0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли гит обязать работодателя выплатить зарплату

Трудовая инспекция сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате без суда. Госдума приняла такие поправки в первом чтении

Сейчас для взыскания с работодателя задолженности по зарплате и другим платежам работнику нужно обратиться в суд. Рассмотрение такого дела в суде может занять несколько месяцев. Также понадобится время на передачу исполнительного листа приставам или в банк. Правительство РФ предложило возложить на трудовую инспекцию полномочие взыскивать с работодателя долги по зарплате без суда. То есть инспектор труда сам вынесет постановление о взыскании с работодателя денег в пользу работника и передаст его приставам. Пакет законопроектов с такими поправками Госдума приняла в первом чтении.

На рассмотрении Госдумы находятся два правительственных законопроекта, в которых предлагается разрешить государственной инспекции труда взыскивать долги по заработной плате с работодателей без обращения в суд.

Один из них — законопроект № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Госдума приняла его в первом чтении 19.09.2019. В нем содержатся поправки в Трудовой кодекс, касающиеся новых полномочий трудовой инспекции.

Второй — это сопутствующий законопроект № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику“». В нем предусмотрена процедура исполнения решения инспектора труда о принудительном взыскании зарплаты с работодателя. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении 24.09.2019.

Как трудовая инспекция будет взыскивать долги с работодателей?

В законопроекте № 755304-7 предлагается наделить государственных инспекторов труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате денег работникам. Речь идет о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате и других выплатах, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Предполагается такой порядок взыскания: по результатам проверки (например, по жалобе работника) государственный инспектор труда выдаст работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы. Если работодатель не выполнит это предписание в предусмотренный в нем срок, то инспектор труда оформит решение о принудительном исполнении обязанности по выплате зарплаты. Такое решение он должен принять не позднее одного месяца после истечения указанного в предписании срока. А если работодатель обжаловал предписание в судебном порядке, то инспектор должен будет вынести решение не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания.

Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении одновременно является исполнительным документом. В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор должен будет направить его работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.

Затем инспектор труда направит это решение для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он должен будет это сделать по истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении, а в случае его обжалования — после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В решении государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате должны содержаться отметка о вручении решения работодателю и сведения о реквизитах банковского счета взыскателя.

На кого не будет распространяться упрощенный порядок?

Положения о праве трудовой инспекции взыскивать долги по зарплате самостоятельно не будут применяться по отношению к взысканию с банков зарплатной задолженности перед некоторыми банковскими работниками. В частности, перед теми, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров банка.

Как будет исполняться решение инспектора труда?

Предложенный законопроектом № 755318-7 порядок исполнения решения о принудительном исполнении предусматривает, что при наличии на счетах работодателя денег взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников. Аналогичный порядок взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам. При этом большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании данных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

В проекте предусмотрен такой порядок исполнения: пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. Одновременно он обязан запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов работодателя, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте. По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направит его в соответствующий банк или иную кредитную организацию.

Банк или иная кредитная организация должны будут незамедлительно перечислить деньги со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя. Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении будет окончено, если в течение двух месяцев на счетах работодателя не окажется денег. В этом случае пристав вынесет постановление об окончании исполнительного производства. Экземпляр этого постановления он направит в форме электронного документа инспектору труда.

Принять к сведению

Что уже сейчас грозит работодателям за невыплату зарплаты работникам?

Административная ответственность (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Работник может пожаловаться в Государственную инспекцию труда на задержку или невыплату зарплаты. В этом случае инспекция проведет внеплановую проверку и привлечет работодателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб.;

для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Если работодателя привлекают к ответственности за это нарушение не в первый раз, то должностным лицам будет грозить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, индивидуальным предпринимателям — штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ)

Если работодатель выплачивает зарплату не полностью (менее половины суммы) свыше трех месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то руководителю организации работодателю — физическому лицу, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации может грозить уголовная ответственность. В частности, штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Важно, что уголовная ответственность может наступить, только если будут доказательства корыстной или иной личной заинтересованности, например, того, что руководитель или иное лицо имели реальную финансовую возможность для выплаты или не имели такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Полная невыплата работнику зарплаты и других выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, может обернуться штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, то наказание — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление по этой статье, могут освободить от уголовной ответственности, если оно в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасит задолженность, а также уплатит проценты (выплатит денежную компенсацию) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Приостановление работы (ст. 142, 379 ТК РФ)

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы в исключительных случаях, например, если в трудовые обязанности работников входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения: энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом за ним сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Выплата компенсации (ст. 236 ТК РФ)

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Проценты должны быть не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Повышенный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Читать еще:  Положение о порядке проведения служебного расследования дтп

Банкротство работодателя

Работник вправе подать заявление в суд о банкротстве работодателя. Минимальный размер задолженности перед работником должен составлять не менее 300 000 руб., а продолжительность просрочки в выплате зарплаты — не менее трех месяцев. При этом работники имеют возможность объединить свои требования (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Взыскание невыплаченной зарплаты трудовой инспекцией: что изменят в ТК

Речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

Ответственность за невыплату зарплаты

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Полномочия контролеров

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

  • обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;
  • принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

  • предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294‑ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294‑ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294‑ФЗ.

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

– после истечения срока исполнения предписания;

– после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

То есть оно приравнивается к исполнительным листам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами, судебным приказам, нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам, и т. д. (ст. 12 Закона № 229‑ФЗ).

Таким образом, принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но невыплаченных сумм, причитающихся работникам, будет осуществляться судебными приставами на основании соответствующего решения инспектора ГИТ.

Работодателям такое нововведение, конечно, не понравится, поскольку получается, что решения ГИТ о принудительном списании денежных средств со счетов учреждений в счет не выплаченных работнику сумм уравниваются с актами судов. Принудительное изъятие денежных средств без решения суда является существенным ограничением прав работодателей. Куда лучше было бы, если бы в случае выявления в ходе проверки фактов задержки выплаты начисленной заработной платы документы, составленные по результатам контрольного мероприятия, являлись достаточным доказательством для обращения работника в суд.

Но законодатели считают, что возможность принудительно исполнять обязанность работодателя не дублирует полномочия судебных органов и призвана защитить работника, как наиболее слабую сторону в трудовых отношениях.

Принудительное взыскание невыплаченной зарплаты по решению ГИТ: перспективы

Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

Трудовое законодательство (как и любое другое) постоянно совершенствуется: законодатели уточняют отдельные моменты, вводят новые правила, актуализируют процедуры и т. д. В этой статье речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Данные изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

Читать еще:  Лучший табель учета рабочего времени в excel

Ответственность за невыплату зарплаты.

Обязанности любого работодателя закреплены в ст. 22 ТК РФ. Обеспечение работникам равной оплаты труда равной ценности и выплата в полном размере причитающейся работникам зарплаты в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, как основные обязанности прямо названы в данной норме. Это значит, что при контрольно-надзорных мероприятиях на своевременность и объем выплат всегда обращается внимание.

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Полномочия контролеров.

Защита права работника на своевременную и полную выплату зарплаты в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы осуществляется способами, предусмотренными трудовым законодательством, включая государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Однако действующие механизмы и инструменты обеспечения соблюдения трудового законодательства нуждаются в развитии и совершенствовании.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;

принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294-ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты.

Помимо наделения инспекторов полномочиями принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате работнику заработной платы, в законопроекте предлагается порядок, в соответствии с которым будет осуществляться принудительное взыскание с работодателя зарплаты и других сумм, причитающихся работнику.

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294-ФЗ.

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

после истечения срока исполнения предписания;

после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

Может ли трудовая инспекция обязать выплатить зарплату

Самое важное на тему: «Может ли трудовая инспекция обязать выплатить зарплату» с точки зрения профессионалов.

Если работодатель не выплатит деньги по предписанию трудовой инспекции — что делать дальше?

Работал с 22.12.2012 по 10.09.2013. Расчет при увольнении выдан 10 октября 2013, не выплачена компенсация при увольнении. Обратился в трудовую инспекцию, была проведена проверка, выдано предписание о выплате за все отработанное время сверхурочных часов, праздничных и ночных. Срок до 09.12.2013 г. Если работодатель не выплатит причитающиеся мне суммы в указанный срок, что мне делать дальше?

Ч.1 ст19.5 Кодекса об административных правонарушениях. Не исполнение в установленный срок законных предписаний государственных органов влечет за собой наложение штрафа на организацию в размере от 10 до 20 т р. К ответчственности привлекает труд инспекция. Так же Вы вправе обратится в суд за защитой своих трудовых прав. Заявление подается в районный суд по месту нахождения организации. Госпошлиной не облагается.

Здравствуйте! В вашей ситуации я посоветую Вам обратиться в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании заработной платы. Вынесенный судебный приказ (если он не будет обжалован работодателем) имеет силу исполнительного листа, с которым Вы можете обратиться в службу судебных приставов за принудительным взысканием указанных сумм.

Читать еще:  На какой период отстраняется от работы больной инфекционным заболеванием

Трудовая инспекция не выплата заработной платы

Краткое содержание

  • Заявление в трудовую инспекцию о не выплате заработной платы.

1. Заявление в трудовую инспекцию о не выплате заработной платы.

1.1. в произвольной форме (а также в прокуратуру можно)

2. Меня зовут Кристина скажите пожалуйста Я год назад уволилась с работы (там была у меня ежемесячно переработка, но по тарифу который прописан в законе ее не оплачивали, но и в суд я не обращалась, а сейчас узнала, что другие сотрудники которые работают ещё обратились и им выплатили через суд деньги за не правильное начисление заработной платы!) могу ли я обратиться в суд или в трудовую инспекцию чтоб мне выплатили деньги за переработку и выходные дни? Не смотря на то,что уволилась год назад?

2.1. Добрый день, срок исковой давности по трудовым спорам о взыскании зарплаты составляет 1 год, поэтому если у Вас прошел год с момента увольнения, то Вы можете обратиться в суд, но Вам необходимо будет доказать, что Вы не знали о нарушенном праве на дополнительную выплату. Если не докажите, то ответчик имеет право заявить о пропуске срока исковой давности и Вам откажут в исковых требованиях.

3. Работала на работе захотела уволиться При увольнении мне заставили подписать и под давлением руководителя бумажку о том что я претензий не имею по выплате заработной плате ну зарплату так и не выплатили ещё и всю недостачу хотят повесить, могу ли я обратиться в трудовую инспекцию? Работала не официально.

3.1. Если Вы работали неофициально, указанная Вами расписка является подтверждением трудовых отношений с работодателем. Можете обратиться в Госинспекцию труда.

4. Обратилась в трудовую инспекцию с жалобой на работодателя о невыплате заработной платы. Инспекция направила скан-копию акта проверки, но он абсолютно не читаемый. При обращении в инспекцию для разъяснения решения мне ответили, что решение принято в мою пользу и работодатель должен выплатить мне зарплату, но сроки не сообщают. Говорят, что эта информация предоставляется только нарушителю. Законны ли действия инспекции и должны ли они сообщать заявителю о сроках исправления нарушений.

4.1. Здравствуйте! Вам обязаны дать письменный ответ с указанием сроков исполнения нарушителем предписания трудовой инспекции о выплате зарплаты.

4.2. Вы вправе ознакомиться с материалами проверки по вашей жалобе, в том числе и с предписанием, вынесенным в отношении вашего работодателя.

4.3. ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда.
Они обязаны Вам предоставить письменный ответ по проверке.

4.4. Здравствуйте!
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённого Прикаом Минтруда России от 30.10.2012 N 354 н, информирование об исполнении государственной функции осуществляется Рострудом и его территориальными органами посредством:
-устного консультирования граждан об исполнении государственной функции должностными лицами Роструда и его территориальных органов на личном приеме и по справочным телефонам;
— письменного информирования граждан и организаций об исполнении государственной функции уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов на основании их обращений, в том числе поступивших по электронной почте.
Так что на законном основании можете обратиться в трудовую инспекцию, сославшись на указанный пункт Административного регламента, пусть предоставят Вам результат проверки.

5. Обратился в следственный комитет с заявлением на работодателя, о не выплате расчета при увольнении и задержки заработной платы за 3 месяца. Пришло извещение что дело передано в прокуратуру и вердикт они должны вынести до 17.12.2018. И оповестить меня. Жалобу на работодателя писал и следственный комитет и в трудовую инспекцию. 25 дней спустя нет никаких известий. Что делать в данном случае.

5.1. Обращайтесь в суд с иском о взыскании зарплаты. Госпошлину платить не надо. И не затягивайте, потому что, в соответствии со ст.392 ТК, срок обращения в суд — один год.

5.2. Здравствуйте! Жалобу на работодателя пишут в трудовую инспекцию, а в следственный комитет пишите заявление о возбуждении уголовного дела.

6. Мне не выплатили заработную плату, не показали зарплатную ведомость, платили серую з/п, сейчас после угроз, что я обращусь в прокуратуру и трудовую инспекцию, предложили прийти забрать трудовую книжку и получить компенсацию. Как правильно поступить в этой ситуации, что бы вскоре увидеть свою зарплату.

6.1. При серой ЗП, да еще и после угроз, скорее всего ЗП Вы больше не увидите.
Дальше варианты, которые зависят от того как Вы оформили свои отношения с работодателем и какие у Вас есть доказательства для подтверждения факта трудоустройства, допуска к работе, получения ЗП.

Как лучше поступить можно сказать только после ознакомления с договором и способами расчета с Вами (например выпиской по ПК, если ЗП падала на карту). Был ли учет рабочего времени и как Вы можете доказать факт работы у Вашего работодателя.

7. Не могу добиться выплаты заработной платы от работодателя. Официального трудового договора нет, из документов, подтверждающих мою деятельность, служебное удостоверение, копия табеля учета рабочего времени, копии деловых писем с моей подписью.
Каковы шансы вернуть зарплату через суд? Какие еще есть действенные меры воздействия на недобросовестного работодателя — трудовая инспекция, налоговая, прокуратура?

7.1. При наличии данных документов, думаю, у Вас есть шанс. Вам нужно обращаться в суд с иском об установлении факта трудовых отношений и взыскании денежных средств. Иск составляется по правилам ст. 131, 132 ГПК РФ. Советую Вам обратиться к юристу для грамотного составления иска.

7.2. Добрый день Гость, по сути вы сами ответили на свой вопрос, да трудовая инспекция поможет вам в решении вашей проблемы, достаточно обратиться к ним с юридически грамотно составленной жалобой (трудоустройство без договора, повлечет за собой баснословные штрафы для работодателя), та же история с прокуратурой.
Что касается суда, отсутствие трудового договора затруднит разбирательство, но не исключит его, обращайтесь в суд с иском об установлении факта трудовых отношений

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
ТК РФ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 16 ТК РФ

8. Я работал неофициально. Мне работодатель не выплатил полностью заработную плату. Куда мне обратиться если трудовая инспекция понимает плечами?

8.1. Здравствуйте. Если Вы работали неофициально, то куда бы Вы ни обратились — все будут пожимать плечами (это с их стороны честнее, чем обещать, что все Ваши проблемы будут решены написанием одного документа в прокуратуру (или) и обращением в Суд). С другой стороны — Ваш вопрос требует уточнений — например, какие у Вас на руках имеются письменные доказательств трудовых или гражданско-правовых взаимоотношений с «работодателем»?

Трудовая инспекция потребовала доплатить бывшему работнику

Недавно участники форума журнала «Главбух» решали, как начислять налоги в такой ситуации: по требованию трудовой инспекции компания вынуждена доплачивать своему бывшему сотруднику. Это обсуждение было признано одной из самых интересных тем форума.

Один из участников форума попросил коллег помочь в решении следующей проблемы. Сотрудница компании, уволившись, пожаловалась трудовым инспекторам: якобы ей необоснованно снизили заработную плату за последние пять месяцев. Ревизоры посчитали, что так оно и есть. В связи с этим они потребовали доплатить работнице зарплату и компенсацию за неиспользованный ею ранее отпуск.

Многие бухгалтеры сразу задались вопросом, как вообще лучше поступить компании: не раздувать конфликт и доплатить бывшей работнице либо попытаться оспорить решение трудовой инспекции в суде. Сошлись на том, что шансы выиграть подобное дело у компании невелики.

Другой вопрос — как учесть доначисленные выплаты при расчете основных налогов.

Что посоветовали на форуме

Один из участников форума — противник судебных разбирательств — предложил доплатить сотруднику добровольно. При этом он пояснил, что в таком случае со всех сумм необходимо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Тут же возник вопрос: а нужно ли к доначисленной заработной плате применять стандартные налоговые вычеты?

Бухгалтеры решили, что предоставлять стандартные в данной ситуации вычеты не следует. Ведь такие вычеты уже были предоставлены сотруднице — в тех месяцах, за которые оспаривается заработная плата. Теперь же компания лишь доплачивает за прошедший период. А дважды воспользоваться стандартными вычетами в одном и том же месяце нельзя.

А вот учитывать ли данные выплаты при исчислении налога на прибыль, собеседники сомневались. Их смущало, что деньги выдаются уже после увольнения. То есть когда трудовые или гражданско-правовые отношения завершены. А вдруг налоговые инспекторы при проверке заявят, что такие суммы уже не являются расходами на оплату труда?

В принципе, такой вывод можно сделать из статьи 255 Налогового кодекса РФ. Но в ходе обсуждения бухгалтеры решили, что списать данные выплаты все-таки можно. Доказать их обоснованность чиновникам из налоговой позволит решение трудовой инспекции.

В отношении же ЕСН коллеги пришли к единому мнению: такой налог нужно посчитать только с доначисленных сумм заработной платы. А доплаченная компенсация за неиспользованный отпуск в базу по ЕСН не включается.

Участники форума рассмотрели и альтернативный вариант: заплатить уволенной сотруднице, только если решение трудовиков одобрит суд. В этой ситуации проблем с налогом на доходы физлиц не будет.

Дело в том, что в решении суда указывают не только причитающиеся с компании суммы, но и налоги, которые нужно удержать. Один из коллег тут же привел ссылку на недавнее постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2009 г. № А42-5557/2008. Этот документ помог участникам форума установить, что если зарплату выдают по решению суда, то удерживать с нее НДФЛ не надо.

Участники форума правы: налоговые последствия будут различаться в зависимости от того, стала ли компания оспаривать решение трудовой инспекции в суде.

Компания не стала оспаривать решение трудовой инспекции в суде

Практически все выводы участников форума оказались правильными.

НДФЛ. С доначисленных сумм компании придется удержать НДФЛ и уплатить его в бюджет. Основание — статья 226 Налогового кодекса РФ. Она обязывает организацию, которая выплачивает доход физическому лицу, начислить НДФЛ.

Исключений для случая, когда бывший работодатель расплачивается с сотрудником по решению трудовой комиссии, законодательство не делает. Ведь у компании, как у налогового агента, есть возможность удержать нужную сумму. Такие выводы подтверждает и арбитражная практика. Примером может послужить постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу № А55-7773/2005.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector