0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения по трудоустройству

Общая характеристика отношений по трудоустройству

В ст. 1 ТК РФ в предмет трудового права включены отношения по трудоустройству у данного работодателя. Общая характеристика этих отношений предполагает определение субъектов данных отношений, оснований их возникновения, изменения и прекращения.

Очевидно, что субъектами рассматриваемых отношений являются гражданин, ищущий работу, и работодатель, рассматривающий вопрос о его трудоустройстве. К числу субъектов отношений по трудоустройству необходимо отнести и органы службы занятости, к которым обратился гражданин с целью поиска подходящей работы. Служба занятости совместно с гражданином определяет конкретного работодателя, у которого может состояться трудоустройство гражданина, ищущего работу при посредничестве службы занятости. Субъектами данных отношений могут быть признаны и другие организации, оказывающие услуги в трудоустройстве, они также могут участвовать в трудоустройстве гражданина у конкретного работодателя. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что отношения по трудоустройству могут возникать между гражданином, ищущим работу, работодателем, предлагающим работу, при участии службы занятости и организаций, оказывающих посреднические услуги в трудоустройстве.

Основанием для возникновения отношений по трудоустройству является обращение гражданина самостоятельно или при посредничестве органов службы занятости, организаций, оказывающих услуги по трудоустройству, непосредственно к работодателю. В свою очередь работодатель, который сделал заявление в указанные органы или организации, должен рассмотреть поступившее к нему обращение гражданина с прилагаемыми к нему документами и принять законное решение. Таким образом, содержанием отношений по трудоустройству являются права и обязанности работника, ищущего работу, работодателя, осуществляющего набор работников, а также органов службы занятости и организаций, выступающих посредниками при трудоустройстве работника у данного работодателя.

Работодатель, сделавший письменное заявление о наличии у него вакансий, должен сообщить работнику причины отказа в трудоустройстве.

В соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ по требованию лица, которому отказано в трудоустройстве, работодатель обязан сообщить причину данного отказа в письменной форме. К сожалению, данное правило на практике не приживается. В связи с чем отсутствуют как письменные отказы работодателя в приеме на работу, так и дела, возникающие в связи с защитой права на трудоустройство. Исключение составляют случаи, когда работодатель заинтересован в приеме работника на работу, но не желает вступать в конфликт с местными органами власти. Зачастую органы местного самоуправления и милиции в нарушение требований ст. 64 ТК РФ, позволяющей осуществлять прием на работу независимо от места жительства гражданина, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, преследуют работодателей, принимающих на работу граждан, не имеющих регистрации. Во избежание конфликтов с указанными органами власти работодатели отказывают работнику в письменном виде в приеме на работу по причине отсутствия регистрации. После чего работник обращается в суд, который обязывает работодателя заключить с работником трудовой договор с момента обращения к работодателю.

Споры по поводу незаконности отказа в приеме на работу возникают и при невыполнении работодателем обязанности по приему на работу приглашенных в порядке перевода работников на условиях, содержащихся в приглашении на работу. К примеру, ректор РГПУ пригласил в порядке перевода работника из педагогического колледжа, направив соответствующее письменное обращение в колледж. Работник был уволен из колледжа в связи с переводом в РГПУ. При поступлении на работу в РГПУ работнику предложили заключить срочный трудовой договор. Хотя в приглашении на работу ничего не говорилось о заключении с ним такого договора. В колледже работник трудился по трудовому договору с неопределенным сроком. Не согласившись с предложением работодателя о заключении срочного трудового договора, работник обратился в суд. Решением Останкинского районного суда г. Москвы, оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Мосгорсуда, работодатель обязан заключить с работником трудовой договор с неопределенным сроком действия, то есть выполнить условия, имеющиеся в приглашении работника на работу. При определении законности или незаконности действий работодателя по отказу в приеме на работу правовое значение имеют следующие обстоятельства.

Во-первых, возникновение у работодателя обязанности по приему работника на работу. Данная обязанность возникает у работодателя по отношению к работникам, приглашенным в порядке перевода (ч. 4 ст. 64 ТК РФ), в случаях направления гражданина службой занятости к работодателю, заявившему о наличии вакансий. Работодатель не может отказать в приеме на работу без законных оснований. Поэтому при возникновении спора именно работодатель должен доказать наличие законных оснований для отказа в приеме на работу, то есть отсутствие у него обязанности принимать работника на работу.

Во-вторых, должно быть доказано истечение срока для выполнения данной обязанности. В соответствии с ч. 4 ст. 64 ТК РФ работодатель обязан выполнить обязательства по трудоустройству в течение месяца со дня увольнения работника с прежней работы. Данное правило касается случаев перевода в другую организацию. Однако по аналогии этот срок применим и для выполнения работодателем обязанностей и перед другими работниками, в частности, направленными органами службы занятости. В свою очередь и гражданин, ищущий работу, должен реализовать право на трудоустройство путем обращения к работодателю в течение месяца со дня получения документов, обязывающих работодателя заключить с ним трудовой договор. При пропуске данного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен органом, рассматривающим трудовой спор.

В-третьих, должно быть доказано уклонение работодателя от выполнения обязанности по трудоустройству работника.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет органу, рассматривающему спор об отказе в приеме на работу, вынести решение, обязывающее работодателя заключить с работником трудовой договор.

Основанием изменения отношений по трудоустройству может стать согласие работника на предоставление другой работы у того же работодателя, а также изменение работником своего обращения по поводу трудоустройства.

Основаниями прекращения отношений по трудоустройству являются: 1) поступление работника на работу; 2) отказ работника от трудоустройства у данного работодателя; 3) отказ работодателя от трудоустройства работника на работу, которую он выбрал самостоятельно или при посредничестве органов службы занятости или организаций, оказывающих услуги по трудоустройству работников. Таким образом, основаниями изменения и прекращения отношений по трудоустройству являются решения работника и (или) работодателя, а также органов, имеющих полномочия по разрешению споров об отказе в приеме на работу.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Виды трудовых отношений

Базовую часть предмета правового регулирования трудового права представляют трудовые отношения, среди которых следует особо выделить такие разновидности, как:

§ трудовые отношения по основному месту работы;

§ трудовые отношения на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ);

§ трудовые отношения на временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ);

§ трудовые отношения на сезонной работе (гл. 46 ТК РФ);

§ трудовые отношения работников, работающих у работодателей — физических лиц 1 (гл. 48 ТК РФ);

§ трудовые отношения при выполнении работы на дому (гл. 49 ТК РФ);

§ трудовые отношения на государственной службе;

§ трудовые отношения отдельных категорий работников (спортсменов, работников в представительстве РФ за границей и др.).

Второй составляющей предмета правового регулирования трудового права являются отношения, непосредственно связанные с трудовыми (производные от трудовых). Эти отношения базируются на трудовых и не могут существовать оторванно от них.

Статья 1 Трудового кодекса РФ выделяет девять групп таких отношений.

1. Отношения по трудоустройству у данного работодателя.

Процесс трудоустройства может быть разнообразным: во-первых, человек может сам искать работу; во-вторых, он может обратиться в коммерческое кадровое агентство; в-третьих, человек может обратиться в государственную службу занятости. Трудовым правом регулируется, по существу, только третий вариант трудоустройства, обязательным участником которого является служба занятости населения. Основа правового регулирования этого вида трудоустройства определена федеральным законом. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» регулирует этот институт трудового права, следующие подгруппы правоотношений:

Отношения между службой занятости и работодателями по поводу определения вакантных рабочих мест. Законодательство о занятости населения устанавливает обязанность работодателей сообщать в государственную службу занятости населения информацию об имеющихся вакансиях рабочих мест.

Отношения между службой занятости и гражданами, желающими трудоустроиться, по поводу их регистрации в качестве безработных, определения их квалификации и поиска подходящей для них работы. Данная подгруппа включает в себя обучение безработных, не имеющих профессии, информационное обеспечение граждан о наличии свободных рабочих мест и некоторых других вопросов.

Отношения между гражданами, желающими трудоустроиться, и работодателями по поводу трудоустройства граждан на вакантные места по направлению службы занятости. Эта подгруппа включает в себя также специальные формы трудоустройства отдельных категорий граждан на квотируемые для этого рабочие места. Так, ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает квоту рабочих мест для трудоустройства инвалидов, что определяет социальное значение данного подынститута права и соответственно тесную связь трудового права и права социального обеспечения.

2. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Как видно из названия, данный вид правоотношений включает в себя несколько подгрупп по характеру обучения: подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Но гак как во всех случаях речь идет об освоении новых знаний (в ходе обучения работника), следует отдельно выделить ученические отношения, которые складываются между учеником (лицом, проходящим подготовку, переподготовку или повышающим свою квалификацию) и работодателем: по поводу самого процесса обучения, который осуществляется в рабочее время; по поводу сдачи квалификационных экзаменов и предоставления работы по полученной профессии или повышенному разряду (квалификации).

Особенности ученических отношений отражены в гл. 32 Трудового кодекса РФ, которая определяет, что ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ).

3. Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Особенностью данной группы отношений является то, что система социального партнерства охватывает все уровнисоциально-трудовых отношений — начиная от локального уровня организации и заканчивая уровнем Российской Федерации. На всех уровнях федеративного устройства может осуществляться договорное регулирование отношений, складывающихся в сфере труда. На локальном уровне результатом такого реагирования является коллективный договор, а на более высоком уровне правового регулирования (уровень региона, отрасли народного хозяйства, субъекта РФ) результатом являются социально-партнерские соглашения. На уровне Российской Федерации уже на протяжении двадцати лет каждые три года заключается Генеральное соглашение.

Читать еще:  На каком счете отразить материальную помощь родственникам умершего сотрудника

Социальное партнерство представляют собой отношения между работниками и работодателями в лице их представителей, осуществляемые, как правило, при участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые направлены на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере труда.

4. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Основные формы участия работников в управлении организацией обозначены в ст. 53 ТК РФ. Это:

§ учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

§ проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

§ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

§ обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

§ обсуждение представительным органом работников планов социальное ко н ом и чес ко го развития орган изаци и;

§ участие в разработке и принятии коллективных договоров;

§ иные формы, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Если оценить характер участия работников и профессиональных союзов в установлении тех или иных условий труда, то все случаи их участия можно разделить на две части:

§ ситуации, при которых участие работников или их представителей обязательно, и без него решение работодателя не может считаться правомерным. Например: создание комиссии по трудовым спорам (КТС), заключение коллективного договора и др.;

§ ситуации, когда решение работодателя требует согласования с мнением представительного органа работников или решение принимается с учетом пожеланий работников. Например: составление графика отпусков, принятие локальных нормативных актов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ) и др.

Для второй группы характерно то, что при несогласии с мнением работников или представительного органа работодатель вправе принять собственное решение.

5. Отношения по организации труда и управления трудом.

В Трудовом кодексе РФ нет отдельного раздела или главы, посвященных вопросам организации и управления трудом, но концептуально через нормы трудового законодательства проходит правило, основанное на том, что работодатель создает рабочие места по своему усмотрению, принимает на эти рабочие места работников для осуществления ими интересующей работодателя трудовой функции, поэтому работодатель организует труд работников по своему усмотрению и управляет трудом также по своему усмотрению. Но при этомработодатель не должен нарушать трудового законодательства и не должен нарушать прав работника, установленных законодательством, коллективным договором, трудовым договором. То есть если законодательством установлена нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов (ст. 91 ТК РФ), то работодатель не должен требовать большей продолжительности рабочего времени, кроме случаев, предусмотренных законодательством и с соответствующей оплатой. В то же время если законодательством не определен способ перемещения по территории организации, то работодатель может предъявить работнику дополнительное требование по умению управлять электромобилем или умению ездить на роликовых коньках, если такой способ перемещения работодатель определит как оптимальный для работников, которым требуется быстрое перемещение по территории, а территория большая. Естественно, требования работодателя должны быть разумными и обоснованными.

6. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.

Материальная ответственность представляет собой обязанность одной из сторон трудового договора возместить ущерб, причиненный в результате ее виновного противоправного деяния, другой стороне трудового договора в порядке и размере, установленных законодательством. Ну а так как у трудового договора две стороны, то выделяют две подгруппы в зависимости оттого, кто привлекается к ответственности:

§ отношения по материальной ответственности работников;

§ отношения по материальной ответственности работодателя.

Материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, которая наступает независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности. Исключение составляет гражданско-правовая ответственность в случае причинения ущерба работником имуществу работодателя или иных лиц при исполнении работником возложенных на него трудовым договором обязанностей. В этом случае работник привлекается к материальная ответственности.

7. Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Следует отметить, что выделяется:

§ надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, который в первую очередь осуществляют такие государственные органы как Федеральная инспекция труда и прокуратура, а также контроль на общественном уровне осуществляют профсоюзы, которые в случае отказа работодателя устранить нарушения могут обратиться в государственные органы надзора;

§ надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, в котором, кроме вышеназванных в первом пункте органов общего надзора и контроля, участвуют также специальные государственные органы в сферах своей подведомственности: Роспотребнадзор — за соблюдением санитарных правил, Пожарный надзор — за пожарной безопасностью, Энергонадзор — за правилами использования электроприборов, Атом надзор — за использованием ядерной энергии, Ростсхнадзор — за правилами эксплуатации опасных механизмов, теплоустановок, проведением горных, взрывных и других работ. Все эти и некоторые другие органы контролируют деятельность, требующую соблюдения специальных правил безопасности работ с целью сохранения жизни и здоровья работников, что и составляет суть охраны труда.

8. Отношения по разрешению трудовых споров.

Трудовой спор- это неурегулированные разногласия между участниками трудовых отношений, поступившие на рассмотрение специального юрисдикционного органа.

Выделяют две подгруппы:

§ отношения по разрешению индивидуальных споров, когда затронуты интересы отдельного работника;

§ отношения по разрешению коллективных трудовых споров, когда затронуты интересы всего трудового коллектива или его части.

Отношения по трудоустройству

1) между гражданином и трудоустраивающим органом по по­воду содействия в подыскании работы;

2) между трудоустраивающим органом и организацией по поводу направления гражданина на работу;

3) между организацией (работодателем) и гражданином, на­правленным в нее органом службы занятости, по поводу заклю­чения трудового договора.

Следовательно, трудоустраивающие органы выступают в роли посредника, призванного помочь сбалансировать спрос и предло­жение рабочей силы в районном, городском, областном и респуб­ликанском (в составе Российской Федерации) масштабах, чтобы на этой основе обеспечить рациональную занятость населения.

Отношения по занятости и трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых от­ношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых

1 Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №18. Ст. 2211; №29. Ст. 3696; №47. Ст. 5613; 2000. №33. Ст. 3348; 2001. №53. Ч. 1. Ст. 5024; 2002. №30. Ст. 3033; 2003. №2. Ст. 160.

граждан (инвалидов, подростков и др.) устанавливаются для конкретной организации определенные квоты (нормы брони) для приема на работу и обучение. В условиях расширения рыночных отношений данный вид связей имеет важное значение для обес­печения правовой защищенности граждан при реализации ими права на труд, на свободу труда, на выбор занятости и в иных ситуациях. Ст. 1 ТК не говорит об отношениях по содействию занятости, а указывает лишь на отношения по трудоустройству у данного работодателя. В Трудовом кодексе, к сожалению, от­сутствуют правовые нормы, регулирующие эти отношения.

В предмет трудового права также входят отношения по орга­низации труда и управлению трудом, которые непосредственно всегда сопутствуют трудовому отношению. Таких организацион­но-управленческих по своему характеру отношений, всегда со­путствующих трудовому отношению, в предмете трудового права четыре следующих (2, 3, 4, 5):

2. Отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией организационно-управленческого характера. При возникновении трудовых отношений работник включается в коллектив данного производства, становится его членом. Отно­шения коллектива работников с работодателем, его администра­цией возникают по поводу заключения между ними коллектив­ного договора, установления условий труда, оплаты, улучшения социально-бытового и культурного обслуживания работников и других вопросов управления и организации труда. Но Кодекс, сказав в ст. 1 об отношениях по организации труда и управле­нию трудом, не дает понятия их и не указывает, что это за от­ношения. Как ранее отмечалось, ничего не говорится и о трудо­вых коллективах.

3. Организационно-управленческие отношения профсоюзно­го органа на производстве или другого уполномоченного работ­никами органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и применения локальных норм трудового права 1 , защи­ты прав трудящихся.

4. Отношения по надзору и контролю за соблюдением тру­дового законодательства и охраны труда, возникающие между государственными трудовыми инспекциями (Федеральная инспек­ция труда), специализированными инспекциями (Госпромтех-надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.), профсоюзными органами и их инспекция­ми, с одной стороны, и должностными лицами администрации, работодателем — с другой. Эти отношения охранительные. Они

Локальные нормы — разновидность норм трудового права. Подробнее см. гл. 2 Учебника.

призваны обеспечить соблюдение трудового законодательства, пра­вил охраны труда, снижение риска для жизни и здоровья работ­ника во время трудовой деятельности. Эти отношения возникают вместе с возникновением трудовых отношений работника, обеспе­чивая их нормальное функционирование. От охранительных мер в данной сфере во многом зависят качество и результативность труда, сохранение трудоспособности, интеллектуального потенциа­ла человека, его творческое работоспособное долголетие.

5. Социально-партнерские отношения представителей работ­ников, работодателей и органов исполнительной власти на феде­ральном, отраслевом, региональном (субъекта РФ]|, территори­альном и иных уровнях по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений по социально-трудовым отношениям, условиям труда и оплаты. Эти отношения стали предметом пра­вового регулирования лишь с 1992 года, когда их урегулировал впервые Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.’ с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г. Этот новый вид отношений в предмете трудового права России имеет большое значение и в договорном методе правового регулирова­ния труда, который все больше расширяется соглашениями соци­альных партнеров.

Читать еще:  Подтверждение готовности выполнить работу письмо

Участниками этих отношений являются соответствующие представители работников, работодателей и органов исполни­тельной власти, т. е. представители трех социальных партнеров. Ныне Трудовой кодекс делает упор на социально-партнерские отношения, чтобы с их помощью не только устанавливать и из­менять условия труда работников, но и решать возникающие при этом трудовые споры методом коллективных переговоров социальных партнеров.

6. Отношения по профессиональной подготовке, переподго­товке и квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Они включают в себя три группы связей: учениче­ские, повышение квалификации и руководство обучением. Участ­никами их являются ученик на производстве, т. е. работник, повы­шающий квалификацию или осваивающий вторую профессию для совмещения профессий, с одной стороны, и работодатель — с дру­гой — по ученическому договору. Третий их участник — обучаю­щий — имеет связь с той и другой стороной этих отношений. У него, включая повышающего свою квалификацию на производст­ве, возникают дополнительные отношения к их основным трудовым отношениям. Отношения по профотбору могут возникнуть как в связи с поступлением на работу и заключением трудового до-

1 Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558, 1999. №18. Ст. 2219.

говора, так и во время функционирования трудовых отношений, например при проверке уровня квалификации работника при его периодической аттестации на соответствие выполняемой работе.

Трудовое законодательство предусматривает разные формы профотбора: проведение собеседования с поступающим на работу гражданином, медицинский осмотр, испытание, стажирование, тес­товые испытания и др. Все эти формы имеют серьезное значение и для обеспечения эффективной занятости населения, когда, на­пример, возникает потребность в переподготовке или повышении квалификации высвобождаемых лиц. В эту группу отношений входят и отношения по установлению, определению квалифика­ции работников по завершении ученичества, повышения квалифи­кации и т. д. специальными квалификационными или аттестаци­онными комиссиями, создаваемыми работодателем.

7. Отношения по материальной ответственности работодате­лей и работников в сфере труда. Это отношения охранительно­го характера. Стороны их — стороны трудового отношения — ра­ботник и работодатель. Возникают эти отношения лишь при на­личии противоправных действий, причинивших ущерб (вред). У большинства работников не возникают такие отношения. От­ношения по материальной ответственности за ущерб могут быть двух видов: по материальной ответственности работодателя, при­чинившего вред работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд; по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя.

В учебниках «Трудовое право» под ред. проф. О. В. Смирнова (2001 г.) и «Российское трудовое право» под ред. проф. А. Д. Зай-кина (1997 г.) в предмете трудового права не рассматриваются в качестве самостоятельных примыкающие к трудовому отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения и отношения социально-партнерские на уровнях выше уровня ор­ганизации.

О. В. Смирнов объясняет это тем, что «отношения ответст­венности сторон трудовых отношений вполне укладываются в рамки самих трудовых отношений, а социально-партнерские отношения представляют собой разновидность организацион­но-управленческих отношений» 1 . Но, во-первых, об этой разно­видности организационно-управленческих отношений следовало сказать прямо в предмете трудового права 2 . А во-вторых, в отли-

См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М., Проспект. 2001. С. 12.

В учебнике под ред. проф. А. Д. Зайкина в гл. V о системе правоотноше­ний трудового права в этой системе на с. 116 правильно указан третий вид орга­низационно-управленческих отношений — социально-партнерские по заключению соглашений на разных их уровнях.

чие от трудовых отношений, отношения по материальной (иму­щественной) ответственности сторон этих отношений отличаются и по основаниям возникновения, и по их содержанию, а ныне в материальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем возможно присутствие и иного субъекта — фонда соци­ального страхования. (О нем мы скажем далее.) Мы разделяем здесь и аргументацию проф. Л. А. Сыроватской, которая считает, что выделение этих отношений из трудовых в качестве само­стоятельных и производных от них базируется на общем деле­нии правоотношений на регулятивные и охранительные (ответст­венности), принятом в теории права. Последние возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут 1 . К разным по характеру и основаниям возникновения трудовым отношениям и отношениям по имущественной (материаль­ной) ответственности по трудовому праву за вред, в том числе и моральный, следует добавить и различное содержание данных отношений. Поэтому отношения и по материальной ответствен­ности, и социально-партнерские по соглашениям присутствуют в предмете трудового права среди иных, тесно связанных с тру­довыми, непосредственно примыкающих к ним, отношений. Тру­довой кодекс РФ выделил оба эти отношения в самостоятель­ные главы, чем подтвердил правильность нашей точку зрения.

Одновременно надо отметить, что с принятием Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. 2 материальная ответственность за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, связанным с несчастным случаем на производстве, или его семье в связи с гибелью кор­мильца в результате такого случая, переходит в основном от ра­ботодателя (страхователя) к страховщику (Фонду социального страхования), хотя страховые выплаты и производит работода­тель по распоряжению Фонда за счет причитающихся с него страховых взносов в указанный Фонд так же, как он оплачивает и больничные листки.

Следовательно, трудовой риск, связанный с несчастным слу­чаем на производстве, обеспечивается в нынешних условиях пу­тем социального страхования. Поэтому само отношение по мате­риальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем переходит из предмета отрасли трудового права в предмет отрас­ли права социального обеспечения, т. е. меняет свою отраслевую принадлежность. Однако возмещение морального вреда в связи с таким случаем осуществляется за счет работодателя, так же

См.: Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. М., 1998. С. 105. 2 СЗ РФ. 1998. №31. С. 3803.

как и в случаях незаконного перевода и увольнения (нарушения права на труд). Поэтому взаимная материальная ответственность работника и работодателя есть и ныне. Ведь кроме возмещения вреда работнику в связи с его трудовым увечьем (отношения по которым перешли в предмет права социального обеспечения) в предмете трудового права имеется материальная Ответствен­ность работодателя перед работником.

8. Отношения по разрешению трудовых споров. Они возника­ют между органами, рассматривающими индивидуальные или кол­лективные споры (комиссия по трудовым спорам, суд, вышестоя­щий орган, примирительная комиссия, с участием посредника, тру­довой арбитраж), ‘и спорящими сторонами. Эти отношения могут быть как предшествующие, так и приходить на смену трудовым.

Из сказанного можно сделать вывод, что предметом трудово­го права является комплекс общественных отношений: трудо­вые отношения (ядро предмета) и иные производные от трудо­вых, но непосредственно с ними связанные отношения.

В нынешних политических и социально-экономических усло­виях возникли новые отношения, входящие в предмет трудового права: социально-партнерские на разных уровнях, отношения по содействию з’анятости и по разрешению коллективных трудовых споров. Соответственно изменились не только предмет, но и ме­тод трудового права, а также система отрасли и структура коди­фикационных актов.

Динамизм трудового права в значительной степени обусловлен динамизмом общественных отношений, входящих в его предмет. Трудовое право России представляет собой такую отрасль, нормы которой регулируют трудовые отношения работников и иные, непосредственно с ними связанные общественные отношения, динамично развивающиеся и вызывающие соответственно измене­ния метода, системы и отдельных институтов данной отрасли. Ре­гулятором всех девяти указанных выше групп общественных от­ношений являются нормы трудового законодательства как офици­ально признанный стандарт поведения в сфере труда.

Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства. Наука, учебный курс «Трудо­вое право» своим предметом имеют изучение самих норм трудо­вого законодательства, их связей, правоотношений, сферы дейст­вия трудового права, изучение истории этой отрасли, зарубежно­го и международно-правового регулирования труда.

Отношения по трудоустройству граждан. Содействие занятости. Частные агентства занятости

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан Российской Федерации возложена на государственную службу занятости населения (ГСЗ). Государственная служба занятости является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение надзора и контроля в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров. Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственная служба занятости населения включает:

  • 1) уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
  • 2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
  • 3) государственные учреждения службы занятости населения.

Таким образом, ГСЗ населения, представляющая единую систему органов и учреждений, осуществляет следующие функции:

  • • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
  • • разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • • участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;
  • • учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • • оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;
  • • организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, граждан, прошедших военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
  • • осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно;
  • • организация общественных работ.
Читать еще:  Можно ли писать заявление на отпуск в печатном виде

Правоотношения, которые возникают в связи с подысканием гражданином работы с помощью государственного органа трудоустройства, включают три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных вида отношений:

  • 1) между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу;
  • 2) между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в работниках;
  • 3) между гражданином и организацией, в которую он направлен органом трудоустройства.

Первое из перечисленных выше правоотношений возникает при обращении гражданина в ГСЗ за содействием в поисках подходящей работы.

На местах практическая работа по трудоустройству населения возлагается на территориальные органы службы занятости – соответствующие центры занятости населения, которые выступают официальными органами трудоустройства. Они призваны выполнять посреднические функции, поскольку не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Тем не менее акт направления на работу (профессиональное обучение), выдаваемый органом трудоустройства, во многом предопределяет содержание соглашения гражданина с работодателем в процессе трудоустройства. В нем не только отражается предписание (рекомендация) принять гражданина на работу, но и указывается, по какой профессии, специальности, квалификации. То есть для гражданина и работодателя направление строго определяет объем прав и обязанностей, составляющих содержание правоотношений по трудоустройству. Тем не менее направление органа трудоустройства здесь следует рассматривать не только как правовой акт, адресованный руководителю, но и как желание (волеизъявление) гражданина заключить трудовой (ученический) договор (контракт) с конкретным работодателем. При этом направление предоставляет потенциальному работнику в определенных случаях требовать заключения трудового или ученического договора, следовательно, конкретизирует право на труд и придает ему притязательный характер еще до того, как оно будет реализовано в трудовом правоотношении [1] .

Пункт 6 ст. 25 Закона о занятости содержит прямой запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера). Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 13.11.1 КоАП РФ.

Следует отметить, что за помощью в государственный орган занятости могут обращаться не только незанятые граждане, но и лица, имеющие работу, но желающие ее сменить или найти работу по совместительству. При отсутствии для данного гражданина подходящей работы государственный орган занятости может предложить в качестве временной меры направление на общественные работы.

Второй вид правоотношений в сфере трудоустройства – это правоотношение: орган службы занятости – работодатель.

Согласно Закону о занятости населения работодатели принимают участие в осуществлении государственной политики в области занятости.

Содействие работодателей занятости населения осуществляется в различных формах. Главной из них следует признать соблюдение условий договоров, регулирующих трудовые отношения. Неукоснительное соблюдение работодателем условий трудовых договоров способствует стабилизации трудовых отношений, сокращению текучести рабочей силы.

Кроме того, содействие занятости обеспечивается (п. 1 ст. 25 Закона о занятости):

  • а) оказанием помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;
  • б) созданием условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • в) разработкой и реализацией мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
  • г) соблюдением установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
  • д) трудоустройством определенного органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервированием отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Правовой обязанностью работодателей является ежемесячное предоставление органам службы занятости:

  • – сведений о применении в отношении дайной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • – информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема инвалидов.

Если работодатель принимает па работу гражданина, направленного службой занятости, он в пятидневный срок возвращает в орган службы занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. При отказе в приеме на работу работодатель делает в направлении органа службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда. Указанная информация может быть получена в электронной форме с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке (п. 4 ст. 26 Закона о занятости).

Третий вид правоотношений в области трудоустройства – отношения гражданина, устраивающегося на работу через посредничество ГСЗ, и работодателя. Это правоотношение возникает с момента предоставления гражданином направления службы занятости. Гражданин, взяв такое направление и предъявив его работодателю, выражает, таким образом, желание заключить с ним трудовой договор. Но прием на работу может и не состояться. Содержание данного правоотношения заключается в обязанности гражданина предъявить направление, выданное ему ГСЗ, работодателю и право (но не обязанность) последнего принять на работу данного гражданина. При этом работодатель принимает на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему с просьбой о трудоустройстве. Таким образом, в Российской Федерации отсутствует обязанность работодателя заключить трудовой договор с работником, имеющим направление службы занятости. Такое направление имеет только рекомендательный характер.

Прекращение отношений по трудоустройству обычно связывается с заключением трудового либо ученического договора, т.е. с возникновением трудовых либо ученических правоотношений. Однако не исключено прекращение трудоустройства и до заключения указанных договоров. Это может иметь место в основном по инициативе трудоустраиваемого, а в отдельных случаях и работодателя (например, несоответствие деловых качеств трудоустраиваемого предлагаемой работе, состояние здоровья и др.).

Рассмотренные выше правоотношения относятся к деятельности на рынке труда органов ГСЗ.

Посреднические услуги по трудоустройству оказывают и частные агентства занятости, которые осуществляют свою деятельность на возмездной основе за счет оплаты своих услуг клиентами: работодателями и гражданами.

Закон о занятости населения не запрещает деятельность негосударственных организаций по оказании гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. С исключением ст. 19 Закона о занятости лицензирование частных агентств занятости, которые осуществляют свою деятельность по трудоустройству в пределах территории РФ, в настоящее время не предусмотрено. В то же время деятельность частных агентств занятости, связанная с трудоустройством граждан за пределами территории РФ, в соответствии со ст. 18 Закона о занятости населения может осуществляться только российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством РФ.

Этот порядок установлен Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1022. Большинство частных агентств занятости занимается рекрутингом персонала. Другими словами, выполняют заявки работодателей по поиску необходимых им работников. Также существуют агентства, предоставляющие разнообразные консультативные услуги (составление резюме, подготовка к интервью, тренинги для успешного прохождения тестирования), консультации фирм в отношении повышения эффективности управления человеческими ресурсами, помощь в организации кадровой службы, аутсорсинг.

В настоящее время в России отсутствует специальная законодательная регламентация деятельности частных агентств занятости. Их отношения с клиентами определяются положениями ГК РФ, относящихся к договору возмездного найма и посредничества.

К услугам таких агентств чаще обращаются лица, претендующие на должности ведущих специалистов и руководителей, причем повышенным спросом у них пользуются коммерческие предприятия. Вместе с тем частные агентства занятости с меньшим желанием работают с категориями населения с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (например, молодежью, не получившей профессиональной подготовки, инвалидами).

Тем не менее частные агентства занятости имеют и ряд преимуществ. Например, частные фирмы в своей деятельности обладают большей маневренностью, чем государственные органы занятости населения в применении новых форм предоставления гражданам посреднических услуг в сфере занятости и трудоустройства. Кроме того, они обладают более широким банком вакансий и более тесно сотрудничают с иностранными работодателями.

  • [1] См.: Смирнов О. В. Трудовое право: учебник / под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. М., 2009. С. 223.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector