0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Может ли трудовая инспекция обязать выплатить зарплату

Трудовая инспекция сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате без суда. Госдума приняла такие поправки в первом чтении

Сейчас для взыскания с работодателя задолженности по зарплате и другим платежам работнику нужно обратиться в суд. Рассмотрение такого дела в суде может занять несколько месяцев. Также понадобится время на передачу исполнительного листа приставам или в банк. Правительство РФ предложило возложить на трудовую инспекцию полномочие взыскивать с работодателя долги по зарплате без суда. То есть инспектор труда сам вынесет постановление о взыскании с работодателя денег в пользу работника и передаст его приставам. Пакет законопроектов с такими поправками Госдума приняла в первом чтении.

На рассмотрении Госдумы находятся два правительственных законопроекта, в которых предлагается разрешить государственной инспекции труда взыскивать долги по заработной плате с работодателей без обращения в суд.

Один из них — законопроект № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Госдума приняла его в первом чтении 19.09.2019. В нем содержатся поправки в Трудовой кодекс, касающиеся новых полномочий трудовой инспекции.

Второй — это сопутствующий законопроект № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику“». В нем предусмотрена процедура исполнения решения инспектора труда о принудительном взыскании зарплаты с работодателя. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении 24.09.2019.

Как трудовая инспекция будет взыскивать долги с работодателей?

В законопроекте № 755304-7 предлагается наделить государственных инспекторов труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате денег работникам. Речь идет о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате и других выплатах, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Предполагается такой порядок взыскания: по результатам проверки (например, по жалобе работника) государственный инспектор труда выдаст работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы. Если работодатель не выполнит это предписание в предусмотренный в нем срок, то инспектор труда оформит решение о принудительном исполнении обязанности по выплате зарплаты. Такое решение он должен принять не позднее одного месяца после истечения указанного в предписании срока. А если работодатель обжаловал предписание в судебном порядке, то инспектор должен будет вынести решение не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания.

Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении одновременно является исполнительным документом. В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор должен будет направить его работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.

Затем инспектор труда направит это решение для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он должен будет это сделать по истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении, а в случае его обжалования — после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В решении государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате должны содержаться отметка о вручении решения работодателю и сведения о реквизитах банковского счета взыскателя.

На кого не будет распространяться упрощенный порядок?

Положения о праве трудовой инспекции взыскивать долги по зарплате самостоятельно не будут применяться по отношению к взысканию с банков зарплатной задолженности перед некоторыми банковскими работниками. В частности, перед теми, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров банка.

Как будет исполняться решение инспектора труда?

Предложенный законопроектом № 755318-7 порядок исполнения решения о принудительном исполнении предусматривает, что при наличии на счетах работодателя денег взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников. Аналогичный порядок взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам. При этом большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании данных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

В проекте предусмотрен такой порядок исполнения: пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. Одновременно он обязан запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов работодателя, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте. По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направит его в соответствующий банк или иную кредитную организацию.

Банк или иная кредитная организация должны будут незамедлительно перечислить деньги со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя. Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении будет окончено, если в течение двух месяцев на счетах работодателя не окажется денег. В этом случае пристав вынесет постановление об окончании исполнительного производства. Экземпляр этого постановления он направит в форме электронного документа инспектору труда.

Принять к сведению

Что уже сейчас грозит работодателям за невыплату зарплаты работникам?

Административная ответственность (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Работник может пожаловаться в Государственную инспекцию труда на задержку или невыплату зарплаты. В этом случае инспекция проведет внеплановую проверку и привлечет работодателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб.;

для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Если работодателя привлекают к ответственности за это нарушение не в первый раз, то должностным лицам будет грозить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, индивидуальным предпринимателям — штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ)

Если работодатель выплачивает зарплату не полностью (менее половины суммы) свыше трех месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то руководителю организации работодателю — физическому лицу, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации может грозить уголовная ответственность. В частности, штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Важно, что уголовная ответственность может наступить, только если будут доказательства корыстной или иной личной заинтересованности, например, того, что руководитель или иное лицо имели реальную финансовую возможность для выплаты или не имели такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Полная невыплата работнику зарплаты и других выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, может обернуться штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, то наказание — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление по этой статье, могут освободить от уголовной ответственности, если оно в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасит задолженность, а также уплатит проценты (выплатит денежную компенсацию) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Приостановление работы (ст. 142, 379 ТК РФ)

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы в исключительных случаях, например, если в трудовые обязанности работников входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения: энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом за ним сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Читать еще:  Перерыв на работе правило предоставления по трудовому кодексу

Выплата компенсации (ст. 236 ТК РФ)

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Проценты должны быть не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Повышенный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Банкротство работодателя

Работник вправе подать заявление в суд о банкротстве работодателя. Минимальный размер задолженности перед работником должен составлять не менее 300 000 руб., а продолжительность просрочки в выплате зарплаты — не менее трех месяцев. При этом работники имеют возможность объединить свои требования (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Взыскание невыплаченной зарплаты трудовой инспекцией: что изменят в ТК

Речь пойдет о готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Изменения направлены на совершенствование механизма обеспечения своевременности и полноты выплаты зарплаты работникам.

Ответственность за невыплату зарплаты

За нарушение правил выплаты зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику, предусмотрена ответственность:

ст. 236 ТК РФ – материальная. Напомним, что за нарушение срока выплат работодатель обязан выплатить их с уплатой денежной компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Если в срок зарплата выплачена, но не полностью, размер денежной компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя;

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ – административная. В частности, данной нормой предусмотрен штраф за невыплату или неполную выплату в срок зарплаты, а также установление ее в размере менее МРОТ: руководителям учреждений грозит штраф в сумме до 20 000 руб., а учреждениям – до 50 000 руб. Причем, если будет выявлен повторный факт совершения таких правонарушений, штрафы будут посерьезнее – до 30 000 руб. и до 100 000 руб. соответственно (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ);

ст. 145.1 УК РФ – уголовная. Если будет установлено, что руководитель организации не выплачивал зарплату частично свыше трех месяцев, он будет оштрафован на сумму до 120 000 руб. либо наказан иным способом – лишением права занимать определенные должности, принудительными работами либо лишением свободы. А вот если руководитель полностью не выплачивает зарплату более двух месяцев или платит работникам зарплату менее МРОТ, он будет оштрафован на сумму от 100 000 до 500 000 руб. или к нему будет применено одно из перечисленных выше наказаний – принудительные работы и т. д.

Как видим, ответственность достаточно серьезная. Но это не мешает некоторым руководителям и задерживать зарплату, и выплачивать ее не в полном объеме. Это подтверждается статистическими данными. Так, на 01.11.2017 суммарная задолженность по заработной плате составила 3,5 млрд руб. и по сравнению с 01.10.2017 увеличилась на 118 млн руб. (на 3,5 %).

Поскольку работник в трудовых отношениях представляет более слабую сторону, государство должно обеспечивать надлежащую защиту прав и интересов. Поэтому сейчас рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (по вопросам совершенствования механизмов обеспечения свое­временности и полноты выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». В чем же его суть?

Полномочия контролеров

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляет федеральная инспекция труда, состоящая из федерального органа исполнительной власти (Роструда) и его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ).

Полномочия федеральной инспекции названы в ст. 356 ТК РФ. В законопроекте предлагается расширить круг таких полномочий и добавить в них организацию и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. В числе таких мероприятий федеральной инспекции труда законопроектом предусматривается:

  • обеспечение размещения на официальном сайте в Интернете перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительная работа в средствах массовой информации и иными способами;
  • принятие мер по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Кроме этого, законодатели решили чуть расширить права государственных инспекторов труда. Их основные права перечислены в ст. 357 ТК РФ. Именно в нее и планируется добавить положения о том, что инспекторы вправе будут не только предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, направлять в суды требования о ликвидации организаций, запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты и т. д., но и:

  • предостерегать о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Также в законопроекте предлагается предоставить право инспектору, в случае обнаружения в ходе внеплановой проверки любых нарушений норм по оплате труда хотя бы по одному работнику предприятия, затребовать у работодателя представления документов и информации по всем работникам данного работодателя.

Напомним, что основными документами, которыми регламентируется порядок проведения проверок, являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294‑ФЗ) и Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

Кроме того, порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определен ст. 360 ТК РФ. Именно в нее и будут внесены коррективы относительно прав инспектора при внеплановой проверке.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, утверждаемых органами контроля, которые согласовываются с прокуратурой и до 31 декабря текущего года размещаются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в Интернете.

Такие проверки проводятся не более одного раза в три года. Есть, конечно, исключения из этого правила. Например, в отношении организаций, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, плановые проверки могут проводиться два раза и более в три года.

Согласно ст. 9 Закона № 294‑ФЗ о плановой проверке работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным ст. 360 ТК РФ и п. 10 Постановления № 875, например, на основании поступления в ГИТ обращений и заявлений граждан. О проведении такой проверки работодатель уведомляется не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (ст. 10 Закона № 294‑ФЗ).

Внеплановая выездная проверка по обращениям и заявлениям граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, СМИ может быть проведена незамедлительно. При этом предварительное уведомление работодателя о проведении проверки по данному основанию, а также по заявлению работника о нарушении его трудовых прав не допускается (ст. 360 ТК РФ).

Порядок принудительного исполнения обязанности по выплате зарплаты

Для этого в проекте предложено ввести в ТК РФ новую ст. 360. Как же будет осуществляться такое взыскание?

Инспектор ГИТ при проведении контрольно-надзорного мероприятия, в случае выявления нарушений в оплате труда в части сроков или объема выплат, должен будет выдать предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы или других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Напомним, что такая обязанность установлена ст. 17 Закона № 294‑ФЗ.

Отметим, что инспектор ГИТ обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению. Если будет установлено, что работодатель не выполнил в установленный срок законное предписание инспектора об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, связанных с выплатой работнику зарплаты или других выплат, инспектор может принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику сумм, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Законопроектом предусматривается условие, когда решение о принудительном исполнении не принимается. Так, если между работником и работодателем заключено соглашение о реструктуризации на срок не более двух месяцев выявленной задолженности по заработной плате или другим выплатам, государственный инспектор вправе не выдавать соответствующего решения.

В какие сроки может быть принято решение о принудительном исполнении? Такое решение может быть принято государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании на устранение нарушений, и при отсутствии сведений о его исполнении. Принять решение о принудительном исполнении можно не позднее одного месяца:

– после истечения срока исполнения предписания;

– после вступления судебного решения в законную силу, если работодатель обжаловал решение инспектора.

Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется печатью соответствующей территориальной инспекции. Копия решения в течение трех рабочих дней после дня его принятия направляется работодателю.

Читать еще:  Можно ли в работать официально в декрете

Работодатель, не согласный с решением о принудительном исполнении, вправе будет оспорить его в течение 10 дней со дня получения в установленном порядке в суде.

Обратим внимание на исполнение решения, принятого инспектором. Согласно предложениям законодателей решение о принудительном исполнении является исполнительным документом.

То есть оно приравнивается к исполнительным листам, выдаваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами, судебным приказам, нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов, удостоверениям, выдаваемым комиссиями по трудовым спорам, и т. д. (ст. 12 Закона № 229‑ФЗ).

Таким образом, принудительное исполнение работодателем обязанности по выплате начисленных, но невыплаченных сумм, причитающихся работникам, будет осуществляться судебными приставами на основании соответствующего решения инспектора ГИТ.

Работодателям такое нововведение, конечно, не понравится, поскольку получается, что решения ГИТ о принудительном списании денежных средств со счетов учреждений в счет не выплаченных работнику сумм уравниваются с актами судов. Принудительное изъятие денежных средств без решения суда является существенным ограничением прав работодателей. Куда лучше было бы, если бы в случае выявления в ходе проверки фактов задержки выплаты начисленной заработной платы документы, составленные по результатам контрольного мероприятия, являлись достаточным доказательством для обращения работника в суд.

Но законодатели считают, что возможность принудительно исполнять обязанность работодателя не дублирует полномочия судебных органов и призвана защитить работника, как наиболее слабую сторону в трудовых отношениях.

Трудовая инспекция потребовала доплатить бывшему работнику

Недавно участники форума журнала «Главбух» решали, как начислять налоги в такой ситуации: по требованию трудовой инспекции компания вынуждена доплачивать своему бывшему сотруднику. Это обсуждение было признано одной из самых интересных тем форума.

Один из участников форума попросил коллег помочь в решении следующей проблемы. Сотрудница компании, уволившись, пожаловалась трудовым инспекторам: якобы ей необоснованно снизили заработную плату за последние пять месяцев. Ревизоры посчитали, что так оно и есть. В связи с этим они потребовали доплатить работнице зарплату и компенсацию за неиспользованный ею ранее отпуск.

Многие бухгалтеры сразу задались вопросом, как вообще лучше поступить компании: не раздувать конфликт и доплатить бывшей работнице либо попытаться оспорить решение трудовой инспекции в суде. Сошлись на том, что шансы выиграть подобное дело у компании невелики.

Другой вопрос — как учесть доначисленные выплаты при расчете основных налогов.

Что посоветовали на форуме

Один из участников форума — противник судебных разбирательств — предложил доплатить сотруднику добровольно. При этом он пояснил, что в таком случае со всех сумм необходимо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Тут же возник вопрос: а нужно ли к доначисленной заработной плате применять стандартные налоговые вычеты?

Бухгалтеры решили, что предоставлять стандартные в данной ситуации вычеты не следует. Ведь такие вычеты уже были предоставлены сотруднице — в тех месяцах, за которые оспаривается заработная плата. Теперь же компания лишь доплачивает за прошедший период. А дважды воспользоваться стандартными вычетами в одном и том же месяце нельзя.

А вот учитывать ли данные выплаты при исчислении налога на прибыль, собеседники сомневались. Их смущало, что деньги выдаются уже после увольнения. То есть когда трудовые или гражданско-правовые отношения завершены. А вдруг налоговые инспекторы при проверке заявят, что такие суммы уже не являются расходами на оплату труда?

В принципе, такой вывод можно сделать из статьи 255 Налогового кодекса РФ. Но в ходе обсуждения бухгалтеры решили, что списать данные выплаты все-таки можно. Доказать их обоснованность чиновникам из налоговой позволит решение трудовой инспекции.

В отношении же ЕСН коллеги пришли к единому мнению: такой налог нужно посчитать только с доначисленных сумм заработной платы. А доплаченная компенсация за неиспользованный отпуск в базу по ЕСН не включается.

Участники форума рассмотрели и альтернативный вариант: заплатить уволенной сотруднице, только если решение трудовиков одобрит суд. В этой ситуации проблем с налогом на доходы физлиц не будет.

Дело в том, что в решении суда указывают не только причитающиеся с компании суммы, но и налоги, которые нужно удержать. Один из коллег тут же привел ссылку на недавнее постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2009 г. № А42-5557/2008. Этот документ помог участникам форума установить, что если зарплату выдают по решению суда, то удерживать с нее НДФЛ не надо.

Участники форума правы: налоговые последствия будут различаться в зависимости от того, стала ли компания оспаривать решение трудовой инспекции в суде.

Компания не стала оспаривать решение трудовой инспекции в суде

Практически все выводы участников форума оказались правильными.

НДФЛ. С доначисленных сумм компании придется удержать НДФЛ и уплатить его в бюджет. Основание — статья 226 Налогового кодекса РФ. Она обязывает организацию, которая выплачивает доход физическому лицу, начислить НДФЛ.

Исключений для случая, когда бывший работодатель расплачивается с сотрудником по решению трудовой комиссии, законодательство не делает. Ведь у компании, как у налогового агента, есть возможность удержать нужную сумму. Такие выводы подтверждает и арбитражная практика. Примером может послужить постановление ФАС Поволжского округа от 3 марта 2006 г. по делу № А55-7773/2005.

В отношении стандартных налоговых вычетов бухгалтеры также рассуждали верно. Дважды предоставлять один вид вычета за один и тот же период нельзя. Это следует из положений статьи 218 Налогового кодекса РФ.

Налог на прибыль. Суммы, которые доначислили трудовые инспекторы, бухгалтер вправе учесть в расходах при расчете налога на прибыль. Здесь основанием будут пункты 1 и 8 статьи 255 Налогового кодекса РФ.

ЕСН и пенсионные взносы. С суммы компенсации за неиспользованный отпуск платить ЕСН не нужно. Тут действуют нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ. Соответственно, если нет базы для ЕСН, то и пенсионные взносы начислять не требуется. А вот с доплаченного оклада необходимо исчислить и единый социальный налог (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ), и взносы в Пенсионный фонд (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Компания судилась, но решение было вынесено в пользу бывшего работника

Теперь посмотрим, как учесть при налогообложении выплаты, которые причитаются бывшему работнику компании по исполнительному листу.

НДФЛ. Здесь действует такое правило. Если организация проиграла спор, она обязана выдать бывшему работнику именно ту сумму, которая указана в судебном предписании. Не меньше. Такое требование предъявлено в пункте 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Чиновники Минфина России также подчеркивают это в своем письме от 8 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/85. Они разъяснили: если суд не разделил сумму на части (одна для сотрудника, другая — для бюджета), то удерживать НДФЛ не нужно.

Но тогда в инспекцию необходимо в произвольной форме сообщить о том, что невозможно удержать налог, сумма которого указана в справке 2-НДФЛ. Это сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Таким образом, ответственность по уплате НДФЛ в бюджет ложится уже на плечи бывшего работника. Компания при этом выполнит свои обязательства налогового агента, проинформировав инспекторов о выплаченном доходе. И исполнит решение суда. В итоге повода оштрафовать компанию у проверяющих не будет.

К тому же, когда суммы взыскиваются через службу судебных приставов, у компании просто нет фактической возможности удержать налог и перечислить его в бюджет. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2009 г. № А42-5557/2008, которое привели участники форума в качестве примера, подтверждает данную позицию.

Налог на прибыль. Суммы, которые организация обязана выплатить на основании решения суда, относят к внереализационным расходам. Компания, доплачивая бывшему сотруднику, фактически возмещает ему причиненный материальный ущерб (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

ЕСН и пенсионные взносы. Сразу скажем, что с любых сумм, взысканных с компании по решению суда, начислять единый социальный налог и взносы на обязательное пенсионное страхование не требуется. ЕСН облагаются лишь те суммы, которые поступили человеку непосредственно от налогоплательщика. То есть прямо со счета компании. Это отмечено в пункте 1 статьи 236 и в пункте 1 статьи 237 Налогового кодекса РФ.

А бывший работник, взыскавший спорные суммы в судебном порядке, получает деньги через счет служебных приставов. Компания ничего не выплачивает ему напрямую, поэтому она не должна перечислять налог. В частности, такую позицию поддержали судьи ФАС Московского округа в постановлении от 8 декабря 2008 г. № КА-А40/11341-08.

В отношении пенсионных взносов можно сделать аналогичный вывод. Ведь они рассчитываются исходя из налоговой базы по ЕСН (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

Трудовая инспекция сможет взыскивать с работодателей долги по зарплате без суда. Госдума приняла такие поправки в первом чтении

Сейчас для взыскания с работодателя задолженности по зарплате и другим платежам работнику нужно обратиться в суд. Рассмотрение такого дела в суде может занять несколько месяцев. Также понадобится время на передачу исполнительного листа приставам или в банк. Правительство РФ предложило возложить на трудовую инспекцию полномочие взыскивать с работодателя долги по зарплате без суда. То есть инспектор труда сам вынесет постановление о взыскании с работодателя денег в пользу работника и передаст его приставам. Пакет законопроектов с такими поправками Госдума приняла в первом чтении.

На рассмотрении Госдумы находятся два правительственных законопроекта, в которых предлагается разрешить государственной инспекции труда взыскивать долги по заработной плате с работодателей без обращения в суд.

Один из них — законопроект № 755304-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику». Госдума приняла его в первом чтении 19.09.2019. В нем содержатся поправки в Трудовой кодекс, касающиеся новых полномочий трудовой инспекции.

Второй — это сопутствующий законопроект № 755318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику“». В нем предусмотрена процедура исполнения решения инспектора труда о принудительном взыскании зарплаты с работодателя. Госдума приняла этот законопроект в первом чтении 24.09.2019.

Читать еще:  Оплачиваемые отгулы за ранее отработанное время как начислить в 1с

Как трудовая инспекция будет взыскивать долги с работодателей?

В законопроекте № 755304-7 предлагается наделить государственных инспекторов труда полномочиями по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате денег работникам. Речь идет о начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате и других выплатах, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Предполагается такой порядок взыскания: по результатам проверки (например, по жалобе работника) государственный инспектор труда выдаст работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы. Если работодатель не выполнит это предписание в предусмотренный в нем срок, то инспектор труда оформит решение о принудительном исполнении обязанности по выплате зарплаты. Такое решение он должен принять не позднее одного месяца после истечения указанного в предписании срока. А если работодатель обжаловал предписание в судебном порядке, то инспектор должен будет вынести решение не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания.

Решение государственного инспектора труда о принудительном исполнении одновременно является исполнительным документом. В течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения инспектор должен будет направить его работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатель вправе в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.

Затем инспектор труда направит это решение для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Он должен будет это сделать по истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении, а в случае его обжалования — после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

В решении государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате должны содержаться отметка о вручении решения работодателю и сведения о реквизитах банковского счета взыскателя.

На кого не будет распространяться упрощенный порядок?

Положения о праве трудовой инспекции взыскивать долги по зарплате самостоятельно не будут применяться по отношению к взысканию с банков зарплатной задолженности перед некоторыми банковскими работниками. В частности, перед теми, которые занимают должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, руководителя, главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров банка.

Как будет исполняться решение инспектора труда?

Предложенный законопроектом № 755318-7 порядок исполнения решения о принудительном исполнении предусматривает, что при наличии на счетах работодателя денег взыскание задолженности осуществляется в бесспорном порядке полностью или частично, обеспечивая тем самым внесудебную защиту трудовых прав работников. Аналогичный порядок взыскания денежных средств со счетов должника в настоящее время применяется в рамках принудительного исполнения удостоверений, выдаваемых комиссиями по трудовым спорам. При этом большая часть исполнительных производств, возбужденных на основании данных исполнительных документов, как правило, оканчивается в двухмесячный срок и без применения иных мер принудительного исполнения, в том числе ареста и реализации имущества должников.

В проекте предусмотрен такой порядок исполнения: пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. Одновременно он обязан запросить у банков и иных кредитных организаций сведения о видах и номерах банковских счетов работодателя, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте. По истечении срока для добровольного исполнения пристав вынесет постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направит его в соответствующий банк или иную кредитную организацию.

Банк или иная кредитная организация должны будут незамедлительно перечислить деньги со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя. Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении будет окончено, если в течение двух месяцев на счетах работодателя не окажется денег. В этом случае пристав вынесет постановление об окончании исполнительного производства. Экземпляр этого постановления он направит в форме электронного документа инспектору труда.

Принять к сведению

Что уже сейчас грозит работодателям за невыплату зарплаты работникам?

Административная ответственность (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ)

Работник может пожаловаться в Государственную инспекцию труда на задержку или невыплату зарплаты. В этом случае инспекция проведет внеплановую проверку и привлечет работодателя к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб.;

для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Если работодателя привлекают к ответственности за это нарушение не в первый раз, то должностным лицам будет грозить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, индивидуальным предпринимателям — штраф от 10 000 до 30 000 руб., юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ)

Если работодатель выплачивает зарплату не полностью (менее половины суммы) свыше трех месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности, то руководителю организации работодателю — физическому лицу, руководителю филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации может грозить уголовная ответственность. В частности, штраф в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до одного года.

Важно, что уголовная ответственность может наступить, только если будут доказательства корыстной или иной личной заинтересованности, например, того, что руководитель или иное лицо имели реальную финансовую возможность для выплаты или не имели такой возможности из-за своих неправомерных действий (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Полная невыплата работнику зарплаты и других выплат свыше двух месяцев, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, может обернуться штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если эти деяния повлекли тяжкие последствия, то наказание — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Лицо, впервые совершившее преступление по этой статье, могут освободить от уголовной ответственности, если оно в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасит задолженность, а также уплатит проценты (выплатит денежную компенсацию) и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Приостановление работы (ст. 142, 379 ТК РФ)

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы в исключительных случаях, например, если в трудовые обязанности работников входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения: энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, деятельность станций скорой и неотложной медицинской помощи.

В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом за ним сохраняется средний заработок.

Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.

Выплата компенсации (ст. 236 ТК РФ)

При нарушении работодателем срока выплаты заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации). Проценты должны быть не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в срок заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Повышенный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть установлен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Банкротство работодателя

Работник вправе подать заявление в суд о банкротстве работодателя. Минимальный размер задолженности перед работником должен составлять не менее 300 000 руб., а продолжительность просрочки в выплате зарплаты — не менее трех месяцев. При этом работники имеют возможность объединить свои требования (п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 5 ст. 39 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector