0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация на которую будут оформлены квоты на иностранную рабочую силу

Привлечение иностранной рабочей силы на работу в 2019 году

Правила оформления иностранных граждан на работу

Закон о привлечении иностранной рабочей силы

Хотя Государственная дума и обещает еще с 2013 года введение отдельного миграционного кодекса для регулирования процесса привлечения трудовых мигрантов, на сегодняшний день нет единого закона о привлечении иностранных работников, вся законодательная база по этому вопросу находится в разных Федеральных законах, отдельных приказах ГУВМ МВД (ФМС) и некоторых кодексах РФ (ТК РФ, НК РФ, КоАП РФ).

Приведенные ниже официальные документы регламентируют правила привлечения иностранных работников к труду на территории Российской Федерации:

1. ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает понятие «миграционный учет» и определяет:

  • права и обязанности для иностранных граждан,
  • сроки постановки на миграционный учет по месту проживания для лиц, временно или постоянно проживающих,
  • место пребывания для лиц, временно пребывающих на территории РФ.
  • главные принципы и понятия миграционного права,
  • способы взаимодействия иностранцев с государственными органами.

3. ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (ФЗ N 409-ФЗ от 01.12.2014).

  • Суть: трудовые отношения, в которых участвуют иностранные граждане, регулируются согласно нормам российского трудового права. Т.е. иностранные работники имеют право на законодательную защиту своей трудовой деятельности и несут ответственность наряду с гражданами Российской Федерации. Исключения: организация, привлекающая иностранных граждан на работу, при оформлении в компанию должна заключить с ним бессрочный трудовой договор, который должен содержать сведения об основании приема сотрудника на работу, такие как патент или разрешение на работу, данные о страховке ДМС.
  • Статьи в отношении увольнения иностранных граждан.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) Раздел XXVI — подразумевает одно экономическое пространство на всех их территориях и регламентирует аспекты, связанные с трудовой миграцией граждан из Армении, Белоруссии, Казахстана и, с недавнего времени, Киргизии.

  • Суть: граждане этих четырех стран могут осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов.

Порядок привлечения иностранной рабочей силы с 2015 года и правила привлечения мигрантов на работу в 2019 году

Существует несколько способов оформить иностранного сотрудника в процессе привлечения к труду. Порядок зависит в первую очередь от статуса иностранца. В статье 1 п.2 ФЗ №115 выделены три основных статуса иностранцев, находящихся на территории РФ.

«Временно пребывающий»

  • иностранец, который прибыл по визе или в безвизовом порядке в РФ
  • получил миграционную карту, но не имеет таких документов, как разрешение на временное проживание или вид на жительство

«Временно проживающий»

  • иностранец, которым был получен документ — разрешение на временное проживание

«Постоянно проживающий»

  • иностранец, получивший вид на жительство

Соответственно, порядок привлечения на работу и оформления иностранных граждан, которые находятся на территории РФ в разных статусах, – разный.

Далее мы рассмотрим особенности привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ более подробно.

Порядок привлечения иностранных работников с РВП и ВНЖ – привлечение на работу иностранцев в статусе «временно проживающий» и «постоянно проживающий» и его оформление в компанию

Привлечение иностранных работников с РВП и ВНЖ на работу – это самый простой вариант. При трудоустройстве к российскому работодателю никаких разрешительных документов не потребуется, ровно так же, как и для самого работодателя не потребуется разрешительных документов на права привлечения иностранных граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство в РФ (ст. 13 п. 4.1 ФЗ № 115).

Организации, принимающей на работу иностранных граждан с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо убедиться в следующем пакете документов:

  • Паспорт
  • Вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ
  • Трудовая книжка образца РФ (если такой нет, работодатель обязан ее завести)
  • СНИЛС
  • ИНН

После проверки документов у работника работодатель может составлять трудовой договор, однако нужно помнить о том, что о факте заключения трудового договора с иностранцем с РВП и ВНЖ необходимо будет уведомить ГУВМ МВД (ФМС).

Уведомление о привлечении иностранного работника с ВНЖ или РВП подается в трехдневный срок, и может быть направленно в ГУВМ МВД (ФМС) по почте или передано лично. В каждом регионе правила оформления такого уведомления свои, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГУВМ МВД (ФМС).

Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан в статусе временно пребывающего иностранца и его оформление в компанию

В данном случае процесс привлечения и использования иностранных работников зависит в первую очередь от того, в каком порядке прибыл работник-иностранец в РФ: визовом или безвизовом.

Порядок привлечения безвизовых иностранных граждан (по патенту)

Виза не требуется для граждан ближнего зарубежья, то есть для граждан из следующих стран: Украина, Абхазия, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия.

1. Для трудоустройства такому гражданину потребуется получить патент

2. Работодателю НЕ НУЖНО получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2019 году.

Для того что бы оформить на работу иностранца с патентом, от такого сотрудника работодателю потребуются следующие документы:

  • Паспорт
  • Патент
  • Миграционная карта
  • Чек об оплате ежемесячного авансового платежа по патенту
  • Регистрация
  • Полис ДМС
  • Трудовая книжка
  • СНИЛС
  • ИНН
  • Документ об образовании

При наличии всех перечисленных выше документов работодатель может заключать трудовой договор. При этом необходимо помнить о том, что нужно отправлять в ГУВМ МВД (ФМС) уведомления о привлечении иностранного работника и заключении с ним трудового договора в течение трех рабочих дней со дня заключения.

Порядок привлечения визовых иностранных граждан с разрешением на работу

А вот для трудоустройства иностранца из дальнего зарубежья в порядке, когда иностранному гражданину требуется получать визу, дела обстоят немного иначе.

Чтобы привлечь такого иностранного работника работодателю придётся собрать огромный пакет документов.

Порядок и правила привлечения иностранной рабочей силы с РНР:

  1. Работодатель получает квоту на привлечение иностранной рабочей силы – подробнее о квотах на иностранных работников читайте ниже
  2. Работодатель подает ходатайство в территориальный миграционный орган, где просит выдать приглашение иностранному гражданину, чтобы он мог работать в РФ. Данный госорган выдает такому иностранцу приглашение на въезд в РФ
  3. Работодателю НЕОБХОДИМО получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы
  4. Иностранный гражданин должен получить разрешение на работу

Документы, которые получает организация:

  • Квота на привлечение иностранной рабочей силы
  • Разрешение на привлечение иностранных работников
  • Приглашение для самого иностранца.

Документы, получаемые иностранцем:

  • Копия паспорта с переводом
  • Виза
  • Миграционная карта
  • Отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина
  • Полис добровольного медицинского страхования
  • Документ об образовании/ квалификации/ наличии специальных знаний
  • Разрешение на работу
  • Трудовая книжка (российский образец). Если ее нет, её оформляет работодатель
  • СНИЛС
  • ИНН

При приёме на работу иностранца, прибывшего на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, работодатель так же в трехдневный срок обязан уведомить ГУВМ МВД (ФМС) о данном факте.

Разрешение и квота на привлечение иностранных граждан к работе

Для начала разберемся, что такое «квоты на привлечение иностранной рабочей силы».

Государство стремится защитить российский рынок труда и ежегодно определяет квоты на привлечение иностранных работников, то есть максимальное количество иностранцев, которые могут в текущем году трудиться по той или иной специальности.

В 2019 году квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом режиме.

Для того чтобы организация могла получить такую квоту, она должна каждый год писать заявление о потребности в иностранцах в службу труда и занятости населения.

При том, если организация хочет привлекать к труду иностранцев, она должна подавать заявления на следующий год уже в начале текущего года. Так, чтобы получить квоту на привлечение иностранных работников на 2019 год, заявление нужно было подать до первого августа 2017 года. При этом у работодателя должно быть обоснование привлечения иностранной рабочей силы.

Порядок получения квот на привлечение иностранных рабочих

  • Выдачей квот на привлечение иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге занимается Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение «Центр трудовых ресурсов». Туда же и следует подавать заявку о необходимости в привлечении трудовых мигрантов к работе. Заявка должна быть подана в установленные службой труда и занятости населения сроки, которые можно найти на их официальном сайте.
  • Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы в 2019 году будущему работодателю необходимо подать в «Центр трудовых ресурсов» следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости». С правилами регистрации и заполнения заявки можно ознакомиться по этой ссылке.

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копия выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенная подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

  • После подачи всех документов в «Центр трудовых ресурсов» заявка рассматривается в двадцати пятидневный срок, после чего выносится решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников или отказ в выдаче квоты.

Уведомление о привлечении иностранных работников

Когда, наконец, работодатель проходит все препятствия и успешно берёт на работу иностранного сотрудника, он обязан отправить уведомление о привлечении иностранного работника в территориальный орган ГУВМ МВД (ФМС) и, таким образом, сообщить о факте заключения трудового договора с иностранцем или его расторжения.

Процедура не сложна – работодатель в трехдневный срок составляет и подает в ГУВМ МВД (ФМС) уведомление о привлечении иностранного гражданина на работу по определенной форме. Уведомление можно подать в ГУВМ МВД (ФМС) лично или по почте.

Следует отметить, что подача уведомления о привлечении и использовании иностранных работников — это обязательная процедура для организации, принимающей на работу иностранца, и несоблюдение ее карается штрафом в размере до одного миллиона рублей согласно статье 18.15 КоАП РФ.

Читать еще:  Окончание срочного трудового договора во время больничного

Уведомление налоговой о привлечении иностранных работников с 2015 года не требуется.

Важно! Отправлять уведомление о привлечении иностранной рабочей силы в ГУВМ МВД (ФМС) при приеме иностранного гражданина на работу нужно ВСЕГДА, вне зависимости от режима пребывания иностранца на территории РФ и наличия ВНЖ или РВП.

Бланк «Уведомление о привлечении иностранных работников» 2019

Форму «Бланк уведомления о привлечении иностранных работников в 2015 году» можно скачать на сайте ГУВМ МВД (ФМС) или по ссылкам:

Квотирование иностранной рабочей силы

Отмена квотирования иностранных работников из ближнего зарубежья

С 2015 года огромное количество организаций выдохнуло с облегчением — разрешения на работу для граждан с безвизовым режимом пребывания отменили. Вместо них появились патенты, которые иностранные работники себе оформляют самостоятельно, а это значит, что не нужно больше подавать заявки, ходить на комиссии и что-то доказывать, ведь как следствие и квоты на безвизовых иностранных граждан тоже отменились. А ведь, если вспомнить, у людей чуть ли не судьбы рушились. Взять какого-нибудь сотрудника отдела кадров или юриста, которым в строительной компании поручили все это решать. А теперь представьте объекты этой строительной компании, где на стройках заняты несколько сотен иностранных работников, и у каждого должно быть разрешение на работу. А вдруг в квоте отказали, и что тогда? Тормозить многомиллионный проект (который, кстати, наверняка согласован с властями города, но это так к слову)? И так тоже поступали, но только эти самые сотрудники отдела кадров или юристы потом оставались без работы. В лучшем случае. А кто-то ничего не тормозил, но тут как тут появлялись сотрудники миграционных органов, такие нарядные, в красных жилетах, и быстро такие организации наказывали. Наказывали рублем. Причем таким, что многие строительные компании впоследствии закрывались, отдав все в счет выставленных им штрафов. Тут надо сказать, что к властям претензий нет и быть не может. Все штрафы и вообще последствия незаконного привлечения иностранных работников более чем четко определены в КоАП РФ. Но все это для многих в прошлом, во всяком случае, пока не приняли решение отмотать все обратно. А у нас это очень даже возможно, как показывает практика.

Квотирование иностранных работников с визовым режимом пребывания

С визовым режимом все еще интереснее. Не будем забывать, что значительная часть данной категории иностранных граждан, намного раньше вышла из проблемной зоны с квотами. А было это в далеком 2010 году, когда в Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» внесли изменения, добавив статью 13.2, которая регулирует работу иностранных граждан, оформленных в качестве высококвалифицированных специалистов (далее ВКС), а для оформления разрешения на работу ВКС, как известно, квота не требуется. И еще не будем забывать граждан Франции и Южной Кореи, которые могут работать без квоты на основании межправительственных соглашений о временной трудовой деятельности. В какой-то момент вообще могло показаться, что квоты на иностранных работников больше никому не потребуются. Но, конечно же, это не так. Очень немаленькая доля тех, чья заработная плата не дотягивает до минимума ВКС в 167 000 рублей в месяц, или же кто занят на должностях не входящих в список неквотируемых, по-прежнему остаются в зоне риска.

Каким образом организации могут обратиться за квотой на привлечение иностранных работников?

Под эгидой Министерства Труда и Социальной Защиты РФ была создана программа, основной функцией которой является сбор информации о потребности регионов в иностранной рабочей силе. Называется программа — Автоматизированный Информационный Комплекс «Миграционные квоты» или же просто АИК.. В течение календарного года, в среднем по две недели в месяц, уполномоченные органы субъектов принимают заявки работодателей, в которых те обозначают в цифрах, сколько им необходимо иностранных работников, на какие должности и из каких стран. Причем, большую часть времени, прием заявок осуществляется как на текущий год, так и на следующий. Таким образом, если ранее организация подавала заявку на будущий год и получила отказ, или же потребность в иностранных работниках возросла (бывает, что уменьшилась, но это крайне редко происходит), то есть возможность скорректировать тот результат, который был ранее получен. Точнее попытаться его скорректировать, и это, наверное, самая большая головная боль, с которой сталкиваются работодатели. Потому что после этапа подача заявки, наступает этап томительного ожидания даты проведения заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться заявка. И, конечно же, члены комиссии, не руководствуются субъективными понятиями при принятии решения, о том, какой компании квоту одобрить, какой урезать, а какой и вовсе отказать полностью.

В законе указаны так называемые критерии отбора, обозначим основные из них.

1. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о регистрации работодателя — юридического лица и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности работодателя — юридического лица, а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации, указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации, присвоенным организации при постановке на учет в налоговом органе;

Здесь все понятно — если организация подает заявку, то должна понимать, что ее статус, как действующего юридического лица не должен быть подвергнут сомнению. Соответственно сведений о каких-либо ликвидациях, реорганизациях и прочих процессах, не должно содержаться в базе налоговых или других компетентных органов. Кроме того, заявка должна быть заполнена очень внимательно. Любая, даже незначительная ошибка, может привести к отказу. Не тот номер ИНН или номер дома в адресе, и почти с вероятностью сто процентов, что в квоте будет отказано.

2. Отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

Суть данного пункта наглядно раскрывается во время обработки Заявки межведомственной комиссией, в это время в компанию с завидной настойчивостью начинают звонить и приходить незанятые граждане России, которых направляют центры занятости населения. Крайне редко, когда указанные граждане действительно подходят под заявленные требования к соискателю, но и такое случается. Чаще эта категория граждан приходит, чтобы получить письменный отказ от организации. Предоставив его в центр занятости, они могут и дальше рассчитывать получать пособие по безработице. Безусловно, не все там любители бесплатных пособий, другой вопрос, что зачастую тех, кто становится на учет в центрах занятости, направляют, что называется не по профилю. Помнится случай, когда в салон тайского массажа, направили пожилую женщину, как кандидата на должность массажистки. Компании долгое время потом пришлось разъяснять, почему массаж по «бабушкиному методу» не соответствует заявленному в прейскуранте салона. И таких примеров масса.

3. Предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Важно отметить, что это не означает только лишь предоставление гарантийных писем, но и непосредственно сами подтверждения того, что оба этих условия выполнены. Подтверждением могут являться договор медицинского страхования и договор аренды на жилое помещение. Зачастую организации на момент рассмотрения заявки таких договоров не имеют, объясняя это тем, что вот дадите нам квоту, наймем к себе иностранных работников, и будет тогда и договор на медицинское обслуживание и жилье. Логика в этом есть. С другой стороны шансы на положительное решение комиссии намного выше, если она (комиссия) увидит, что организация максимально стремиться учесть все требования закона, тем самым показывая, что она заинтересована в положительном решении вопроса.

4. Отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;

Тоже частая причина отказов. А может и самая частая. Особенно сильно на себе это ощущают крупные компании, где множество разных отделов и департаментов не всегда четко взаимодействуют друг с другом. Итогом такой несогласованности может быть отказ в квоте. Например, отдел кадров не обладает информацией по расчетам с бюджетом, за которые отвечает бухгалтерия, а там налоги заплатили с опозданием в один день, потому что кто-то что-то забыл. Результат — пеня от налоговой инспекции, в размере каких-нибудь ста рублей, из-за которой в квоте откажут. И учитывать не будут, что размер пени даже каплей в море в формате юридического лица назвать нельзя. Поэтому постоянная сверка с бюджетом, если и не залог успеха, то во всяком случае уже минус одна причина не получить квоту. В Москве, где потребность в иностранных работниках наибольшая, число отказов значительно выше, чем в других регионах и причина отказа в Москве может быть сугубо местная. Вспомним про «Центр квотирования рабочих мест». Примерно до 2014 года многие о такой структуре и не слышали, пока повально не пошли отказы в квотах из-за того, что организации не состояли на учете в данном центре и не создавали рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Хотя закон города Москвы «О квотировании рабочих мест», который регулирует этот вопрос, датирован еще 22 декабря 2004 года. Тем не менее, для многих в Москве он стал открытием.

Что делать, если в квоте отказали, и какие тут могут быть решения?

Те читатели, кто думает, что через несколько строк узнает об универсальном средстве, с помощью которого можно всегда быть уверенным, что квоту одобрят — к сожалению, придется разочаровать, такого средства нет. Но можно выполнять комплекс действий, которые смогут обеспечить компанию временем, достаточным для того, чтобы попытаться исправить положение, если желаемого результата не удалось получить с первого раза:

  1. Подавайте заявку о потребности в иностранных работниках заранее, то есть на будущий год, а не ближе к окончанию срока действия документов.
  2. Постоянно ведите контроль над тем, чтобы у компании не появлялось нарушений, которые могут повлечь за собой отказ в квоте.
  3. Указывайте численность желаемого количества будущих работников с небольшим запасом. Нередко отказы бывают частичными, и есть шанс, что та часть, которую утвердят и будет критически важной для потребностей компании.
  4. Старайтесь оформлять разрешения и визы таким образом, чтобы они заканчивались не раньше летнего периода, но не позже ноября. Это дает время для участия в корректировки квоты, на случай, если заявка, поданная ранее, была отклонена.
  5. Старайтесь избегать привлечения иностранных работников из миграционно-опасных стран (Китай, Индия, Таиланд и т.д.). Шанс получить отказ, заявляя граждан из стран данной категории, намного выше.
Читать еще:  Льготы врачам и медработникам в 2020 году

Заключение

К сожалению, обозначенный комплекс действий не дает стопроцентной, гарантии, но, во всяком случае, увеличивает шансы на успех. Однако есть и другие способы, которые часто используются, при этом мне они кажутся весьма сомнительными и даже рискованными. Например, компания получила отказ в квоте, которую собиралась использовать для оформления разрешительных документов действующему иностранному сотруднику. При этом его увольнение или временное отстранение, компания (да и он сам наверняка) не рассматривает. В этом случае многие начинают использовать должности из списка неквотируемых, полагая, что смогут отсрочить проблему и вернуться к ней позже. Только вот не стоит забывать, что несовпадение должности иностранного работника с должностью, указанной в разрешении на работу, будет расценено, как нарушение, со всеми вытекающими обстоятельствами. Миграционные органы конечно не вездесущи, и всех проверить не успевают, но и работать в постоянном напряжении из-за возможности такой проверки и выявления нарушения, тоже не самая лучшая перспектива.

Андрей Бабаев, Управляющий партнер «БАИВ Бизнес Консалт»

Как получить квоту на привлечение иностранной рабочей силы?

Как определяется потребность в привлечении иностранных работников? Какой существует порядок привлечения иностранцев к трудовой деятельности на территории РФ?

Как мы уже отмечали, законно находящийся в РФ иностранец — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ (ст.2 Закона №115-ФЗ). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п.1 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Для иностранных работников существует несколько видов квот:

  • квота на иностранных рабочих, это когда работодатели хотят иметь в штате зарубежных специалистов;
  • квота на выдачу разрешений на работу (визовые иностранцы могут трудиться только на основании специального разрешения);
  • квота на разрешение на временное проживание. Тогда иностранцы могут трудиться без специальных разрешений;
  • квота на выдачу приглашений для иностранцев, данную квоту получают иностранцы не только для проживания в стране, но и для трудоустройства.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранцев при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранец имеет право осуществлять трудовую деятельность, в случае если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, в том числе постоянно или временно проживающих в РФ (п.4 ст.13 Закона №115- ФЗ).

Важно! Квота на привлечение мигрантов на работу определятся только для граждан, прибывших в РФ в визовом режиме.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранцев, прибывающих в нашу страну из стран дальнего зарубежья на основании визы. При определении приоритетов оцениваются политическая, экономическая, социальная и демографическая ситуации, а также оценивается эффективность использования иностранной рабочей силы.

Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности и их количество устанавливаются прогнозом социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, как правило на год. На основании этих сведений, трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений данного субъекта направляет соответствующие предложения в Правительство РФ.

И уже Минтруд РФ на основании предложений, поступивших из регионов, с учетом поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов между иностранными работниками и работниками гражданами РФ, устанавливает квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Россию на основании визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.

Напомним, что с 16 января 2019 года работодатели, которые приглашают иностранных работников, должны следить за тем, чтобы:

  • род занятий иностранного сотрудника соответствовал цели въезда;
  • иностранец своевременно выезжал из страны.

За нарушение с компании может быть взыскан штраф в размере от 400 000 до 500 000 рублей. Для должностных лиц и ИП штраф составит – от 45 000 до 50 000 рублей.

Порядок получения квоты на привлечение иностранцев

Квота на привлечение иностранных работников определяется на основании правил, утв. Минтруда РФ от 23.01.2014 г. №27н «Об утверждении правил определения органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников» (далее по тексту — Правила).

Для того чтобы определить размер квоты работодатели должны подать соответствующие заявки, которые рассматриваются региональной межведомственной комиссией из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ, в том числе ФМС РФ, ФНС РФ, Роструда РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для привлечения ВКС согласно Перечню, подавать такую заявку не требуется, и работодатель сможет получить соответствующие разрешения.

Заявка представляется работодателем (заказчиком работ, услуг) в соответствующий уполномоченный орган субъекта РФ (пп.1-3 абз.1 п.5 Правил) по соответствующей форме (приведена в Приложении №1 к Правилам). А рекомендации по заполнению заявки приведены в Приложении №2 к Правилам. Заявка подается на бумажном носителе или в электронной форме.

Важно! Информацию о том, в какой именно уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ необходимо подать заявку, и сведения о его адресе, телефоне, факсе, часах приема заявок можно узнать на сайте www.migrakvota.gov.ru в разделе «Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации».

Заявки, форма и (или) заполнение которых не соответствует Правилам, возвращаются работодателю, заказчику работ (услуг) на доработку не позднее чем в течение пяти дней с момента их поступления в уполномоченный орган субъекта РФ (абз.1 п.5 пп. «а» п.6 Правил).

Если заявка составлена правильно, то в течение 25 дней со дня поступления соответствующей заявки работодателя, заказчика работ (услуг) в уполномоченный орган субъекта РФ комиссия субъекта РФ принимает решение об удовлетворении заявки в полном объеме либо ее полном или частичном отклонении (п.7 Правил).

Для получения квоты на право привлечения иностранной рабочей силы необходимо подать следующий пакет документов:

1. Два экземпляра заявки, заполненные и распечатанные из системы АИК «Миграционные квоты». Система АИК представляет собой личный кабинет на официальном государственном сайте «службы занятости».

2. Доверенность для уполномоченного лица, в случае подачи такой заявки не генеральным директором общества.

3. Копию выписки из ЕГРЮЛ для юридических лиц или ЕГРИП для предпринимателей, заверенную подписью и печатью.

4. Гарантийное письмо с содержащейся в нем информацией о возможности предоставить жилье и медицинскую помощь (ДМС или договор с медицинским учреждением) для иностранного гражданина.

5. Письмо с обоснованиями необходимости привлечения иностранных работников с указанием причины, по которой работодатель хочет привлекать на свою работу иностранных граждан, и сведениями о проделанной работе в поиске российских специалистов (работников) на должности, которые согласно заявлению работодатель хочет заместить иностранными гражданами.

И далее работодателю (заказчику работ, услуг) в течение пяти дней со дня принятия решения комиссией субъекта РФ направляется уведомление о принятом решении (пп. «б» п.17 Правил).

Данные заявки не подают работодатели-физические лица, привлекающие иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Что учитывает комиссия при выдаче уведомлений?

По каким причинам работодатель может получить отказ (за исключением заявки, составленной не по форме)?

Перечень положений, которые учитывает комиссия, определен в п.10 Правил:

  • наличие сведений о регистрации работодателя в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
  • наличие возможности региона по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;
  • предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников;
  • отсутствие у работодателя не устраненных нарушений трудового, миграционного, налогового, социального законодательства;
  • соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Комиссия субъекта РФ принимает решение об отклонении заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности полностью в случае (п.12 Правил):

  • представления работодателем недостоверных сведений или подложных документов либо сообщения заведомо ложных сведений;
  • возбуждения производства по делу о банкротстве работодателя;
  • несоответствия заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении размера потребности положениям, предусмотренным выше (согласно п.10 Правил).

Важно! Квота на привлечение иностранной рабочей силы выдается на один год.

Если у компании возникнет необходимости в найме иностранцев и дальнейшем, то заявка подается заранее, уже в начале наступившего года, чтобы правительство РФ смогло определить потребность в иностранцах на российском рынке труда.

Общий порядок трудоустройства иностранцев

Что такое квота на иностранных работников? Какие документы нужны, чтобы взять на работу сотрудника из Беларуси? Как трудоустроить специалиста из Бельгии? Ответы на все эти вопросы в нашем материале.

Нормативная база

Если вы решили работать с иностранными гражданами, вам следует начать изучение нормативной базы с нескольких значимых документов. В их числе:

  • гл. 50.1 Трудового кодекса РФ;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства»;
  • Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа…»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2018 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» (на 2020 год будет новое постановление).
Читать еще:  Образец трудового договора с дневной тарифной ставкой

Допустимая доля иностранных работников

Прежде чем взять иностранца на работу, надо убедиться, что вы вправе это сделать. Каждый год Правительство РФ публикует данные о допустимой доле иностранных работников по каждой из отраслей. Если для вашей сферы деятельности нет запрета на привлечение иностранцев — смело оформляйте документы.

Если у вас уже есть иностранные сотрудники, отслеживайте изменения квот. При снижении процента на следующий год вы должны привести численность иностранных работников на предприятии в соответствие с утвержденными Правительством РФ нормами. Иначе организации грозит штраф от 800 тысяч до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 45 тысяч до 50 тысяч рублей.

Доля не включает:

— иностранных граждан, которые получили разрешение на временное проживание или вид на жительство (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ);

— высококвалифицированных специалистов и членов их семей (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ);

— граждан Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (п. 2 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Кроме допустимой доли, существует еще и квота. Она распространяется на иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы. Каждый год Правительство РФ определяет потребность в привлечении иностранцев из визовых стран.

Правовой статус иностранца в РФ

Возможность трудоустройства иностранных граждан зависит от их правового статуса:

  1. Временно пребывающие — самая большая группа. Это иностранцы, которые приезжают в РФ работать, учиться, в гости, с туристическими целями и т.д. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы или 90 суток суммарно в течение каждых 180 суток для безвизовиков. Срок пребывания в РФ может быть продлен при наличии оснований.
  2. Временно проживающие — те, кто получил разрешение на временное проживание на три года.
  3. Постоянно проживающие — те, кто получил вид на жительство, их проще всего принять на работу.

Иностранцев можно также разделить на группы по порядку въезда:

  1. Визовый — из Грузии, Туркмении, Литвы, Латвии, Эстонии, США, Канады, Германии, Великобритании, Китая и пр. Для иностранцев из этих стран нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в рамках квоты, приглашение, визу и разрешение на работу.
  2. Безвизовый. Группу можно разделить на две подгруппы. Граждане стран — участников ЕАЭС (Армении, Казахстана, Киргизии, Беларуси) — работают в РФ на основании трудового договора. Граждане Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Украины для работы в РФ обязаны оформить патент и заключить трудовой договор.
  3. Краткосрочный безвизовый по международным соглашениям с отдельными странами, например с Сербией, Израилем, на короткий промежуток времени, если цель поездки — не работа и не учеба. Для работы в РФ они должны оформить документы, указанные в п. 1 (разрешение, визу и т.д.).

Правовой статус и страна, откуда приехал иностранный гражданин, определяют порядок и сроки оформления на работу в России, а также перечень представляемых документов.

Документы при устройстве на работу

Базовый пакет документов, обязательный для иностранца, который устраивается на работу на территории России, включает:

  1. Национальный паспорт. В большинстве стран паспорта делаются по единому международному образцу, и в них нетрудно найти сведения о дате и месте рождения, гражданстве и пр. Обращайте внимание на срок действия документа: если паспорт просрочен, вашего работника могут выдворить из страны; если до окончания срока действия паспорта осталось меньше года, иностранцу могут отказать в патенте, разрешении на работу.
  2. Виза. Она нужна тем, кто приезжает из визовых стран. Виза вклеивается в паспорт, в ней должна быть указана цель приезда — работа по найму.

Миграционная карта. В ней должна быть подчеркнута цель — работа. За нарушение цели въезда КоАП предписывает штраф (от 2 000 до 5 000 рублей, ст. 18.8). У граждан Беларуси, у постоянно и временно проживающих иностранных граждан миграционных карт нет.

Жители Казахстана, Киргизии, Украины могут приехать в Россию не только по заграничному паспорту, но и по внутреннему удостоверению. Но вам, как работодателю, выгоднее нанимать сотрудников, которые могут представить именно паспорт, где проставляется отметка о пересечении границы. Это важная дата, потому что с нее отсчитывается срок пребывания иностранца на территории страны, по ней можно проверить суммарный срок пребывания в РФ (90 из 180).

Иностранцы из ЕАЭС

Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный главами России, Киргизии, Беларуси, Армении и Казахстана, обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территориях этих стран. Это значит, что трудоустройство граждан ЕАЭС в России проходит в упрощенном порядке. Работодателю достаточно заключить с таким сотрудником трудовой или гражданско-правовой договор, направить в МВД уведомление о приеме на работу и поставить иностранца на миграционный учет, если он будет проживать в квартире, предоставленной работодателем.

Граждане Киргизии, Казахстана и Армении при въезде на территорию РФ могут не получать миграционную карту до 30 дней с даты пересечения границы и не вставать на учет. Но устраиваясь на работу, они обязаны предъявить карту в отдел кадров. Граждане Беларуси приезжают в РФ без миграционных карт и в течение 90 суток могут не стоять на мигучете.

Если иностранный гражданин из ЕАЭС заключил трудовой договор, то ему и членам его семьи на основании трудового договора и документов, подтверждающих родство, МВД продлит пребывание в РФ на срок свыше 90 суток. В случае досрочного расторжения договора после истечения 90 суток из 180 у иностранца есть еще 15 дней на заключение нового договора. Если не успел, обязан покинуть территорию РФ.

Сотрудники из безвизовых стран

Иностранцы, приехавшие в Россию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдовы и Украины, с 18 лет могут работать на основании патента. Этот документ действует максимум год при условии, что его владелец своевременно делает авансовый платеж. В каждом регионе установлен свой размер платы за патент.

Патент действует только в том регионе, где он выдан, и только на указанную в нем профессию. Если меняется регион или профессия, надо получить другой патент. Если ваш сотрудник получил патент на работу поваром, но хочет по совместительству еще и мыть посуду — ему нужно получать новый патент. То же относится и к работе в разных регионах. Для второй должности или второго региона надо получить второй патент и по нему тоже платить налоги.

Иностранец оплачивает патент авансовым платежом ежемесячно или сразу за длительный период. Размер этого налогового взноса в регионах разный и меняется каждый год Так, в 2019 году в Москве за патент платят 5 000 рублей в месяц, в Якутии — 9 335 рублей, в Астраханской области — 3 813 рублей.

Обратиться за получением патента иностранец обязан в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ. Срок оформления в МВД — 10 рабочих дней. Чтобы оформить патент, надо представить:

  1. Заявление.
  2. Паспорт или признаваемый в России документ, удостоверяющий личность, со сроком действия не менее года.
  3. Миграционная карта, где указана цель визита — работа.
  4. Договор или полис ДМС.
  5. Заключение медкомиссии об отсутствии зависимостей, опасных инфекционных заболеваний, сертификат обследования на ВИЧ-инфекцию и пр.
  6. Документ об образовании:
  • документ об образовании (не ниже основного общего), выданный на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года;
  • документ об образовании или квалификации, выданный по итогам успешной аттестации на территории РФ после 1 сентября 1991 года;
  • сертификат о владении русским языком, знании истории РФ и законодательства, выданный после сдачи экзамена.
  1. Документ об оплате штрафа, в случае если иностранец не уложился в отведенные ему 30 суток (ст. 18.20 КоАП, от 10 000 до 15 000 рублей).

Проследите, чтобы в течение двух месяцев с момента получения патента иностранец представил в управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ копию трудового договора, иначе патент может быть аннулирован и вы потеряете сотрудника. Патент выдается максимум на год, чтобы продлить его, к исходным документам надо добавить трудовой (гражданско-правовой) договор и ходатайство работодателя.

Проверить, действителен ли патент будущего сотрудника, можно на сайте МВД.

Выдача и переоформление патента — 10 рабочих дней.
Оформление дубликата патента — 3 рабочих дня.
Если во время действия патента изменились личные данные — в течение 7 рабочих дней с момента въезда или получения нового паспорта надо обратиться в МВД.

Срок пребывания безвизового гражданина в России напрямую зависит от того, на сколько месяцев вперед оплачен патент. Об изменении срока пребывания принимающая сторона должна в течение 3 рабочих дней уведомить территориальное отделение МВД лично или через МФЦ (п. 42 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007

№ 9). Если работодатель, который предоставил сотруднику жилье, не сообщил в ведомство об изменении срока пребывания иностранца в РФ (при оплате патента), он может быть оштрафован на сумму до 500 тысяч рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).

Сотрудники из визовых стран

Чтобы принять на работу иностранца-визовика, вам надо получить квоту. Основные нормативные документы, которые регламентируют квотирование:

Порядок действий работодателя:

  1. Подать заявку на Migrakvota.gov.ru.
  2. Получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  3. Оформить каждому иностранному сотруднику разрешение на работу, приглашение, визу.

Рабочая виза сначала оформляется на 90 суток. Если во время этого испытательного срока вас и сотрудника все устраивает, заключайте трудовой договор и подавайте в МВД ходатайство о продлении визы. После этого работник получает годовую многократную визу.

Размер госпошлины с 1 января 2015 года не менялся и составляет:

  • 10 000 рублей за человека — за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы;
  • 3 500 рублей — за выдачу разрешения на работу;
  • 800 рублей — за выдачу приглашения;
  • 1 600 рублей — за продление визы.

И помните: не важно, из какой страны приехал ваш сотрудник и какой у него правовой статус, вы обязаны подавать в МВД уведомления о приеме на работу и увольнении иностранца (приложения № 13–15 к Приказу МВД России от 10.01.2018 № 11). Исключение из этого правила — граждане Беларуси.

Об авторе: Наталья Расторгуева, эксперт сервиса Контур.ФМС, подполковник внутренней службы в отставке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector