0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обжалование судебных актов арбитражного суда домашний юрист

Обжалование судебных решений

Даёт пояснения об обжаловании судебных актов

Председатель Совета директоров Московского правового центра Богомолов Игорь Сергеевич

Наша компания, кроме защиты интересов юридических лиц в судах и сопровождения судебных дел, осуществляет обжалование вынесенных судебных актов.

Порядок и сроки обжалования актов арбитражного суда

В арбитражном процессе сложилась трёхуровневая система обжалования актов, вынесенных арбитражным судом. Для этого существуют три вышестоящие инстанции: апелляционная, кассационная и надзорная. Кроме того, возможен пересмотр решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Для того, чтобы не устраивающее сторону дела решение суда было пересмотрено, нужно соблюдать сроки подачи жалоб, а также правила о подсудности. Это означает, что жалоба должна быть подана своевременно и в соответствующую инстанцию.

Апелляционная инстанция

(обжалование решений, не вступивших в законную силу)

Если сторона процесса полностью или частично не согласна с вынесенным решением, она вправе обратиться в арбитражный апелляционный суд с жалобой, изложив в ней причины своего несогласия. В данном случае вышестоящий суд рассмотрит дело заново, но только в пределах обжалуемой части, т.е. по вопросам, заявленным в апелляционной жалобе.

Общий срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения судом. Сокращенные сроки обжалования установлены для решений, вынесенных по делам о привлечении к административной ответственности (десять дней).

Кассационная инстанция

(обжалование решений, вступивших в законную силу)

Следующей инстанцией, наделенной компетенцией по пересмотру решений арбитражного суда, является кассационная.

Кассационная жалоба подается в федеральный арбитражный суд округа на решение, вступившее в законную силу.

Обратите внимание, что решение арбитражного суда может быть предметом рассмотрения в кассационной инстанции только при условии, что:

— такое решение ранее рассматривалось в апелляционной инстанции;

— арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

При нарушении данного правила кассационная жалоба не будет принята к рассмотрению. Исключение составляют решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Срок для подачи кассационной жалобы составляет два месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Исключение составляют сроки для обжалования:

— определения об утверждении мирового соглашения сторон;

— решения по делу об оспаривании нормативного правового акта;

— определения арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда и определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

— определения арбитражного суда по делу о признании и приведении в исполнение решения суда иностранного государства.

Во всех указанных случаях срок подачи кассационной жалобы составляет один месяц.

Следует отметить, что в компетенцию кассационной инстанции входит только проверка законности решения, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. Проверка фактических обстоятельств дела (в отличие от апелляционной инстанции) не проводится.

Порядок действий при пропуске срока на обжалование

По правилам апелляционная и кассационная жалобы должны быть поданы в соответствующую инстанцию через арбитражный суд первой инстанции, решение которого сторона процесса собирается обжаловать.

Если срок для обжалования пропущен по уважительным причинам (как при подаче апелляционной, так и кассационной жалобы), то он может быть восстановлен судом по соответствующему ходатайству.

Если уважительных причин для пропуска сроков обжалования нет, то в принятии жалобы будет отказано и, следовательно, обжалуемое решение вступит в законную силу.

Пересмотр судебного решения в порядке надзора

После обжалования в апелляционной и кассационной инстанции следующим этапом пересмотра является надзорная инстанция арбитражного суда. При этом важно отметить, что пересмотру в порядке надзора подлежат судебные акты, вынесенные всеми инстанциями по конкретному делу.

Пересмотр в надзорной судебной инстанции осуществляется в несколько этапов:

— подаётся заявление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре дела в порядке надзора. Срок подачи такого заявления не должен превышать три месяца со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта (т.е. постановления суда кассационной инстанции);

— в случае если заявление о пересмотре будет принято к производству, дело передается для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Пересмотр судебных решений по новым или

вновь открывшимся обстоятельствам

Решения арбитражного суда, помимо их обжалования в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Между новыми и вновь открывшимися обстоятельствами имеются существенные различия, поскольку:

— вновь открывшиеся обстоятельства уже существовали на момент принятия обжалуемого решения;

— новые обстоятельства возникли после принятия решения судом, однако они имеют существенное значение для вынесения правильного решения.

Перечень обстоятельств, которые законодатель рассматривает в качестве новых и вновь открывшихся, четко изложен в статье 311 АПК РФ. Обстоятельства, не указанные в указанной статье, не являются основанием для пересмотра судебного акта в данном порядке.

Обратите внимание, что заявление о пересмотре решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам должно быть подано в арбитражный суд, принявший обжалуемый судебный акт, в срок не более трёх месяцев со дня появления или открытия соответствующих обстоятельств.

По результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по данному основанию суд:

— принимает постановление об удовлетворении такого заявления и отменяет принятый ранее судебный акт;

— отказывает в удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта.

Какие споры арбитражными судами не рассматриваются

Некоторые споры между юридическими лицами и госорганами арбитражные суды не рассматривают, например споры не связанные с экономической деятельностью компаний и индивидуальных предпринимателей рассматриваются судами общей юрисдикции.

В случае прямого указания в законе, например, статья 138 НК РФ говорит, что акты налогового органа обжалуются арбитражным судом, арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов. А, к примеру, приказ Министерства финансов РФ обжалуется в суде общей юрисдикции, т.к. подведомственность таких споров арбитражному суду нигде не установлена.

В случае, если одной из сторон является гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, арбитражный суд не будет рассматривать заявление, но если этот гражданин будет чиновником, то арбитражный суд обязан проверить законность его действий.

Как обжаловать судебные акты?

руководитель юридического отдела

Все записи на тему:

Рассмотрение иска судом первой инстанции обязательно закончится принятием соответствующего акта, будь то решение или определение. Но этот акт, скорее всего, не устроит одну из противоборствующих в арбитраже сторон. В нашей статье мы опишем процедуру обжалования актов суда согласно процессуальному закону.

Решение арбитражного суда предполагает либо удовлетворение заявленных требований (полное или частичное), либо отказ истцу/заявителю. Определение суд принимает, когда:

  • прекращено производство по делу (в случае, если спор не подсуден арбитражу, истец отказался от иска, или предъявленные требования уже были рассмотрены другим судом);
  • заявление оставлено без рассмотрения (нет досудебного порядка, нужно пойти с требованием в дело о банкротстве).

В любом случае каждая сторона имеет право поставить перед вышестоящей судебной инстанцией вопрос, законно ли, обоснованно ли решение или определение. Право на обжалование решения суда (судебного акта) – одно из существенных прав и основа судебной системы.
В арбитражном процессе существует апелляционная и кассационная инстанции, куда подаются жалобы на судебные акты. Расскажем о каждой из них подробнее.

Апелляционное обжалование

Решение или определение арбитражного суда приобретают законную силу, а значит, могут быть исполнены, только когда сроки на подачу жалобы истекли.
Этот срок — 1 месяц с момента принятия решения или даты вынесения определения, которое завершает рассмотрение дела.
В силу закона и позиции высших судов данный срок начинается уже с этого момента, на него не влияет факт получения или неполучения на руки стороной копии решения в письменном виде.
Порядок обжалования решения суда.
Апелляционная жалоба должна быть направлена в суд первой инстанции, а адресуется арбитражному суду апелляционной инстанции.
Для дел Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области — это Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе податель должен указать:

  • реквизиты судебного акта, с которым сторона не согласна,
  • номер дела,
  • требования об изменении, отмене решения (определения),
  • доводы, обосновывающие их, со ссылками на фактические обстоятельства, имеющиеся в деле документы и правовые нормы.
Читать еще:  Как переоформить квартиру на родственника путем дарения

При этом госпошлина обязательно платится (3000 рублей), а копия обжалуемого решения, подлинный платежный документ подаются в суд вместе с апелляционной жалобой.
Перед подачей необходимо направить копию апелляционной жалобы всем лицам, участвующим в деле (с помощью заказного письма с уведомлением), а доказательства этого предоставить суду.
Не позднее 3 рабочих дней арбитражный суд формирует и направляет полученные документы об обжаловании и материалы дела в апелляцию, где принимается определение, которым будет назначено заседание суда. Однако если апелляционная жалоба подана, составлена с нарушением норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, она будет оставлена без движения, пока документы не будут приведены в соответствие.
Следует иметь в виду следующее:

  • в апелляционной жалобе нельзя заявлять новые исковые требования;
  • с учетом доводов жалобы апелляция повторно рассматривает спор;
  • суд апелляционной инстанции не примет какие-то новые доказательства, если, конечно, не существуют объективные причины их непредставления в первую инстанцию;
  • жалоба рассматривается 2 месяца;
  • рассмотрев жалобу, суд или оставит решение без изменения, отказав в ее удовлетворении, или отменит, изменит решение частично либо полностью с принятием нового судебного акта.

Важно, что оставленное в силе или новое, принятое второй инстанцией решение/постановление, вступают в силу сразу — в день принятия постановления апелляции в полном объеме и может быть принудительно исполнено.

Кассационное обжалование

Обжалование решения апелляционного суда и постановление апелляционной инстанции, равно как и оба акта, могут быть оспорены в арбитражном суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба подается не позднее двух месяцев с той даты, когда вышеуказанные судебные акты вступили в законную силу.
Кассация для Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.
Рассмотрим кассационный порядок обжалования решения суда.
Правила оформления и подачи кассационной жалобы аналогичны апелляционной:

  • должна направляться в суд первой инстанции;
  • оплачивается государственной пошлиной в 3000 рублей;
  • должна содержать наименования судов, реквизиты судебных актов и дел, сведения об участниках процесса, требованиях жалобы и доводы в обоснование, а в качестве приложений иметь копии обжалуемых актов, доказательства ее направления в адрес участников процесса;
  • если нарушить вышеуказанные требования – жалобу оставят без движения.

В итоге кассационной инстанцией назначается заседание, и суд кассационной инстанции проверяет, верно или нет применено материальное право нижестоящими инстанциями, соблюден ли процесс. То есть фактически дело не рассматривается повторно, проверяются только судебные акты по доводам кассационной жалобы.
По результатам рассмотрения кассация принимает постановление, которым может в том числе:

  • не усмотреть оснований для удовлетворения кассационной жалобы;
  • частично, полностью изменить, отменить решение и/или постановление с принятием нового судебного акта;
  • направить дело на новое рассмотрение, отменив или изменив обжалуемый акт.

Важно: на исполнение судебных решений, постановлений, определений не влияет их кассационное обжалование, ведь они в законную силу уже вступили.

Кассационное обжалование в Верховный суд РФ

Вышеописанные процедуры не являются окончательным завершением судебного процесса, если сторона не согласна с одним из актов первой инстанции и/или апелляции, кассации.
При условии, что в решении, постановлениях заинтересованное лицо усматривает именно существенные нарушения норм материального или процессуального права, нарушившие права участников процесса, в течение 2 месяцев с момента вступления в силу последнего из обжалуемых судебных актов может быть составлена кассационная жалоба и направлена в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В данном случае процедура сложнее:

  • в Верховный Суд РФ напрямую подается жалоба;
  • на первом этапе судья рассматривает документы, принимая решение и либо отказывая в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании, либо принимая определение о такой передаче;
  • если вопрос о передаче решен положительно, назначается судебное заседание и вопросы, поставленные применительно к обжалуемым судебным актам, решаются по существу.

В случае прохождения всех вышеуказанных судебных инстанций спор является окончательно разрешенным. Как видно, и документооборот, и ведение процесса в отношении обжалования судебных актов арбитражных судов – это сложные юридические процедуры. Задать свои вопросы вы можете по телефону 8 (812) 425-24-05.

Статья оказалась полезной? Поделитесь в соцсетях!

Арбитражные суды Российской Федерации

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.

Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации

На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:

— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

Читать еще:  Образец уведомления о непродлении контракта

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506

Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Некоторые вопросы обжалования судебных актов арбитражных судов

Потребность сокращения жалоб на судебные акты в вышестоящие инстанции (назовем их так для удобства) как в России, так и за рубежом связана с ограниченными возможностями вышестоящих инстанций по рассмотрению того же количества дел, что и в судах первой инстанции. Количество судей в этих инстанциях в разы меньше, чем в первой. Поскольку рассмотрение жалоб и заявлений в них осуществляется коллегиально, то это влечет за собой троекратное увеличение затрат времени судей.

Важно обеспечить оперативную защиту нарушенных прав организаций и граждан-предпринимателей в очевидных случаях, чему препятствует длительный судебный процесс. Должны устраняться предпосылки для сутяжничества и злоупотребления процессуальными правами.

Ограниченные возможности по рассмотрению жалоб подтверждает и практика Европейского суда по правам человека. Так, руководитель Верховного суда одной из европейских стран в беседе посетовал: «Нас Европейский суд упрекает в длительных сроках рассмотрения дел, а сам вопрос о приемлемости жалобы решает около четырех лет». Общеизвестно, что это одна из причин проведения в Европейском суде по правам человека соответствующих реформ.

Европейские страны по-разному решают эту проблему. К примеру, во многих из них введен разрешительный порядок подачи жалоб в апелляционную и кассационную инстанции.

Однако введение такого порядка в нашей стране вряд ли будет поддержано в настоящее время, принимая во внимание российскую ментальность. Сегодня и Конституционный Суд Российской Федерации, и Европейский суд по правам человека зачастую рассматриваются лицами, участвующими в деле, как две вышестоящие инстанции в дополнение к четырем существующим в судебно-арбитражной системе. Не призываю в данный момент к введению какого-либо разрешительного порядка обжалования, хотя в надзорной инстанции (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; далее — ВАС РФ) такой порядок де-факто существует и мотивированность «отказных» определений судей ВАС РФ существа его не меняет.

Сравнительный анализ статистических данных за длительный период времени показывает устойчивый рост количества судебных актов судов первой инстанции, обжалованных в вышестоящих судебных инстанциях, как в процентном соотношении к числу рассмотренных дел, так и в абсолютных цифрах. Для сравнения возьмем период с 1996 года (после создания федеральных арбитражных судов округов).

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

КОЛИЧЕСТВО РАССМОТРЕННЫХ ДЕЛ

В абсолютных цифрах количество обжалованных судебных актов первой инстанции в апелляционном порядке возрастало все годы: с 38 088 в 1996 году до 280 051 в 2012 году, то есть в восемь раз.

При анализе процентного соотношения рассмотренных дел первой и апелляционной инстанций мы видим увеличение числа обжалованных судебных актов с 11 — 12% в конце 1990-х — начале 2000-х годов до 20 — 22% в 2010 — 2012 годах. Таким образом, в процентном соотношении цифры увеличились в два раза.

Читать еще:  Образец письмо уведомление о переносе забора

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

КОЛИЧЕСТВО РАССМОТРЕННЫХ ДЕЛ

Столь же заметен последовательный рост количества обжалованных в кассационной инстанции судебных актов в абсолютных цифрах — с 15 918 дел в 1996 году до 105 651 дела в 2012 году.

В процентном отношении тоже наблюдается рост числа обжалуемых судебных актов к количеству дел, рассмотренных в первой инстанции, — с 6 — 8% в конце 1990-х — начале 2000-х годов до 9 — 11% в середине 2000-х.

Некоторое снижение количества обжалованных в кассационной инстанции судебных актов связано с внесенными в (Арбитражный процессуальный кодекс Статья Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)) изменениями, касающимися последовательного обжалования судебных актов через все инстанции, а также исключения возможности обжалования административных дел с небольшими суммами штрафов и отдельных видов определений, в том числе по делам о банкротстве.

ОБЖАЛОВАНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

КОЛИЧЕСТВО РАССМОТРЕННЫХ ДЕЛ

Несмотря на снижение в процентном отношении числа обжалованных в надзорной инстанции судебных актов к количеству дел, рассмотренных в первой инстанции, с 3% в 1996 году до 1,6% в 2012 году, отчетливо прослеживается рост числа заявлений, подаваемых в ВАС РФ, — с 8587 в 1996 году до 22 426 в 2012 году.

Возникает вопрос: существует ли взаимосвязь между ростом количества обжалованных судебных актов первой инстанции и количеством их отмен в вышестоящих судах?

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

Динамика отмен судебных актов в апелляционной инстанции обратно пропорциональна росту их обжалования.

Число отмененных судебных актов к числу обжалованных в апелляционной инстанции снизилось — с 20 — 21% в конце 1990-х — начале 2000-х до 13,3% в 2012 году.

При этом процент отмененных судебных актов первой инстанции к общему числу рассмотренных в первой инстанции в апелляции почти не менялся: около 2,6%; какие-то годы (2010 — 2011) чуть выше — 3 — 3,2%, какие-то (2005) чуть ниже — 1,7%. Но мы не увидим двукратного в процентном отношении увеличения отмен, что соответствовало бы росту числа обжалованных судебных актов.

КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ

В кассационной инстанции картина та же, что и в апелляции, — в процентном отношении число отмененных судебных актов к числу обжалованных в кассационной инстанции сократилось с 30,7% в 1996 году до 12,6% в 2012-м.

Что касается процентного отношения к общему числу дел, рассмотренных в первой инстанции, то здесь, кроме незначительного роста отмен в начале 2000-х годов, мы видим снижение процента отмен с 1,7% в 1996 году до 0,9% в 2012 году.

НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ

Показатели по отмененным в порядке надзора судебным актам мы не будем рассматривать по причинам разрешительного порядка передачи дел на рассмотрение Президиума ВАС РФ и ограниченных возможностей по количеству пересматриваемых судебных актов. В существующем режиме Президиум ВАС РФ не в состоянии рассмотреть более 500 — 600 дел в год. А мотивированные «отказные» определения требуют значительных затрат времени и сил судей и работников аппарата ВАС РФ.

Положительные тенденции в части обжалования судебных актов безусловно имеются. Так, по информации ВАС РФ за I квартал 2013 года, обжалование в апелляционных судах актов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, в процентном отношении составило 7,48%.

На фоне 19,9% обжалованных судебных актов в апелляционной инстанции эти цифры выглядят очень позитивно, однако окончательные выводы можно будет сделать лишь по итогам 2013 года.

Вышесказанное свидетельствует о правильном организационном и законодательно-процессуальном решении руководства ВАС РФ по проведению реформы упрощенного производства.

ВЫВОДЫ

Обжалование судебных актов в вышестоящих инстанциях растет, и можно предположить, что будет расти в дальнейшем.

При росте обжалованных судебных актов не только не наблюдается в такой же пропорции увеличение количества их отмен, а, наоборот, их число снижается, то есть в подавляющем большинстве жалобы лиц, участвующих в деле, являются необоснованными.

Можно с известной долей уверенности предположить, что в недалеком будущем наступит предел физических возможностей судей и аппарата прежде всего апелляционных судов, а затем и других вышестоящих судов по пересмотру судебных актов с обеспечением качества правосудия. При этом вопрос беспредельного увеличения штатов как нереальный и тупиковый не рассматривается.

Исправление этой ситуации требует законодательных решений, что подтверждается приведенными статистическими данными после изменений, внесенных в АПК РФ. Снижение числа обжалованных судебных актов в судах кассационной инстанции в 2010 — 2011 годах также связано с упомянутым законодательным решением, инициированным ВАС РФ.

Причины растущего обжалования судебных актов судов первой инстанции могут быть самыми различными:

  • несогласие с судебным актом и желание защитить свои права;
  • стремление не допустить вступления судебного акта в законную силу, используя механизм оставления апелляционной жалобы без движения;
  • иные виды злоупотребления процессуальными правами с целью уклонения от исполнения судебного акта;
  • низкая государственная пошлина в апелляционной и кассационной инстанциях, стимулирующая обжалование;
  • перепроизводство низкоквалифицированных юристов, обжалующих решения по судебным делам, не имеющим перспективы;
  • незнание норм (Арбитражный процессуальный кодекс Статья АПК РФ), в том числе ограничений обжалования в кассационной инстанции, что привело в последние годы к росту возвратов кассационных жалоб во всех судах, и злоупотребление институтом оставления кассационной жалобы без движения.

И это, безусловно, неполный перечень.

НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Как указывалось выше, существуют пределы физических возможностей вышестоящих судебных инстанций по рассмотрению жалоб и заявлений. Если мы, конечно, говорим о качественном правосудии, а не о его профанации. Резервы увеличения числа судей практически исчерпаны по всем известным причинам. Даже ВАС РФ, несмотря на имеющиеся вакансии, не в состоянии будет справиться с растущим количеством заявлений.

Автор далек от мысли, что в рамках данной статьи ему удалось настолько глубоко изучить вопрос, чтобы предложить исчерпывающие меры для решения проблемы. В связи с чем предлагаемое носит, скорее, постановочный характер и требует серьезного анализа причин роста обжалования судебных актов и дальнейшей проработки предложений по его снижению со стороны ВАС РФ и ученых-процессуалистов. На наш взгляд, для изменения ситуации можно применить следующие меры:



    пресечение затягивания рассмотрения дел и воспрепятствования вступлению судебных актов первой инстанции в силу с использованием процессуального института оставления апелляционной жалобы без движения. Этот институт, введенный законодателем в 2002 году для облегчения подачи жалобы, стал массово использоваться недобросовестными должниками. И сегодня, по информации некоторых апелляционных судов, в отдельные периоды количество оставленных без движения апелляционных жалоб может достигать 50% всех апелляционных жалоб по гражданским делам. Думается, что одной из причин незначительного обжалования решений по делам упрощенного производства является то, что они подлежат незамедлительному исполнению. Сегодня те же тенденции роста количества жалоб, оставленных без движения, прослеживаются и в суде кассационной инстанции;

запрет на принятие новых доказательств после рассмотрения дела в суде первой инстанции, а может быть, и после завершения подготовки дела к судебному разбирательству и его неукоснительное проведение в жизнь вышестоящими судебными инстанциями;

дальнейшее развитие института взыскания судебных издержек, включая:

полное возмещение расходов на оплату услуг представителя в судах вышестоящих инстанций, в том числе с третьих лиц, подающих жалобы;

фактическое взыскание расходов на оплату судебных представителей государственных и муниципальных органов;

развитие и всемерная поддержка досудебной работы юристов по урегулированию споров с отнесением судебных расходов на недобросовестную сторону, уклоняющуюся от такого урегулирования;

введение профессионального представительства в арбитражных судах либо статуса «судебный юрист» (с соответствующей квалификационной проверкой и аккредитацией);

  • проработка возможности изменения размера госпошлины в части возврата к взысканию госпошлины в процентном отношении к цене иска в суде апелляционной и кассационной инстанций;
  • постоянная работа с государственными и муниципальными органами по разъяснению правовых подходов арбитражных судов, включая прямое их информирование в целях избежания массового обжалования судебных актов по делам, практика по которым сформирована;
  • изучение европейского опыта сокращения числа обжалований судебных актов и его научная проработка с целью подготовки рекомендаций для судебно-арбитражной системы.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector