своей морально-психологической подготовленности, морально-психологического климата и моральности профессиональных действий.

Главным методом проведения занятий выступает особый метод — метод ситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки, решения служебная или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео — или кинофильма, а также игровым розыгрышем на занятии. После ознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости событий. Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно и вырабатываются сообща или даются компромиссные оценки ситуации и практические выводы для обучающихся.

Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и метод «Я сам». Это метод индивидуального воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что он охватывает не только плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методических разработках, воплощенных в «Учебных книжках-памятках» (размером с записную книжку). Подготавливается несколько таких книжек, каждая из которых содержит правила поведения и посвящается отработке морально-корректного поведения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседе с гражданами, приеме граждан, допросе, поведение в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка поведения на службе и в быту (морально — психологические, отношения к службе и своим обязанностям, морально-психологические отношения к товарищам по службе, морально — психологические отношения к себе). Учебная книжка состоит из двух частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил поведения. Порядок использования методической разработки таков:

1) обучающимся разъясняются цели, задачи и дается подробный комментарий к методическим рекомендациям;

2) указывается на необходимость ежедневно, в начале рабочего дня, прочитывать методические рекомендации и руководствоваться ими при выполнении всех дел, а в конце дня анализировать свое поведение;

3) поступать так в течение недели (или большего установленного срока, но не дольше двух месяцев; повтор возможен после перерыва в несколько месяцев), при необходимости консультируясь с руководителем занятий, начальником или его заместителем по работе с личным составом; через неделю обобщить результаты своей работы и самостоятельно оценить их. Последнее делать с помощью листа самоконтроля — чистого листа бумаги с номерами правил в книжке, против каждого выставляется оценка: 5 — всегда выполнял правильно, 4 — как правило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 — порой делал ошибки в применении правила, 2 — часто поступал неправильно, 0 — в истекший срок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этим правилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, два раза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора и получения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередные сроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характере изменений в поведении сотрудника.

Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми — разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).

Полезно иметь сводный журнал, где на каждого сотрудника отводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с несколькими вертикальными графами для ряда оценок, выставляемых в разные строки. Эти данные используются во всей индивидуальной работе.

Особенности психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов

Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов

Всю психологическую подготовку сотрудников правоохранительных органов по поддержанию высокой степени готовности к профессиональной деятельности возможно разделить на три вида:

  • 1) морально-психологическую подготовку;
  • 2) профессионально-психологическую подготовку;
  • 3) профессиональную экстремально-психологическую подготовку.

Морально-психологическая подготовка — важный вид психологической подготовки сотрудников для всех без исключения подразделений и служб правоохранительных органов [1] .

Ее цель — формирование и развитие у каждого сотрудника морально-психологической подготовленности как необходимой составной части профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральным требованием правоохранительной деятельности, в наличии потребности и умении соразмерять и осуществлять свою деятельность по высоким моральным критериям. От уровня ее сформированности зависит отношение сотрудника к службе, к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологические знания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологические мотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности, ее сознания, психологии, профессиональной культуры и образованности.

Подход к организации и проведению морально-психологической подготовки (МПП) выражается в построении ее как целостного психолого-педагогического процесса и в разработке всех ее системных элементов: целей, задач, программ, направлений, условий, организации, форм, методики, обеспечения, способов контроля и оценки.

К основным задачам морально-психологической подготовки относятся:

  • • подготовка сотрудников к решению специфических задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российского общества к построению современного цивилизованного, правового общества;
  • • формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу, присяге;
  • • развитие морального самосознания, правосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей; профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;
  • • поддержание высокой бдительности, мобилизации, патриоти- чески-правового настроя сотрудников на противостояние преступникам и их пособникам, в том числе в информационно-пропагандистской сфере;
  • • своевременное информирование личного состава правоохранительных органов обо всех политико-экономических и правовых изменениях, происходящих и планируемых в государстве и мире, о возможном общественном резонансе общества на эти изменения;
  • • повышение ответственности руководителей всех уровней и исполнителей за принимаемые и реализуемые решения на всех участках борьбы с преступностью и при оказания социальной помощи гражданам;
  • • формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач;
  • • формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
  • • сплочение коллективов правоохранительных органов на основе моральных традиций, честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки, взаимозаменяемости, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, чести;
  • • повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и служебному предательству.
Читать еще:  Образец жалобы в прокуратуру на работодателя

Содержание морально-психологической подготовки определяется целью и задачами и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий. В общем виде в него входят разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника; морально-психологические аспекты решения профессиональных задач; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника с гражданами; морально-психологические вопросы поведения сотрудника в коллективе; морально-психологические особенности действий сотрудника в быту, основы здорового образа жизни; вопросы морали в службе и при работе над собой.

Как видно из целей, задач и содержания морально-психологической подготовки, это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер, а также характер профессионального и личностного роста, сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением.

Морально-психологическая подготовка, имея общую основу для всех сотрудников, дифференцируется и приспосабливается к частным задачам, образуя разные виды морально-психологической подготовки:

  • • по видам правоохранительной деятельности. Например, морально-психологическая подготовка органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, судебной системы, прокуратуры и др.;
  • • по специальностям. Например, морально-психологическая подготовка следственных подразделений, личного состава уголовного розыска по борьбе с общеуголовной преступностью, подразделений по борьбе с организованной преступностью, с террористическими актами, с государственными преступлениями, отрядов специального назначения и др.;
  • • по категориям личного состава морально-психологическая подготовка рядового, младшего, среднего, старшего начальствующего, инспекторского, командного, руководящего состава.

Такая дифференциация необходима. Например, особенности содержания морально-психологической подготовки начальствующего, командного и руководящего состава включают дополнительно такие вопросы:

  • • значение и сущность морально-психологической подготовленности руководителя;
  • • цели, задачи, содержание, организация и методика моральнопсихологической подготовки в правоохранительных органах;
  • • особенности формирования у подчиненных моральных убеждений, установок, ориентации, привычек, умений, навыков и качеств;
  • • морально-психологические факторы в управленческой деятельности руководителя;
  • • влияние различных стилей управления на морально-психо- логическую подготовленность подчиненных, морально-психо- логические последствия административно-командного стиля;
  • • морально-психологическое влияние на подчиненных особенностей личности руководителя, стиля и методов его работы, поведения, принимаемых решений;
  • • морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными;
  • • морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом;
  • • морально-психологические аспекты руководства профессиональной деятельностью персонала.

Достижение целей и решение задач морально-психологической подготовки возможно ее организацией и проведением по двум взаимосвязанным направлениям:

  • • морально-психологическая подготовка в процессе обучения;
  • • морально-психологическая подготовка в ходе службы и решения профессиональных задач.

Необходимость морально-психологической подготовки в ходе службы и решения профессиональных задач связана с общеизвестной истиной: человек воспитывается всей жизнью, его сознание определяется реальностями бытия. Поэтому следует так организовывать службу и деятельность, чтобы они формировали у каждого сотрудника правоохранительных органов нужные компоненты морально-психологической подготовки, а не наносили этому вред.

Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие, решение, успех или неуспех, происшествие, объявление поощрения и наказания, повышения по службе и т.п. отражаются на персонале. Надо предвидеть морально-психологические последствия, т.е. какие морально-психологические взгляды, ценности, установки, привычки, качества при этом складываются у персонала, укрепляются или ухудшаются, не допускать и устранять то, что действует отрицательно. Каждый руководитель должен понимать, что сильнейшее морально-психологическое воздействие на подчиненных оказывают: его личность и ее особенности; манера держаться, тон голоса, выражение лица; все элементы его повседневной деятельности; проявляемые в работе ответственность, самоотдача, добросовестность; манера поведения и отношение к подчиненным; стиль общения с подчиненными, выбираемые при этом слова и выражения; оценки, даваемые им подчиненным и их действиям; одобрения и критика, применяемые поощрения и наказания, их справедливость; поручения, даваемые подчиненным и условия для их выполнения; меры по обучению и помощи подчиненным, понимание их и испытываемых ими трудностей, дельные советы; забота о бытовых условиях, обеспечении всем положенным, уважении их прав и чувства личного достоинства и многое другое.

Надо понимать, что морально-психологическая подготовка не может быть эффективной, если обучающиеся в учебных группах только слышат правильные и возвышенные слова о морали. Одной риторикой тут не обойдешься. Формы занятий и методика их проведения по преимуществу должны быть практическими. Нельзя увлекаться лекциями, хотя совсем их исключать не стоит, предпочтение следует отдавать семинарам, дискуссиям, круглым столам, практикумам, тренингам и деловым играм.

Основными элементами оптимальной методики занятий должны выступать:

  • • диалогичность, обмен мнениями, суждениями, доказательствами, обоснованиями;
  • • свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым обучаемым;
  • • искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;
  • • ликвидация и профилактика формализма, показухи, скуки;
  • • требование аргументированного морального обоснования мнений, оценок, суждений;
  • • организация руководителем столкновения мнений участников занятия, анализа конкурирующих моральных мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;
  • • коллективный поиск всесторонне взвешенных и морально аргументированных решений, оценок;
  • • теснейшая связь занятий с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков;
  • • коллективная проработка предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучаемых действий;
  • • активизация самооценки моральности своего поведения, действий, решений, своих морально-психологических качеств, изменения навыков, привычек, взглядов;
  • • расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);
  • • коллективная разработка новых, профессионально специализированных моральных норм, обычаев, традиций для своего органа, службы, отделения, части, коллектива;
  • • обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
  • • совместный поиск ответов на причины неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в морально-психологической подготовке отдельных членов коллектива;
  • • обсуждение путей совершенствования морально-психологической подготовленности сотрудниками правоохранительных органов.

Главным методом проведения занятий должен выступать особый метод — метод ситуативного морального выбора «моральных дилемм», моральных казусов.

Суть его в том, что обучающимся сотрудникам предлагается заранее подготовленная ситуация, характерная наличием выраженного морального аспекта.

Такие ситуации могут предлагаться личному составу на занятиях в словесном виде, словесно с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео- или кинофильма, а также розыгрышем игровой ситуации при проведении занятия.

Подбирать ситуации следует так, чтобы они:

  • • имели непосредственное отношение к службе, правоохранительной деятельности, жизни личного состава;
  • • соответствовали проходимому этапу морально-психологической подготовки и изучаемой теме;
  • • характеризовались достаточно выраженным и доступным пониманию данной категорией обучаемых моральным аспектом.

После ознакомления с ситуацией обучающимся предлагается ответить на ряд (2—5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом и все больше углубляющихся в тонкости ситуации. Например: каков моральный смысл действий сотрудников? какова направленность их деятельности?

Организационное обеспечение морально-психологической подготовки предполагает регулярность занятий, их полную посещаемость, подбор руководителей занятий (лучше всего, если их проводит лично начальник, командир).

В комплекс мер методического обеспечения входят: наличие учебной литературы, удачно подобранные примеры из профессиональной деятельности, наличие книжек-памяток и листов самооценок, журналов посещаемости и контроля за работой с книжками- памятками.

  • [1] Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. С. 261—268.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector